РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2014 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре Луценко В.В.,
с участием прокурора Пригородного района Свердловской области Мазырина А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-2224/14 по исковому заявлению Прокурора Пригородного района города Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного электросетевого имущества,
установил:
29 июля 2014 года прокурор Пригородного района Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного электросетевого имущества.
В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Пригородного района, установлено, что на территории Горноуральского городского округа находится <...> бесхозяйных объектов электросетевого имущества: <...> с ответвлением на <...>), техническая характеристика объекта - опоры деревянные с ж/б приставками - 9 <...> - в земляной траншее - <...> с ответвлениями <...>), техническая характеристика объекта - опоры деревянные с ж/б приставками-<...> - в земляной траншее - <...> до амбулатории по <...> <...>), техническая характеристика <...> <...> техническая характеристика объекта - силовой трансформатор <...> <...>),техническая характеристика объекта - железобетонные опоры - <...>-<...>), техническая характеристика объекта - силовой трансформатор <...> <...>), техническая характеристика объекта - силовой трансформатор <...> <...>. По информации ЗАО «Тагилэнергосети» данная организация обслуживает объекты электроснабжения, находящиеся на территории Горноуральского городского округа, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №. Указанные выше бесхозяйные объекты технологически связаны с арендованным им имуществом. В соответствии с пунктами 1-3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено Законами, от прав собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно п. 5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 (ред. от 12.11.2004), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе его план, удостоверенные органом по учету объектов недвижимого имущества. На основании ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения. Таким образом, действующее законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления названными органами для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся. Иные органы данным правом не обладают. В соответствии с приложением № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 предприятия и объекты электроэнергетики отнесены к федеральному имуществу за исключением объектов, указанных в приложении № 3. Согласно п. 1 приложения № 3 к указанному выше постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Указанные выше бесхозяйные объекты электросетевого имущества не имеют собственника. Электросетевые объекты предназначены для длительного использования для нужд населения. Несвоевременное принятие мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных электросетевых объектов и отсутствие собственника имущества может привести к ухудшению состояния данных объектов и в конечном итоге их нерабочему состоянию, и как следствие к нарушению прав граждан (потребителей электрической энергии) на бесперебойное обеспечение их электроэнергией. Согласно ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 29 Устава Горноуральского городского округа исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия. В соответствии с п.п.6 п.1 ст. 30 Устава Горноуральского городского округа организация электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к полномочиям администрации городского округа. Просит обязать администрацию Горноуральского городского округа обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей указанных выше объектов электросетевого имущества.
В судебном заседании прокурор Пригородного района города Свердловской области Мазырин А.А. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представитель третьего лица ЗАО «Тагилэнергосети» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Суд, обсудив неявку представителя ответчика, определил в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 указанного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы (Росреестра) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 2).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 5).
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы (пункт 7).
Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается (пункт 12).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов (пункт 13).
До внесения в Единый государственный реестр прав записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет (пункт 14).
Если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано (пункт 20).
Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав (пункт 21).
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности (пункт 31).
Государственная регистрация права собственности на находящийся на учете объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта (пункт 32).
Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет (пункт 33).
Письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> разъяснено, что в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества.
Таким образом, государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства спорные объекты электросетевого хозяйства являются бесхозяйным недвижимым имуществом.
Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, оформление такого имущества в муниципальную собственность осуществляет уполномоченное структурное подразделение администрации. После получения всех необходимых документов, уполномоченное структурное подразделение администрации в соответствии с действующим законодательством ставит на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и слеток с ним.
В п. 5 разд. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 580 основанием постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Данное положение закона носит императивный, а не диспозитивный характер, т.е. предписывает в обязательном, порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
Наличие спорного электросетевого хозяйства в качестве объекта недвижимого имущества подтверждается ответом ЗАО «Тагилэнергосети» № от ДД.ММ.ГГГГ., ответом администрации Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.
Собранными в настоящем гражданском деле документами, подтверждающими, что спорные объекты электросетевого хозяйства не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются: информация Нижнетагильского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отсутствии зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества - спорные объекты электросетевого хозяйства <...>), техническая характеристика объекта - опоры деревянные с ж/б приставками - <...> шт., <...> с ответвлениями <...> (с. <...> техническая характеристика объекта - опоры деревянные с ж/б приставками-<...> - в земляной траншее - <...> до амбулатории по ул.<...> - по деревянным опорам -<...><...> <...> <...> техническая характеристика объекта - силовой трансформатор <...> <...> (совместная подвеска с <...>) <...>),техническая характеристика объекта - железобетонные опоры - <...> <...>-<...> техническая характеристика объекта - силовой трансформатор <...>.; Трансформаторная <...>), техническая характеристика объекта - силовой трансформатор <...> (п. <...> техническая характеристика объекта - ф. Больница: ж/б <...>
К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п.п.6 п.1 ст. 30 Устава Горноуральского городского округа организация электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к полномочиям администрации городского округа.
Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П, определения от 10 апреля 2002 года N 92-О, от 6 марта 2008 года N 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П).
В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (пункт 1 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
При этом указанные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не вменяют в обязанность, а предусматривают возможность для муниципальных образований иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.
В обоснование своих исковых требований прокурором Пригородного района Свердловской области представлены следующие документы: ответ ЗАО «Тагилэнергосети» № от ДД.ММ.ГГГГ.; письмо Администрации Горноуральского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что объекты электросетевого хозяйства принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании конкретным лицам, ответчиком не представлено.
Согласно представленного уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на спорные объекты.
Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер и не преследует цель защиты исключительно прав хозяйствующих субъектов.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления является единственным субъектом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, исполнение спорной обязанности следует возложить на Администрацию Горноуральского городского округа.
В свою очередь, непринятие Администрацией Горноуральского городского округа мер к постановке на учет выявленного бесхозяйного электросетевого имущества, нарушает право неопределенного круга лиц.
Предъявляя настоящий иск, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации". Обоснование своего права на предъявление настоящего иска приведено прокурором в исковом заявлении, оно является убедительным и основан на фактических обстоятельствах дела.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ с учетом необходимости сбора документов, содержащих описание спорного объекта недвижимости, носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск прокурора Пригородного района города Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа по Свердловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Росреестра Свердловской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей:
Воздушная <...>» от разъединителя <...>ответвлением на <...>), техническая характеристика объекта- опоры деревянные с <...>
Воздушная <...>), техническая характеристика объекта- опоры деревянные с приставками-<...>
Кабельная <...> до амбулатории по ул<...>
Воздушная <...>;
Мачтовая трансформаторная подстанция <...>Черноисточинск), техническая характеристика объекта - <...>
Воздушная <...>
Трансформаторная подстанция <...>
Трансформаторная подстанция <...>
<...>
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 06 октября 2014 года.
Судья - подпись.
Копия верна.
Судья - Т.А.Орлова