Дело № 2-1099/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Заводоуковск 17 ноября 2016 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Агаповой О.Е.,
при секретаре Коркиной Л.А.,
с участием представителя заявителя помощника прокурора ... К.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу: http://ficd.ru/songtext-view-18458.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
... обратился в суд с вышеуказанным заявлением. Требования мотивирует тем, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение, имеющее экстремистскую, террористическую направленность, путем мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлена интернет-страница http://ficd.ru/songtext-view-18458.html, содержащая материалы экстремистского характера – текст песни группы «Коловрат» под заголовком «Нигер, убирайся вон», которые предусматривают ознакомление с текстом песни. Текст данной песни решением Коминтерновского районного суда ... от ... признан экстремистским и внесен в Федеральный список экстремистских материалов под ..., распространение которых на территории Российской Федерации запрещено. Свободное распространение в сети Интернет подобной информации, в том числе песен экстремистской направленности, способно возбудить интерес несовершеннолетних к совершению противоправных действий, спровоцировать агрессию, сформировать ошибочное представление об их безнаказанности, побудить детей к совершению таких действий, предоставляющих угрозу как жизни и (или) здоровью, так и жизни и здоровью других несовершеннолетних, способствовать возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной розни. На основании изложенного, просит признать информацию распространенную в сети Интернет по адресу: http://ficd.ru/songtext-view-18458.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора ... К.Г поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ТО, ХМАО-Югра и ЯНАО извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил отзыв на заявление, по доводам которого считает, возможным признать указанную информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит требование прокурора ... подлежащим удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от ... № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с п.п. 1, 4, 8, 9 ст. 2 настоящего Федерального закона, информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под предоставлением информации понимаются действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; под распространением информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от ... N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от ... ... «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
В силу положений п. 6 ст. 10 Закон об информации, запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 13 Федерального закона от ... N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Приведенными выше правовыми нормами в их взаимосвязи закреплено, что в Российской Федерации запрещается распространение посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей информационных материалов, признанных в установленном законом порядке экстремистскими.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона об информации информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», информации, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена административная ответственность, а именно за распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения, фактически является распространением запрещенной информации.
Как следует из преамбулы Федерального закона от ... № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), Федеральным законом №114-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Понятие экстремистских материалов закреплено в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которой это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Экстремистской деятельностью в силу статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» является, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Учитывая нормы приведенных выше законов, следует сделать вывод о том, что правоотношения, вытекающие из Федерального закона № 149-ФЗ и Закона об информации, являются сходными применительно к целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела судом установлено, что помощником прокурора ... К.А. найдена интернет-страница по адресу: http://ficd.ru/songtext-view-18458.html, содержащая информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. На данной интернет странице доступен для просмотра текст песни под заголовком «Нигер, убирайся вон» группы «Коловат», который решением Коминтерновского районного суда ... от ... признан экстремистским и внесен в Федеральный список экстремистских материалов под ....
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в которой включается, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно сведениям, размещенным в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», интернет-страница http://ficd.ru/songtext-view-18458.html отсутствует.
Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в неограниченном доступе в сети «Интернет» информации экстремистского характера, которая фактически направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, за которую предусмотрена административная ответственность, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации экстремистского характера запрещенной информацией, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Наличие на вышеуказанной интернет - странице в свободном доступе информационных материалов направленных на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, фактически способствует совершению преступлений экстремистского характера, нарушает права неопределенного круга лиц и публичные интересы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, считает заявление прокурора ... в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 192 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора ... в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу: http://ficd.ru/songtext-view-18458.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, распространенную в сети «Интернет» по адресу: http://ficd.ru/songtext-view-18458.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ..., Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....
Судья подпись О.Е. Агапова
Мотивированное решение составлено 22 ноября 2016 года.