Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Князевой Н.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор предъявил в интересах Князевой Н.В. в Минусинском городском суде иск к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании незаконным решения ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Князевой Н.В. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организации.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что была проведена на основании обращения Князевой Н.В. в прокуратуру проверка, в ходе которой установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с указанным заявлением, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организации. Ответчик пришел к выводу, что Князевой Н.В. не было представлено разрешение на строительство, а представлено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, которое, не может быть принято УПФ РФ в качестве разрешения на строительство. Прокурор не согласился с позицией ответчика и обратился в суд, так как полагает, что разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдано до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и является действующим, что подтверждено Городской инспекцией архитектурно-строительного надзора.
Прокурор, истица Князева Н.В. в судебном заседании на требованиях настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Третье лицо Князев И.В. требования по иску о признании решения ответчика незаконным поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Рамбургер О.А. по доверенности (л.д. 71) суду пояснила, что требования прокурора понятны, с требованиями не согласна, так как истец не представил необходимый документ, а именно разрешение на строительство, а представленное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ таковым не является. В суд стороной истца представлен письменный отзыв (л.д. 72).
Выслушав прокурора, истицу, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора о признания решения ответчика незаконным подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
Оспариваемым решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) истице было отказано в удовлетворении её заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организации в соответствии со ст. 8, п.2 пп. 2 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с требованиями п. 5 ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.10 (2) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "а" пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке:
- копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
- копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат;
- копию свидетельства о государственной регистрации права собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства - в случае если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на его реконструкцию;
- письменное обязательство лица (лиц), на которое оформлено разрешение на строительство, в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Лицо, получившее сертификат, представляет также документ, подтверждающий наличие у него банковского счета с указанием реквизитов этого счета.
Согласно требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п.3 ст. 8 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, признаются действительными.
Согласно оспариваемого Решения № от ДД.ММ.ГГГГ истицей ответчику было представлена копия разрешения на выполнение строительно-монтажных работ (л.д. 9).
Само разрешение было представлено суду обозрения и его копия имеется в материалах дела (л.д. 10).
Из текста самого разрешения следует, что оно выдано супругу истицы (третье лицо по делу) ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ срок действия разрешения продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно позиции выдавшего указанное разрешение органа, изложенной письменно, оснований для выдачи нового разрешения на бланке нового образца нет. В ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство выдавалось на бланках именно такого образца (л.д. 4).
Кроме того, начальник инспекции архитектурно-строительного контроля г. Минусинска ДД.ММ.ГГГГ указал, что разрешение на выполнение строительно-монтажных работ является разрешением на строительство (л.д. 77).
Оценивая доводы участников процесса, а также все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что позиция ответчика о том, что истицей не было представлено разрешение на строительство не основано на Законе.
Так, суд приходит к выводу, что оценка представленного истицей разрешения должна даваться не из ходя их его наименования (названия), а исходя из того какими правами оно наделяет лицо, которому выдано, то есть исходя из его содержания.
Так согласно разрешения № (л.д. 9) оно выдано Князеву И.В. на выполнение строительно-монтажных работ по строительству индивидуального жилого дома, а также хозпостроек.
Законодатель, предусмотрев в перечне документов, представляемых в УПФР РФ для получения разрешения на использование материнского капитала, такой документ как разрешение на строительство преследовал цель исключить расходование указанных денежных средств на самовольное строительство.
Строительство индивидуального жилого дома семьей истицы производится на основании выданного разрешения, которое действует на момент рассмотрения дела судом.
Действующее законодательство не предполагает наличие двух действующих разрешений на строительство одного и того же объекта индивидуального строительства, тем более нет правовой нормы, которая бы возлагала на застройщика и орган местного самоуправления обязанность по замене ранее выданного разрешения на разрешение нового образца.
Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, выданное Князеву И.В. ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03 июня 1992 года № 131, который утратил силу в 2014 году, то есть выдано и получено в установленном Законом порядке.
Судом установлено отсутствие злоупотребления правом истицей при обращении к ответчику с указанным заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Строительство индивидуального жилого дома семьей истицы за счет средств материнского капитала будет являться способом реализации положений Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах Князевой Н.В. подлежат удовлетворению, так как отказ истице в распоряжении средствами материнского капитала по указанному основанию не основан на Законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Князевой Н.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 16.01.2015 года