Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2021 года Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Пержаковой Д.И.,
с участием помощника военного прокурора Парфенова П.А., представителя ответчиков (истцов по встречному иску) В, представителя третьих лиц филиала «Центральный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации Рыкун Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-170/2021 по иску Министерства обороны Российской Федерации, в лице Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, к СА, Л, ЕМ, Т, Р о прекращении права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, по встречному иску СА, Л, ЕМ, Т, Р к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту МО РФ, истец) обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к СА, Л, ЕМ, Т, Р о прекращении права пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, указав в обоснование своих требований, что в целях реализации пункта 8 приказа Министра обороны РФ от 23.12.2010 №1888 «Об утверждении Положения о департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» в части осуществления проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и в целях выявления лиц, незаконно их занимающих, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ проведена проверка использования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ. На праве оперативного управления жилое помещение закреплено за ФГКУ «Сибирское территориальное управления имущественных отношений Министерства обороны РФ» (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ), отнесено к специализированному жилому фонду Вооруженных Сил РФ.
В ходе проверки работниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ установлено, что в спорном жилом помещении проживает семья СА. Жилое помещение было предоставлено ему на период трудовых отношений в войсковой части <номер>. Документы на вселение СА и членов его семьи отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица, на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, Л является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчики в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоят, правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не обладают, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также не состоят.
Приказом Министра обороны РФ от 13.12.2018 №942 жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ 27.10.2016 в адрес ответчика СА направлены уведомления, согласно которым ответчики не имеют право проживания в служебном жилом фонде Министерства обороны РФ и обязаны освободить занимаемое жилое помещение, подлежат выселению.
По настоящее время в нарушение обязательства ответчики незаконно удерживают и проживают в служебном жилом помещении, которое является собственностью Российской Федерации.
На основании изложенного, Министерство обороны РФ, просит суд признать СА, Л, ЕМ, Т, Р утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселить ответчиков из указанного жилого помещения; обязать ответчиков сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ; снять ответчиков с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Не согласившись с исковыми требованиями, ответчики СА, Л, ЕМ, Т, Р обратились со встречными исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ранее ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ), ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения и о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, указав в обоснование, что в марте 1995 года СА со своей семьей в составе 4-х человек (супруга Л, дети - ЕМ, С) прибыли в город Иркутск на постоянное место жительства из Талды-Курганской области Республики Казахстан и <дата> СА миграционной службой Иркутской области был принят на учет в качестве вынужденного переселенца, а <дата> СА было выдано удостоверение вынужденного переселенца <номер>, в которое были внесены сведения и о членах его семьи. В апреле 1995 г. СА был принят на работу электрогазосварщиком в войсковую часть <номер>, где ему на состав семьи 4 человека была предоставлена комната в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, при этом было учтено, что он, СА, являлся вынужденным переселенцем. Поскольку предоставленное жилое помещение было холодным, сырым, истец, СА, в сентябре 1996 года обратился с заявлением об улучшении жилищных условий, его ходатайство было удовлетворено и в октябре 1996 г. в порядке улучшения жилищных условий семье было предоставлено спорное жилое помещение – трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Ордер на предоставленное в 1996 году спорное жилое помещение выдан не был, основанием для вселения явился протокол заседания жилищной комиссии. Фактически в квартиру они заселились в мае 1997 года, после того как её освободили предыдущие жильцы, регистрация по месту жительства в спорной квартире была ими осуществлена в октябре 1997 года, после снятия с регистрационного учета прежних жильцов. Летом 1998 года к ним из Талды-Курганской области Республики Казахстан на постоянное место жительство в город Иркутск, приехала мать Л – Р, которая стала проживать совместно с ними в спорной квартире, зарегистрировавшись по указанному адресу, как по месту жительства. После предоставления квартиры по адресу: <адрес>, на имя СА был открыт лицевой счет, начислялась плата за жилье и коммунальные услуги, которые они исправно оплачивают, осуществляли и осуществляют содержание квартиры, производя в ней ремонт. Полагают, что вселившись в спорное жилое помещение на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата>, зарегистрировавшись в спорной квартире по месту жительства, а также выполняя все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещении, оплачивая как коммунальные услуги, так и внося плату за содержание жилого помещения и плату за электроэнергию, они, истцы по встречному иску, приобрели право пользования указанным жилым помещением, что подтверждается фактическими действиями ответчика. Считают, что вина за ненадлежащее оформление их жилищных прав (отсутствие ордера на вселение и последующего заключения договора найма жилого помещения) должна лежать не на них, а на администрации войсковой части 42012 и на последующих юридических лицах, выполнявших функции наймодателя, а поэтому просят признать за ними право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения с момента вселения, а, учитывая, что дом, в котором находится спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, то просят возложить на ответчиков по встречному иску обязанность предоставить им другое жилое помещение для постоянного проживания на условиях заключения с ними договора социального найма, именно: благоустроенное жилое помещение применительно к условиям города Иркутска, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 65,9 кв.метров.
