Дело № 2-1391/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2012 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи - Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,
с участием заявителя – Кутового В.И.,
представителя заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск Тараскова И.Ю., действующего по доверенности № 106-д от 7 сентября 2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Кутового В.И. о признании действий Администрации городского округа Саранск, выразившихся в отказе в предоставлении информации, незаконными, о возложении обязанности предоставить копии договоров,
установил:
Кутовой В.И. обратился в суд с заявлением о признании действий Администрации городского округа Саранск, выразившихся в отказе в предоставлении информации, незаконными, о возложении обязанности предоставить копии договоров.
В обоснование своих требований Кутовой В.И. указал, что 7 марта 2012 г. он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении копий всех действующих договоров между органами местного самоуправления городского округа Саранск и газетой «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации.
В предоставлении указанной информации ему отказано письмом от 11 апреля 2012 г. № Пр-2683 в связи с тем, что данный договор является коммерческой тайной.
Действия Администрации, выразившееся в отказе в предоставлении информации, считает незаконными, необоснованными и нарушающими его права и законные интересы.
По его мнению, информация, находящаяся в договорах между органами местного самоуправления городского округа Саранск и газетой «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации, не отнесена к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
Таким образом, отказ в предоставлении информации Администрацией не соответствует закону.
Просил суд признать незаконным действие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в отказе в предоставлении информации Кутовому В.И. (письмо от апреля 2012 года № Пр-2683). Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Кутовому В.И. копии всех действующих договоров между органами местного самоуправления городского округа Саранск и газетой «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации.
Заявитель – Кутовой В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно пояснил, что договоры об опубликовании официальной информации являются муниципальными заказами, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», содержащаяся в них информация не может являться коммерческой тайной.
Представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в их отказе.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные Кутовым В.И. требования не подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 11 марта 2012 г. Кутовой В.И. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ему копий всех действующих договоров между органами местного самоуправления городского округа Саранск и газетой «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации.
Письмом от 11 апреля 2012 г. № Пр-2683 Администрацией городского округа Саранск Кутовому В.И. отказано в предоставлении запрашиваемой им информации.
Отказ обоснован нормами части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», согласно которой Администрация городского округа Саранск не вправе разглашать истребованные сведения без согласия ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск». Учитывая, что обозначенное согласие не получено, Администрация городского округа Саранск указывает, что законных оснований для предоставления заявителю копий действующих договоров между органами местного самоуправления городского округа Саранск и ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации, не имеется.
Указанные действия Администрации городского округа Саранск являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
Так, действительно, в силу статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее ФЗ Об информации) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
При этом статья 11 указанного Закона предусматривает, что основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа;
4) создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией;
5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при планировании бюджетного финансирования указанных органов.
В силу статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Вместе с тем к информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны, как указано в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
При этом статья 13 указанного закона предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, очевидно, что договоры между органами местного самоуправления и ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск», на основании которых происходит опубликование официальной информации, содержат в себе информацию, касающуюся не только самих органов, но и ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск», содержащую коммерческую тайну, а следовательно, не подлежащую разглашению перед третьими лицами.
В связи с чем действия Администрации городского округа Саранск об отказе Кутовому В.И. в предоставлении копий указанных им договоров являются законными и обоснованными, а иное противоречило бы нормам действующего законодательство и повлекло бы наложение на орган местного самоуправления ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну стороны по договору
Кроме того, довод заявителя о том, что договоры об опубликовании официальной информации являются муниципальными заказами, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», содержащаяся в них информация не может являться коммерческой тайной, также является несостоятельным по следующим основаниям.
Так, статья 17.2 приведенного закона гласит, что информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
За разглашение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
Как установлено выше, информация, касающаяся ОАО «Издательский дом «Вечерний Саранск», является коммерческой тайной, следовательно, не может быть разглашена.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для признания действий Администрации городского округа Саранск, выразившихся в отказе в предоставлении информации, незаконными, не имеется, а следовательно, не имеется оснований и для удовлетворения заявленных Кутовым В.И. требований.
Согласно части первой статьи 246 ГПК Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░