Решение по делу № 2-1806/2014 от 20.05.2014

Дело № 2-1806/2014

Решение

Именем Российской Федерации

24 июня 2014 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Мкртумян Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова А.М., Ивановой О.В., действующих также в интересах несовершеннолетнего Иванова Н.А. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права собственности,

Установил:

Истцы Иванов А.М., Иванова О.В., действующие также в интересах несовершеннолетнего Иванова Н.А. обратились в суд и просят признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по <адрес>, в равных долях, по 1/3 доли за каждым, прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управление 1-го отдела (г. Самара) ФГУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ на указанную квартиру.

Свои требования мотивируют тем, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от <дата> <номер> Иванов А.М. является нанимателем квартиры <адрес>. Квартира находится в федеральной собственности, наймодателем является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ 1-го отдела (г. Самара) ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ. Квартира состоит из <данные изъяты> комнат, имеет согласно договора социального найма общую площадь <данные изъяты>. Вместе с Ивановым А.М. в квартире проживают члены его семьи: жена Иванова О.В. и несовершеннолетний сын Иванов Н.А., <дата> рождения. Истцы приняли решение приватизировать занимаемую ими по договору социального найма квартиру с передачей квартиры в общую совместную собственность. 22.02.2014 года истец Иванов А.М. обратился в 1-й отдел (г. Самара) ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ с заявлением о бесплатной передаче в собственность квартиры, занимаемой истцами на условиях договора социального найма, однако им был получен отказ, в связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность. Одновременно сообщалось, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. В связи с тем, что занимаемая истцами квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», считают, что отказ ответчика в приватизации указанной квартиры нарушает их право на приватизацию квартиры и является неправомерным.

Истцы Иванов А.М., Иванова О.В., действующие также в интересах несовершеннолетнего Иванова Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают и просят их удовлетворить (л.д.54-55).

Ответчик представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.46), возражений против заявленных требований и заявлений об отложении дела в суд не представил.

Ответчик представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.46а, 48-48а), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, вынести решение согласно действующему законодательству (л.д.50).

Третье лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Серпуховский отдел в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д.45), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.47).

При таких обстоятельствах суд считает, возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Проверив письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Материалами дела установлено, что спорным является жилое помещение <адрес>, на которое имеется запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации и оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.42).

Как усматривается из материалов дела <дата> между Наймодателем – ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ («Центррегионжилье»), в лице начальника 1 отдела (г. Самара) ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ, и Нанимателем – Ивановым А.М. заключен договор социального найма жилого помещения <номер> о предоставлении Иванову А.М. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование спорного жилого помещения (л.д.9-14).

Из технического паспорта на спорную квартиру усматривается, что сведения о правообладателях отсутствуют (л.д.15-22).

На спорную квартиру, расположенную <адрес>, предоставлен кадастровый паспорт, из которого усматривается, что объект поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый <номер> (л.д.23-24).

Как усматривается из выписки из домовой книги в квартире <адрес>, зарегистрированы Иванов А.М., Иванова О.В., Иванов Н.А. (л.д.28). Задолженности по жилищно-коммунальным услугам нет (л.д.29).

В материалы дела представлены копии паспортов Иванова А.М., Ивановой О.В. (л.д.30-31).

Родителями Иванова Н.А. являются Иванов А.М. и Иванова О.В. (л.д.32).

Иванов А.М. и Ц. заключили брак <дата>, после заключения брака жене присвоена фамилия Иванова (л.д.33).

Из ответа 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 28.03.2014 года на заявление истца Иванова А.М. о передаче ему и членам его семьи в собственность спорной квартиры усматривается, что в настоящее время реализация права на безвозмездное получение жилья в собственность от Министерства обороны РФ возможна при рассмотрении в порядке судебного производства (л.д.8).

Истцы в приватизации жилья не участвовали и собственности не имеют (л.д.25-27).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В ст.1 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что приватизация жилья - бесплатная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Закона, в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Положениями ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждением, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П и Федеральным законом РФ от 11.06.2008 N 84-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст.7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилья в собственность оформляется договором передачи, заключаемым с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься в двухмесячный срок.

В силу ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ.

Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.

Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".

Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

В соответствии с подпунктом 43 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Как указано в подпункте 68 пункта 7 вышеназванного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение – квартира <адрес>, предоставлена истцам в установленном законом порядке по договору социального найма, истцы зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении, однако, из-за уклонения ответчиков от передачи квартиры в собственность граждан, отсутствия регламентированной процедуры передачи жилья в собственность военнослужащим, истцы в свою очередь не могут реализовать свое право на приватизацию. Указанные обстоятельства не могут быть положены в обоснование отказа в иске, так как право истцов не может быть нарушено из-за допущенных упущений со стороны ответчиков.

В связи с тем, что истцы изъявили желание на приватизацию жилого помещения, ранее не использовали свое право на бесплатную приватизацию другого жилого помещения, суд считает требования истцов основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Разрешая спор, суд, руководствуется положениями Закона РФ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу о том, что истцы и их несовершеннолетний сын имеют право приобрести спорное жилое помещение в собственность при наличии волеизъявления в порядке, предусмотренном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии со ст.7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.

Государство установившее в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Материальным основанием для приватизации гражданином жилых помещений государственного жилищного фонда является занятие этих помещений на условиях социального найма

Поскольку в данном случае жилое помещение, занимаемое истцами, предоставлено им на законных основаниях по договору социального найма, ранее участия в приватизации истцы не принимали, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. При этом отсутствие нормативной базы по порядку передачи в собственность граждан жилых помещений, принадлежащих Министерству Обороны РФ, не должно лишать истцов права на приватизацию жилья, которое они занимают по договору социального найма.

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности истцов на спорное жилое помещение, и внесения записи о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Иванова А.М., Ивановой О.В., действующих также в интересах несовершеннолетнего Иванова Н.А. удовлетворить.

Признать за Ивановым А.М., Ивановой О.В., Ивановым Н.А. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру, расположенную по <адрес> – по 1/3 доли за каждым.

Настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности Иванова А.М., Ивановой О.В., Иванова Н.А. и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на квартиру, расположенную <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2014 года

2-1806/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова О.В.
Иванов А.М.
Ответчики
Министерство Обороны РФ
1-ый отдел ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО Серпуховский отдел
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
20.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2014Передача материалов судье
22.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2014Судебное заседание
30.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2014Дело сдано в канцелярию
01.08.2014Дело оформлено
08.10.2014Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.10.2014Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.10.2014Судебное заседание
16.10.2014Дело сдано в канцелярию после рассмотрения ходатайства/заявления
24.06.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее