Решение по делу № 33-1682/2020 от 17.03.2020

г.Сыктывкар     Дело № 2-389/2019 (33-1682/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Перминовой Н.А.,

судей Круковской А.В., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2020 года дело по апелляционной жалобе Туркиной М.Д. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Отказать Туркиной М.Д. в удовлетворении требований к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании начислений взносов за капитальный ремонт незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании уплаченной суммы взносов за капитальный ремонт, компенсации морального вреда, и к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о взыскании неполученных сумм компенсации на оплату взносов на капитальный ремонт, компенсации морального вреда.».

Заслушав доклад судьи Круковской А.В., пояснения истца Туркиной М.Д., представителя ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» Жолудь С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Туркина М.Д. обратилась в суд с иском к Фонду Республики Коми капремонта МКД о признании начислений взносов на капитальный ремонт за период с 2014 года по июнь 2018 года в сумме 4822 рубля незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании уплаченной суммы взносов на капитальный ремонт в размере 4822 рубля, неполученной суммы компенсации на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 1701,52 руб., компенсации морального вреда.

В обоснование иска истец указала, что впервые квитанция на оплату поступила ей в июне 2018 года с указанием задолженности за 4 года, ранее никаких квитанций и извещений Фондом капремонта не направлялось, поэтому начисление суммы задолженности считает незаконным. Кроме того, отсутствие в квитанции её фамилии имени и отчества причинило ей моральные и нравственные страдания, которые подлежат компенсации.

09.04.2019 Туркина М.Д. дополнила иск требованиями к ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» о взыскании суммы компенсации на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 1701,52 руб. и компенсации морального вреда, указывая на необоснованный отказ учреждения в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт за период с 2014 года по июнь 2018 года.

В судебном заседании суда первой инстанции Туркина М.Д. уточненные требования поддержала, просила взыскать с Фонда Республики Коми капремонта МКД 4822 рубля, уплаченных ею по соглашению от 14.08.2018 в счет погашения задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, и компенсацию морального вреда, а с ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» - сумму неполученной за период с 2014 года по июнь 2018 года меры социальной поддержки в виде компенсации на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 1701,52 руб. и компенсацию морального вреда.

Ответчики с иском не согласились.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Туркина М.Д., ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В письменных возражениях ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Ответчик Фонд Республики Коми капремонта МКД в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда в части требований, предъявленных к нему, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, по требованиям, предъявленным ко второму ответчику, считает, что судом первой инстанции не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11.07.2019 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18.04.2019 отменено в части отказа Туркиной М.Д. в удовлетворении требований к НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о взыскании неполученной суммы компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт, компенсации морального вреда. Принято по делу в указанной части новое решение, которым взыскана с НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу Туркиной М.Д. неполученная компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в сумме 1701,52 руб., компенсация морального вреда в размере 4000 рублей. Взыскана с НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» государственная пошлина в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в размере 700 рублей».

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2020 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11.07.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Туркина М.Д. апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, дополнительно пояснила, что решение суда Фондом исполнено 10.10.2019.

Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» Жолудь С.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции 14 мая 2020 года с доводами апелляционной жалобы истца не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Ответчик НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.

В соответствии со ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Туркина М.Д., <Дата обезличена> года рождения, является инвалидом первой группы. На праве собственности с 1997 года ей принадлежит квартира ....

Туркина М.Д. является получателем мер социальной поддержки в рамках Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». С 01.04.2017 состоит в ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» на персонифицированном учете по категории «... до этого состояла на учете по категории «инвалид».

Из материалов дела следует, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014-2043 годы была опубликована 30.01.2014 на официальном интернет – портале Республики Коми http:www.rkomi.ru, следовательно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников в многоквартирных домах указанных в программе и расположенных на территории Республики Коми возникла с 01 октября 2014 г. Многоквартирный дом, в котором находится квартира истца, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на территории Республики Коми, утв. Постановлением Правительства РК 30 декабря 2013 г. N 572.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 23.10.2014 N 10/3977 определен способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома ответчика - на счете регионального оператора НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

В целях формирования фонда капитального ремонта НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в отношении объекта недвижимости – квартиры <Адрес обезличен> открыт лицевой счет ....

В июне 2018 года Туркиной М.Д. получена квитанция №1336640689 от 26.04.2018, в которой собственнику жилого помещения начислена сумма взносов на капитальный ремонт за апрель, май и июнь 2018 года в размере ... руб. (по 123 руб. ежемесячно), а также отражена задолженность на 01.04.2018 в размере ... руб., всего ... руб.

30.07.2018 Туркина М.Д. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, представив квитанцию №1337005249.

06.08.2018 ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» уведомило Туркину М.Д. об отказе в предоставлении компенсации ввиду наличия задолженности, отраженной в платежном документе.

14.08.2018 между Фондом капремонта и Туркиной М.Д. заключено соглашение №3395 от 14.08.2018 о погашении задолженности по взносам на капитальный ремонт в сумме ... рубля в течении шести месяцев.

