2-1014/2013
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2013г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2013 года г. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием истца Газизова И. Г., представителя ответчика Ахмадеева В.Ф., при секретаре Волковой К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Газизова И. Г. к администрации Муниципального образования Красноуфимский округ о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и о возложении обязанности принять решение о смене разрешенного вида использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Газизов И.Г. обратился в суд к администрации Муниципального образования Красноуфимский округ о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и о возложении обязанности принять решение о смене разрешенного вида использования земельного участка, указав, что он является собственником земельного участка общей площадью 1567500 кв. м.. расположенного в границах ТОО «Криулинское» примерно в 4 500 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Кадастровый номер: №. Право собственности подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
ДД.ММ.ГГГГ Газизовым И.Г. в Администрацию МО Красноуфимский округ было подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «сельскохозяйственное производство» на «садоводство».
В ответ на это заявление был получен отказ администрации Муниципального образования Красноуфимский округ № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Истец считает данный отказ ничем не мотивированным и незаконным, т.к. ответчик не указал, по каким причинам и на основании какой нормы права, изменение вида разрешенного использования земельного участка невозможно. Ответчик представил лишь ссылки на судебные акты (Определения и Постановления) арбитражных судов, которые выносятся судебными органами в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том время как Газизов И.Г. является физическим лицом.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования. Действующее законодательство не содержит запрета в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения для целей садоводства.
Истец считает, что данный отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает его права как собственника земельного участка.
Каких-либо документов, подтверждающих проведение слушаний по его вопросу, ему представлено не было.
Истец считает, что рассмотрение его заявления прошло с нарушениями действующего законодательства, представленный отказ необоснованным и несоответствующим законодательству.
На основании изложенного, Газизов И.Г. просит: 1. Признать незаконным отказ администрации Муниципального образования Красноуфимский округ в виде письма № от ДД.ММ.ГГГГ в изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в границах ТОО «Криулинское» примерно в 4 500 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: <адрес>; 2. Возложить на администрацию Муниципального образования Красноуфимский округ обязанность принять решение о смене разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в границах ТОО «Криулинское» примерно в 4 500 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: <адрес> на вид «для садоводства».
В судебном заседании истец Газизов И.Г. настаивал на удовлетворении заявленных требований, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении и пояснил, что изменение вида разрешенного использования земельного участка ему требуется для организации на этом земельном участке тепличного хозяйства. Кроме того, он намерен построить несколько небольших домов для работников, которые будут заняты выращиванием овощей. Настоящий вид разрешенного использования земли препятствует этому. В настоящее время земельный участок используется как сенокосное угодье.
Представитель ответчика администрации Муниципального образования Красноуфимский округ Ахмадеев В.Ф., действующий не основании доверенности, исковые требования не признал, при этом пояснил, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Согласно ЗК РФ изменение вида разрешенного использования возможно при изменении вида категории земель. Этот вопрос выходит за пределы полномочий администрации. Истцу никто не препятствует в ведении садоводства на указанных землях, поскольку они предназначены, в том числе, и для ведения садоводства. Однако, истец решил строить на указанном земельном участке дома, что недопустимо для данной категории земель, поскольку противоречит их целевому использованию.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело без его участия, направило в суд отзыв, из которого следует, что в состав спорного земельного участка входят исключительно сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время отсутствуют, предписанные нормами федерального законодательства, порядок и принципы зонирования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и отсутствуют органы государственной власти, уполномоченные федеральным законодательством на смену вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства в установленном порядке некоммерческому объединению граждан не предоставлялся. Смена вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий возможна только посредством перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Таким образом: без изменения разрешенного использования истец может заниматься садоводством на принадлежащем ему земельном участке, единственным ограничением в этом случае является запрет строительства таких капитальных объектов, которые не связаны с сельскохозяйственным производством, например жилого (садового, дачного) дома (домов).
В соответствии с данными государственного кадастра недвижимости разрешенное использование земельного участка: «для сельскохозяйственного производства». Поскольку объектом земельных отношений согласно п.2 ст.6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Довод истца о том, что право выбора вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований принадлежит собственнику земельного участка, при этом изменения категории земель не требуется, несостоятелен.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст. 1, пункты 2,6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ)).
В силу пунктов 6,7 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты, определяющие использование земельных участков не устанавливаются для отдельных категорий земель, в т.ч. для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п.5 ст.37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Исходя из того, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен, то следует руководствоваться положениями ЗК РФ и законами, регулирующими спорные правоотношения.
В п.1 ст.78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Порядок предоставления земельных участков для садоводства определен ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон о садоводческих объединениях).
Исходя из системного толкования статей 8,12,14,16 Закона о садоводческих объединениях допускается использование гражданином ведение садоводства на тех земельных участках из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Возможность предоставления земельного участка вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, законодательством не предусмотрена.
Из изложенного выше следует, что орган местного самоуправления правомерно отказал в изменении разрешенного использования земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области правовую оценку требований заявления оставляет на усмотрение суда.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, при этом руководствуется следующим.
Оспаривая решение органа местного самоуправления, истец одновременно заявил требование о возложении на ответчика обязанности совершить определенное действие- принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поэтому суд принял решение о рассмотрении дела в порядке искового производства.
Как следует из части 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что Газизов И.Г. является собственником земельного участка общей площадью 1567500 кв. м. расположенного в границах ТОО «Криулинское» примерно в 4 500 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Кадастровый номер: №. Право собственности подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
ДД.ММ.ГГГГ Газизовым И.Г. в администрацию МО Красноуфимский округ было подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «сельскохозяйственное производство» на «садоводство».
ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1567500 кв. м. расположенного в границах ТОО «Криулинское» примерно в 4 500 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: <адрес> с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на вид «для ведения садоводства».
По результатам данных слушаний составлено заключение, согласно которому изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1567500 кв. м. расположенного в границах ТОО «Криулинское» примерно в 4 500 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: <адрес>, с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на вид «для ведения садоводства» не было одобрено комиссией.
Решением главы администрации Муниципального образования Е.В. Колосова № 154 от 08.07.2013г. истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья: земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Как установлено судом, земельный участок представляет собой сельскохозяйственные угодья, поскольку ранее использовался ТОО «Криулинское» для получения сельхозпродукции, затем был разделен на паи. Истцом не оспаривается, что данный земельный участок находился в пользовании ТОО «Криулинское». Само обращение истца с вопросом изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка, свидетельствует о том, что этот земельный участок не предназначен для застройки.
В настоящее время для земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1567500 кв. м. расположенного в границах ТОО «Криулинское» примерно в 4 500 м по направлению на северо-восток от ориентира, адрес ориентира: <адрес>, определено разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства.
Истец в суде пояснил, что и в настоящее время земельный участок используется как сенокосное угодье.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Учитывая положения ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование дачного участка предполагает строительство на нем жилого дома, что противоречит установленному законодателем приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.
Согласно статье 2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Исходя из нормативных положений статей 12, 14, 16 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" для ведения дачного хозяйства гражданами могут быть использованы те земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Земельные участки приобретены истцом по гражданско-правовым договорам купли-продажи земельных паев.
Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных, связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, истец не лишен возможности использовать земельный участок для ведения садоводства и без изменения разрешенного вида использования земли, поскольку это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Вводного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и согласно положениям статей 2, 3 этого Федерального закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме.
При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования указанных земель для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе, жилых домов.
Таким образом, изменение разрешенного использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых данный участок находится, противоречит приведенным нормам.
С учетом действующих нормативных положений, администрацией Муниципального образования Красноуфимский округ обоснованно и правильно по существу не было усмотрено оснований для положительного разрешения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка Газизова И.Г.
Приводимые Газизовым И.Г. доводы не учитывают положений действующего законодательства, устанавливающих приоритеты в использовании и особую охрану земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства, и с учетом этого определяющих разрешение вопросов об изменении вида разрешенного использования таких земель.
Доводы истца о нарушении процедуры публичных слушаний опровергаются документами, представленными ответчиком: копиями газеты «Вперед» от 28.05.2013г., в которой опубликовано постановление о проведении публичных слушаний, от 09.07.2013г., в которой опубликованы результаты публичных слушаний и протоколом рабочей группы по проведению публичных слушаний от 27.06.2013г., который подтверждает рассмотрение вопроса об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка истца.
Поскольку суд пришел к выводу о законности решения ответчика об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности принять противоположное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Газизова И. Г. к администрации Муниципального образования Красноуфимский округ о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и о возложении обязанности принять решение о смене разрешенного вида использования земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья И.В. Галкина.