Дело № 2-1367/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» сентября 2013 год город Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи О.В. Гильмановой
при секретаре С.Р. Гарифуллиной
с участием истца Григорьева В.П.
представителя истца Ялихановой О.К.
представителя ответчика Р.Р. Каримова
третьего лица - Хасановой Л.А.
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьева В.П. к Администрации МР Ишимбайский район о признании незаконным бездействия, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Григорьев В.П. обратился в Ишимбайский городской суд РБ с исковым заявлением к Администрации МР Ишимбайский район о признании незаконным бездействия, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на получение жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ решением Ишимбайского городского суда РБ на Администрацию МР Ишимбайский район возложена обязанность предоставить ему вне очереди жилое помещение. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он <данные изъяты>. После <данные изъяты> обратился в администрацию по вопросу предоставления ему жилья. Однако каких - либо действий со стороны ответчика предпринято не было. В связи с отсутствие жилья, он вынужден был снимать квартиру, на что им было потрачено <данные изъяты>, за наличие прописки он уплатил <данные изъяты>. Кроме того, ему был причинен моральный вред, который оценивается в размере <данные изъяты>. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации МР Ишимбайский район в связи с непредоставлением ему жилого помещения и возместить ему материальный ущерб и моральный вред.
В судебном заседании Григорьев В.П. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение пояснил, что ответчиком ему предоставлено неблагоустроенное жилое помещение, поскольку в нем отсутствуют свет, газ, на двери весит замок.
Представитель Григорьева В.П. - Ялихановой О.К. просила суд заявленные Григорьевым В.П. требования удовлетворить.
Представитель ответчика Каримов Р.Р. - требования Григорьева В.П. не признал, просил суд оставить их без удовлетворения. Пояснил, что право Григорьева В.П. на предоставление жилья им полностью реализовано, поскольку истцу было предоставлено жилое помещение по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылка истца на то, что предоставленное ему жилое помещение непригодно для проживания не доказана. Кроме того, бюджет Ишимбайского района является дотационным и по мере поступления денежных средств предоставляются жилые помещения. Требования Григорьева В.П. о возмещении ему материального ущерба и морального вреда являются необоснованными, поскольку суду не представлено договоров аренды жилого помещения, не представлено данных, свидетельствующих о причинении истцу физических и нравственных страданий.
Судебный пристав - исполнитель Х. Л. в судебном заседании выступила на стороне ответчика. Пояснила, что исполнительный лист по решению Ишимбайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ поступил в УФССП ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ей вынесено постановлением о возбуждении исполнительного производства. В настоящее время исполнительное производство не окончено.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела №, суд полагает, что заявленные Григорьевым В.П. подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее по тексту ГПК РФ/ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям статей 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)
Согласно ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета.
Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета для осуществления государственных полномочий, производится в соответствии с приложением 7 к вышеназванному Закону.
Методика расчета субвенций является единой для всех муниципальных образований.
Объем субвенций местным бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан, необходимый для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, определяется законом республиканском бюджете на очередной финансовый год, с учетом принципа самостоятельности органов государственной власти Республики Башкортостан (статья 31 Бюджетного кодекса) и принципа сбалансированности республиканского бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса).
Расчет объема субвенций и финансирование отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, переданных органам местного самоуправления, в том числе и Ишимбайскому району, осуществляется в рамках действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что жилищно - бытовой комиссией Администрации МР Ишимбайский район Григорьев В.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением Ишимайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Администрацию МР Ишимбайский район возложена обязанность предоставить Григорьеву В.П. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди на территории муниципального района Ишимбайский район, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 18 кв.м., и не более 33 кв.м., за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
С заявление о выдаче исполнительного листа Ишимбайский межрайонный прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист получен старшим помощником прокурора Х. А., что подтверждается соответствующей распиской.
С ДД.ММ.ГГГГ Григорьев В.П. не обращался в Ишимбайский городской суд РБ с заявлением о выдаче ему исполнительного листа.
05 августа судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство по предмету исполнения - предоставление Григорьеву В.П. жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП ИДЕЗ и Григорьевым В.П. заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес>.
В пункте 3 названного договора указано, что жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям г. Ишимбай.
Из системного анализа вышеназванных документов усматривается, что какой - либо срок, в течение которого Григорьеву В.П. должно было быть предоставлено жилое помещение решением суда от ДД.ММ.ГГГГ не устанавливался, истец не обращался в суд с требованием выдать ему исполнительный лист, жилое помещение предоставлено Григорьеву В.П. до возбуждения исполнительного производства.
Какое-либо незаконное бездействие по финансированию переданных органам местного самоуправления органами государственной власти Республики Башкортостан государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, отсутствует.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Закон Республики Башкортостан, предусматривающий основание, размеры и методику расчетов предоставляемых субвенций, никем не оспорены, данные нормативно- правовые акты не признаны в предусмотренном законом порядке незаконным. Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации осуществление республиканских государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма органами местного самоуправления, либо возлагающих дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
При этом увеличение объемов финансирования одного муниципального образования, в рамках принятого бюджета, при нарушении методики расчета финансирования, приведет к уменьшению финансирования другого муниципального образования, что будет являться нарушением принципа равноправия муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
Нарушений закона органами государственной власти при финансировании переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, судом не установлено, что исключает возможность удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия.
Доказательств предоставления Григорьеву В.П. жилого помещения, не отвечающего санитарным требованиям суду не представлено.
Ссылка на акт полиции и съемку телеканала «Россия 1» не имеет правового значения, поскольку данные организации не являются специализированными учреждениями, у которых имеются полномочия по определению качестве предоставленного жилого помещения и наличия у лица возможности в нем проживать. Имеющиеся у них материалы носят рекомендательно - информационный характер и не могут быть приняты судом в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку у суда отсутствуют основания для признания бездействия ответчика незаконным, не подлежат удовлетворению и требования Григорьева В.П. о возмещении ему расходов, связанных с оплатой съемного жилого помещения, оплатой регистрации в жилом помещении, а также о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Григорьева В.П. к Администрации МР Ишимбайский район о признании незаконным бездействия, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд РБ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 23 сентября 2013 года.
Судья О.В. Гильманова
Решение вступило в законную силу 25.10.2013 года.
а