В этот же день Туркина М.Д. вновь обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт, представив соглашение о погашении задолженности.

По решению ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» от 27.08.2018 компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт назначена Туркиной М.Д. с 01.09.2018.

Разрешая требования Туркиной М.Д. к Фонду Республики Коми капремонта МКД, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.169, 171 Жилищного кодекса РФ и, установив, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014-2043 годы, в которую включен дом , где находится квартира истца, опубликована на официальном интернет-портале Республики Коми 30.01.2014, пришел к выводу о том, что начисление Фондом капремонта сумм взносов на капитальный ремонт с 01.10.2014 (по истечении 8 месяцев, начиная с февраля 2014) является правомерным и соответствует положениям ч.3 ст.169 ЖК РФ, в связи с чем оснований для освобождения Туркиной М.Д. от уплаты взносов на капитальный ремонт не нашел.

Учитывая отсутствие требований со стороны Фонда капремонта о взыскании пени за несвоевременную уплату взносов, а также тот факт, что отсутствие в квитанции фамилии имени и отчества собственника квартиры не свидетельствует о неправомерности действий Фонда капремонта, суд первой инстанции, руководствуясь ст.151 Гражданского кодекса РФ, отказал в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда с Фонда капремонта.

Разрешая требования Туркиной М.Д. к ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», суд руководствовался частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.13 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115, которыми предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Поскольку на момент обращения Туркиной М.Д. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки у неё имелась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, суд посчитал отказ ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» в предоставлении соответствующей компенсации правомерным.

Оснований для взыскания с ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» в пользу Туркиной М.Д. суммы компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт рассчитанной за период с февраля 2016 по август 2018 (1701,52 руб.) суд не нашел, указав, что компенсация назначается с даты представления необходимых документов и на будущее время, а истец с соответствующим заявлением в указанный период не обращалась.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела нарушений прав Туркиной М.Д. со стороны ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» не установлено, её требования о взыскании компенсации морального вреда с данного ответчика также оставлены судом без удовлетворения.

В силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Взнос на капитальный ремонт, как указано в части 2 статьи 154 ЖК РФ, включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

На основании ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со ст.171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч.3 ст.169 ЖК РФ).

В соответствии с п.1 ст.5 Закона Республики Коми от 24.06.2013 №57-РЗ (в ред. от 24.04.2019) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящей части.

С учетом указанных норм, включения дома, в котором находится квартира Туркиной М.Д., в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на территории Республики Коми и времени опубликования региональной программы капитального ремонта, суд пришел к обоснованному выводу, что начисление Фондом капремонта сумм взносов на капитальный ремонт с 01.10.2014 (по истечении 8 месяцев, начиная с февраля 2014) является правомерным и соответствует нормам действующего законодательства.

Факт невыставления счетов на оплату взносов на капитальный ремонт не свидетельствует о незаконности действий по начислению взносов на капитальный ремонт с 01.10.2014 и не является основанием для освобождения истца от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, как обосновано указал суд первой инстанции, поскольку данная обязанность возникает в силу прямого указания в законе.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что бездействие НКО РК «Региональный фонд капитального ремонта МКД» по оформлению и направлению в адрес истца в спорный период квитанций на оплату взносов повлекло убытки в виде утраты истцом права на компенсацию расходов по взносам на капитальный ремонт, предоставляемую ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», судебная коллегия полагает заслуживающими внимания в силу следующего.

В соответствии с п.1 ст.15 Гражданского кодекса РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (абзац первый пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Таким образом, поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо наличие всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Из содержания искового заявления Туркиной М.Д. усматривается, что основанием ее обращения в суд с требованием о возмещении убытков в виде неполученной ею в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в сумме 1701,52 рублей за период с января 2016 года по август 2018 года явилось ненадлежащее исполнение НКО Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» своих обязанностей по направлению ей соответствующих квитанций.

Следовательно, для привлечения НКО Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения Туркиной М.Д. убытков в размере неполученной ею компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с наличием у истца убытков в связи с ненадлежащим осуществлением НКО Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» своих обязанностей по своевременному направлению в адрес ответчика квитанций, при этом на причинителе убытков (НКО Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов») лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины, поскольку установленная законом презумпция вины причинителя вреда (убытков) предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (в данном случае убытков в виде неполученной компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт), а также доказательства того, что именно НКО Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» является причинителем вреда (убытков) или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (убытки).

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (действующей с 1 января 2016 года) инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Частью 2.1 ст.169 ЖК РФ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Пунктом 2 ст.19.2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» предусмотрено, что одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, не получающим компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с федеральным законодательством, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п.46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

В пункте 47 указанного постановления разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

В соответствии с п.п.6 п.3 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РК от 05.05.2009 N 115, для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин (лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) (далее - заявитель) представляет в центр или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания гражданина в том числе, платежные документы, содержащие сведения о начисленных суммах платежей на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт), представляются гражданами, являющимися собственниками жилого помещения (доли собственности в жилом помещении).

Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 761 для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Положения о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт были внесены в ст.171 Жилищного кодекса РФ Федеральным законом от 22.01.2019 N 1-ФЗ.

Соответствующий порядок предоставления информации о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме региональным оператором или владельцем специального счета в Республике Коми был утвержден постановлением Правительства РК от 19.06.2019 №299.

С учетом приведенных норм, для получения субсидии на оплату взносов на капитальный ремонт Туркина М.Д. при обращении в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» за предоставлением компенсации обязана была предоставить, в том числе, платежные документы, содержащие сведения о начисленных суммах платежей на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за спорный период.

По информации НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» лицевой счет на квартиру истца был открыт 25.01.2018, квитанция № 1336640689, содержащая сведения о начислении суммы взносов на капитальный ремонт за апрель, май и июнь 2018 года в размере ... руб. (по 123 руб. ежемесячно), а также о задолженности на 01.04.2018 в размере ... руб., была направлена по адресу жилого помещения, принадлежащего истцу, в апреле 2018 года.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что указанная квитанция получена истцом в июне 2018 года, ранее иных квитанций она не получала.

Согласно ч.1 ст.7 ЖК РФ, ч.1 ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п.9 ч.2 ст.182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт по адресу нахождения помещения, за которое вносится взнос.

В нарушение положений ст.56 ГПК РФ ответчиком Фондом Республики Коми капремонта МКД не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что им надлежащим образом была исполнена обязанность, установленная положениями ст.171, п.9 ч.2 ст.182 ЖК РФ.

Из материалов дела следует, что за назначением субсидии истец впервые обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» в июле 2018 года, однако получила отказ в её назначении в связи с наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, в соответствии с соглашением о погашении задолженности №3395 от 14.08.2018 Туркина М.Д. оплатила полностью сумму, указанную в квитанции № 1336640689, и повторно обратилась за предоставлением компенсации в августе 2018 года, компенсация ей была назначена с сентября 2018 года.

При своевременном направлении ответчиком в адрес истца квитанций о начисленных взносах на капитальный ремонт истец имела право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт за период с января 2016 года по март 2017 года как инвалид первой группы в соответствии с частью 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 50% указанного взноса, а с апреля 2017 года по август 2018 года как одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет в размере 100% взноса на основании части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 19.2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ.

Отсутствие в электронной базе данных Росреестра сведений о квартире истца до 2018 года не лишало НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возможности выяснить необходимые сведения в БТИ, в жилищном органе.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в связи с неисполнением НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанности по своевременному формированию и направлению платежных документов истцу были причинены убытки в виде недополученной меры социальной поддержки за период с января 2016 года по август 2018 года в размере 1701,52 руб., которые подлежат взысканию с данного ответчика в пользу истца, доказательств отсутствия вины в причиненных истцу убытках ответчиком не представлено.

При этом судебная коллегия, разрешая указанные требования, принимает во внимание, что уточняя исковые требования, Туркина М.Д. от первоначальных требований не отказывалась.

В соответствии с п.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Несоблюдение нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, предусмотренная Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ, относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и одиноко проживающих лиц, достигших возраста 80 лет, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Лишение без установленных законом оснований возможности получения мер социальной поддержки нарушает не только непосредственно имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт МКД, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования Туркиной М.Д. о взыскании компенсации морального вреда с некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», как с лица, нарушившего право истца на своевременное получение компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт. Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства данного дела и обстоятельства нарушения прав истца, личность и возраст истца, и считает разумной и справедливой сумму компенсации в размере 4000 рублей.

Таким образом, решение суда подлежит отмене в части.

В соответствии со ст. 103 гражданского процессуального кодекса российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 700 рублей (400 руб. за имущественные требования + 300 руб. за требования о компенсации морального вреда).

Оснований для отмены решения суда в части требований, предъявленных к ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» судебная коллегия также не находит, учитывая, что в соответствии с действующим законодательством компенсация расходов назначается по заявлению гражданина с момента представления необходимых документов и на будущее время. Из материалов дела следует, что по заявлению истца при предоставлении необходимых документов, компенсация расходов ей была назначена. Следовательно, нарушения прав истицы со стороны ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 апреля 2019 года отменить в части отказа ... в удовлетворении требований к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о взыскании неполученной суммы компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт, компенсации морального вреда.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым:

«взыскать с Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу Туркиной М.Д. неполученную компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в сумме 1701,52 руб., компенсацию морального вреда в размере 4000 рублей.

Взыскать с Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» государственную пошлину в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в размере 700 рублей».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-1682/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Туркина Маргарита Дмитриевна
Ответчики
ГБУ РК ЦСЗН г.СЫктывкара
НО РК Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Круковская А. В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.04.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2020Передано в экспедицию
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее