Дело № 2-369/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2015 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Климовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Илющенко В. А. об обжаловании бездействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,
У С Т А Н О В И Л:
Илющенко В.А. обратился в суд с указанным заявлением по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ через интернет-сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Служба) им было направлено обращение, адресованное данной службе, по вопросу недостоверности указанных на сайте размеров государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество. В этот же день на адрес его электронной почты поступило письмо, содержащее отметку о получении и прочтении его обращения, и был воспроизведен текст его обращения. С даты получения заинтересованным лицом вышеназванного обращения прошло более месяца и 10 дней, срок для ответа на обращение истек, но ответа не получено. Вследствие этого нарушено право заявителя на обращение в органы государственной власти и право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Кроме того, бездействием Службы нарушены требования действующего законодательства, а именно то, что обращение, поступившее в государственный орган подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; ответ на обращение должен быть направлен заявителю в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении; обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Службы, выразившееся в отсутствии рассмотрения обращения от ХХ.ХХ.ХХ и направлении ответа на него, обязать рассмотреть заявление по существу и дать ответ на него и взыскать <...> в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.
Впоследующем заявитель, представив письменные заявления, указал, что в его адрес ХХ.ХХ.ХХ посредством электронной почты поступило письмо Службы от ХХ.ХХ.ХХ, в котором содержится ответ по существу его обращения, в связи с чем, просил признать незаконным нарушение Службой срока на рассмотрение его обращения от ХХ.ХХ.ХХ и отправки на него ответа и признать незаконным бездействие по непредставлению в установленный срок ответа на его обращение от ХХ.ХХ.ХХ. Указанные требования приняты судом к рассмотрению совместно с первоначальными требованиями заявителя, поскольку он в установленном законом порядке не отказался от первоначально заявленных требований.
Заявитель в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Дадакин В.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве и указал, что ответ на обращение заявителя был направлен ХХ.ХХ.ХХ, в связи с чем, право заявителя на получение письменного ответа по существу поставленных вопросов нарушено не было и основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие гарантии по защите гражданами своих прав и законных интересов закреплены в ст. 45 и 46 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
По правилам ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций и их должностным лицам.
Из п.1 ст. 4 Закона следует, что под обращением гражданина следует понимать направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалобу, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 5 Закона гражданин при рассмотрении обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья 8 Закона определяет порядок направления и регистрации письменного обращения, из которого следует, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постановленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина.
Статья 9 Закона гарантирует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушений прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 14 Закона). В соответствии со ст. 15 Закона лица, виновные в нарушении данного Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствии со ст. 10 Закона дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона (п. 4), уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (п. 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, в соответствии со ст. 12 Закона рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (с посл. изм.) гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Как следует из письменных материалов дела, Илющенко В.А. ХХ.ХХ.ХХ посредством Интернет-сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии обратился в данную службу по вопросу недостоверности указанных на сайте размеров государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем заинтересованного лица, что обращение дошло до адресата и ХХ.ХХ.ХХ, то есть в установленный ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, было зарегистрировано.
Ответ на обращение Илющенко В.А. был дан ХХ.ХХ.ХХ, то есть в нарушение ст. 12 упомянутого Закона.
Оценивая представленные по делу доказательства, учитывая разъяснения Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд соглашается с доводом заявителя о нарушении месячного срока рассмотрения обращения заявителя. Вместе с тем, в силу толкования ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, ст. 255 ГПК РФ, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке публичного производства является издание органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Необходимым условием для удовлетворения заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что само по себе несоблюдение заинтересованным лицом срока рассмотрения и направления ответа на обращение заявителя в данном случае не привело к нарушению его прав и законных интересов, поскольку ответ им получен, что не оспаривается заявителем, в связи с чем, указанное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд учитывает, что нарушение срока было незначительным, что не является существенным нарушением установленного законом порядка при рассмотрении обращения гражданина.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2015 года.