Дело № 2-40/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2015 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Сапинской А.В.,
с участием представителя истца Михайловой Ю.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к <данные изъяты> <данные изъяты> третьим лицам, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - <данные изъяты>», <данные изъяты>, ФИО1 о признании права собственности на земельные участки, возложении обязанности по формированию границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с иском (с учетом дополнений) к <данные изъяты>, <данные изъяты>, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - <данные изъяты> <данные изъяты>, ФИО1 о признании права собственности на земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, площадью <данные изъяты>.; <адрес>, площадью <данные изъяты>., о возложении на <данные изъяты> <адрес> обязанности по формированию границ указанных земельных участков с целью их последующего кадастрового учета, мотивируя свои требования тем, что он является собственником жилых домов № и № находящихся по адресу: <адрес>, расположенных на земельных участках площадью <данные изъяты>. и <данные изъяты> кв.м. соответственно.
<адрес> был приобретен супругой истца - ФИО4 в <данные изъяты> году по договору купли - продажи, <адрес> получен супругой истца - ФИО4 в <данные изъяты> году на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
После смерти ФИО4, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 вступил в наследство, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на вышеуказанные жилые дома.
В связи с тем, что действующее законодательство предусматривает возможность приобретения права собственности на земельные участки, на которых расположены строения, принадлежащие гражданам, ФИО4 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о формировании вышеуказанных земельных участков и предоставлении их в собственность, однако получила отказ со ссылкой на то, что испрашиваемые земельные участки расположены на землях государственного лесного фонда.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством лесного хозяйства отказано администрации <адрес> в переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов со ссылкой на ст. 41 Лесного кодекса РФ.
Однако спорные земельные участки были предоставлены правопредшественникам истца в период действия Закона СССР от 13.12.1968 № 3401-VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» (вместе с Основами законодательства) и Закона РСФСР от 01.07.1970 «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» (вместе с Земельным кодексом РСФСР), согласно которым предоставление земельных участков в <адрес> могло быть осуществлено только после изъятия их из земель лесного фонда, а земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, за истцом зарегистрировано право собственности на жилые дома, расположенные на спорных земельных участках, а, исходя из принципа единства земельного участка и расположенного на нем жилого дома, следует, что распоряжение жилым домом невозможно без одновременного решения вопроса о правовой судьбе земельного участка. Выходом из такого противоречия может быть только признание того, что у граждан (правопредшественников истца) уже имелось право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, вследствие чего истец имеет право на приобретение земельных участков в собственность, не смотря на отсутствие у истца документов о праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Из представленных технических паспортов на домовладения № от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения исполнительного комитета <данные изъяты> Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении стройплощадки под переносимые населенные пункты из зоны затопления водохранилища <данные изъяты> по <данные изъяты> учебно – опытному лесхозу <данные изъяты> в соответствии с требованиями производственных условий по переносу своими силами на земли гослесфонда из зоны затопления строения рабочих лесхоза из <адрес> 34 хозяйств в урочище «<данные изъяты>», характеристики по сносу и выносу домовладений из зоны затопления <данные изъяты> по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ о завершении работы до ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорные земельные участки были предоставлены для строительства жилых домов ранее ДД.ММ.ГГГГ года, а спорными земельными участками правопредшественники истца пользовались с ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу ст.9 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», путем принятия решения органом местного самоуправления об отнесении земельного участка к землях определенной категории в зависимости от цели использования, для которой они предоставляются.
Кроме того, как следует из позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 3 кв. 2004 года, при переходе права собственности на строение к новому собственнику переходят и все права прежнего собственника строения на земельный участок, в том числе право на бесплатную приватизацию.
Истец ФИО6, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ст.167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель истца Михайлова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске и дополнениях к нему.
Представитель ответчика - <данные изъяты> <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель ответчика - <данные изъяты>, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным, в представленном суду отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и предоставляются только в пользование. Федеральное агентство лесного хозяйства письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> отказало <данные изъяты> в переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Представители третьих лиц – <данные изъяты> <данные изъяты>, третье лицо ФИО1, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, однако их неявка в силу ст.167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Из отзыва представителя <данные изъяты> следует, что исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав представителя истца, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов, ФИО6 является собственником жилых домов <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа руководителя <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на судебный запрос следует, что <адрес> края расположен на землях государственного лесного фонда <данные изъяты> участковое лесничество квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> (поселок лесной).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок, земли лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, в том числе, по адресу: <данные изъяты>, земли муниципального образования <адрес>, участковое лесничество <данные изъяты> (выд.) <данные изъяты>.
Из выписки из генерального плана <данные изъяты> следует, что <адрес> расположен на землях гослесфонда.
То обстоятельство, что земли <адрес> входят в состав государственного лесного фонда, представителем истца не оспаривалось.
Доказательств нахождения спорных земельных участков у истца либо его предшественников на каком – либо праве суду не представлено.
Статьей 3 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977, предусматривалось, что леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.
Согласно ст. 3, п. 1 ст. 4.3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (введен с 01 января 2007 года), признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В настоящее время действует Лесной кодекс Российской Федерации, в силу ч. 1 ст. 8 которого лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Указанная норма корреспондирует подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Исходя из изложенного, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
В силу п. 3 ст. 84, п. 5 ст. 19 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса.
Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
На день рассмотрения судом настоящего спора земельный участок, на который зарегистрировано право федеральной собственности, из состава земель лесного фонда не исключен. Спорные земельные участки находятся в границах земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, что закреплено в свидетельстве о государственной регистрации права, их перевод из одной категории в другую не производился.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно приведенным нормам закона, подлежат бесплатной приватизации земельные участки, предоставленные гражданину в целях ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Между тем, спорные земельные участки по указанным основаниям наследодателю не предоставлялись.
В силу ч. 8 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001 земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов в соответствии с данным Федеральным законом отчуждению не подлежат.
С учетом вышеприведенных положений федерального законодательства правовых оснований для признания права собственности за ФИО6 на спорные земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м., находящихся по адресу: <адрес>, входящие в состав земель лесного фонда, собственником которого в силу закона является Российская Федерация, не имеется, в силу чего не имеется оснований и для возложения на администрацию <адрес> обязанности по формированию границ указанных земельных участков для постановки их на кадастровый учет.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья______________________________Л.В. Боровкова