Также, возражая против заявленных требований, ответчики (по первоначальному иску) указали, что истцом МО РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о включении как дома в целом, так и квартиры, в которой они сейчас проживают, в специализированный жилищный фонд, а поскольку предоставленное им жилое помещение служебного статуса не имеет, то и жилищной комиссией войсковой части 42012, не принималось решение, в соответствии со статьей 105 ЖК РСФСР, о распределении им освободившейся жилплощади исключительно на время исполнения СА трудовых обязанностей, равно как и администрацией Правобережного округа города Иркутска не принималось решение, в соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, о включении спорной квартиры в число служебных, а поэтому полагают, что они, ответчики по первоначальному иску, пользуются спорной квартирой без ограничений, на условиях договора найма жилого помещения.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствии, настаивал на удовлетворении исковых требований, встречный иск не признал.
Представитель истца (представитель ответчика по встречному иску) ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Ответчики (истцы по встречному иску) СА, Л, ЕМ, Т, Р в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, настаивали на удовлетворении встречных исковых требований.
Представитель ответчиков (истцов по встречному иску) В в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в возражениях, встречное исковое заявление поддержал.
Представитель третьих лиц ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, Территориальный отдел «Иркутский» филиала «Центральный» ГУАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ РЛ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Министерства обороны Российской Федерации поддержала в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении в отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, где исковые требования Министерства обороны Российской Федерации поддержал, полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, включено в число служебной (специализированной) жилой площади и закреплено за Министерством обороны. Просил обратить внимание суда, что в соответствии с действующим законодательством (положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 №285) на момент заселения ответчиков в спорное жилое помещение, в закрытых военных городках, каким являлся микрорайон Зеленый в городе Иркутске, рабочим и служащим Советской Армии и ВМФ для заселения предназначалась только служебная жилая площадь, которая подлежит возврату после прекращения трудовых отношений без предоставления иного жилья. Также указал, что ответчики не доказали юридически значимых обстоятельств для сохранения за ними права пользования спорным жильем, а потому исходя из нормативного обоснования они подлежат выселению из специализированного фонда по основаниям, заявленным первоначальным истцом.
На основании частей 3, 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, заслушав пояснения ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску, их представителя В, представителя третьих лиц РЛ, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, подлежащими удовлетворению первоначальные исковые требования, встречные исковые требования СА, Л, ЕМ, Т, Р не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита его прав и свобод. Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При этом, согласно требованиям статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьи 196 ГПК РФ, при принятии решения по заявленным исковым требованиям, суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В порядке части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом
Аналогичные права собственника предусмотрены пунктом 1 статьи 288 ГК РФ.
В силу статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 1 статьи 35 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Судом установлено, что СА, Л, ЕМ, Т, до брака С, Р, проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
На основании приказа Министра обороны РФ от 07.05.2011 № 657 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>А, закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРН от <дата> №<номер>, а также информацией <номер> от <дата>, предоставленной ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ по запросу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» <номер> нс от <дата>.
Из ответа администрации города Иркутска от <дата> следует, что спорное жилое помещение к муниципальному жилищному фонду города Иркутска не относится, в Реестре муниципального имущества города Иркутска не значится.
Согласно ответу КУМИ администрации г. Иркутска от <дата> <номер>, по состоянию на <дата>, спорное жилое помещение в Реестре муниципального имущества города Иркутска не значится.
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии <номер> от <дата>, назначенной постановлением администрации города Иркутска от <дата> <номер> «О межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности Министерства обороны РФ выявлены основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании вышеуказанного решения заместителем Министра обороны РФ был издан приказ №942 от 13.12.2018 о признании жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ проведена проверка законности проживания ответчиков в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, проживают СА, Р - теща, Л – жена, Т, до брака <ФИО>20, – дочь, ЕМ – сын, которые отношение к Министерству обороны РФ не имеют, что подтверждается актом установления фактического проживания от <дата>, составленным сотрудниками ЖКС 3/5.
Родство Р со Л подтверждается свидетельством о рождении серии МГ <номер> от <дата>, согласно которому Р является матерью Л
Из поквартирной карточки следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: с <дата> - СА и Л, с <дата> –Р (мать), с <дата> ЕМ (сын) и С (дочь), по браку Т.
Аналогичные данные содержатся в справке <номер> от <дата>, в адресных справках ОАСР ГУМВД России по Иркутской области от 19.10.2020, предоставленных по запросу суда.
Судом установлено, что с 1997 года ответчики по первоначальному иску постоянно проживают в спорном жилом помещении, несут расходы по оплате коммунальных услуг, что подтверждается представленными суду квитанциями об оплате коммунальных услуг и содержание жилья.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее Жилищный кодекс РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что жилищные правоотношения являются длящимися, то при разрешении настоящего спора подлежат применению как положения Жилищного кодекса РСФСР, так и положения Жилищного кодекса РФ.
В силу статьи 19 ЖК РФ жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
Согласно требованиям статьи 10 ЖК РСФСР граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
Статьей 43 ЖК РСФСР предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (статья 105 ЖК РСФСР).
В силу статьи 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1.3 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации №1053 от 29 декабря 2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции, в числе иного, по предоставлению военнослужащим жилых помещений, в том числе, служебных помещений и помещений в общежитиях (подпункт «о» пункта 2 названного Постановления).
В соответствии с положениями пункта 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу требований статьи 1 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 №75, квартирно-эксплуатационная служба ведает обеспечением воинских частей казарменно-жилищным фондом и коммунальными сооружениями, технической эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечением текущего и капитального ремонта казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. При этом к казарменно-жилищному фонду относятся, в том числе жилые дома.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Постановлением Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
На указанном основании полномочия собственника в отношении спорного имущества, а именно жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, от имени Российской Федерации возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
На момент заселения ответчиков - семьи СА в спорное жилое помещение, действовало Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 года № 285.
В соответствии с пунктами 7,11 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. № 285, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях (под которыми подразумеваются также учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Советской Армии и Военно-Морского Флота), размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечиваются жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей. Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, проживающие в городах и поселках городского типа, обеспечиваются жилой площадью исполкомами местных Советов депутатов трудящихся на общих основаниях. Выделение жилой площади для обеспечения указанных в настоящем абзаце рабочих и служащих в отдельных случаях может производиться также за счет жилого фонда Министерства обороны СССР по решениям командира войсковой части, командующих войсками военных округов, округов ПВО, флотами, а для рабочих и служащих центрального аппарата Министерства обороны СССР - по решению Министра обороны СССР и его первых заместителей (пункт 7). Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебную жилую площадь, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения в судебном порядке (пункт 11).
Таким образом, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота обеспечивались на период работы только служебными жилыми помещениями.
Согласно пунктам 3, 7, 11, 13 указанного выше Положения следует, что в закрытых военных городках может предоставляться только служебно-должностная жилая площадь, которая должна быть высвобождена при переводе к новому месту службы, в отношении рабочих и служащих Советской Армии и ВМФ для заселения предназначена только служебная жилая площадь, которая подлежит возврату после прекращения трудовых отношений без предоставления иного жилья.
Как указано в пункте 20 данного Положения вся жилая площадь, поступающая от собственного строительства Министерства обороны СССР, получаемая по постановлениям Правительства СССР от исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, министерств и ведомств, а также освобождаемая за выездом, распределяется между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в жилье. Распределение жилой площади между военнослужащими рассматривается жилищной комиссией воинской части, согласовывается с заместителем командира воинской части по политической части и утверждается командиром. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направляются через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденный список является основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади (пункт 22 Положения).
Согласно пункту 26 Положения, заселение жилой площади производится по ордерам; оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР, в том числе построенную для хозрасчетных предприятий и организаций, а также на жилую площадь, закрепленную за Министерством обороны СССР в домах местных Советов, министерств и ведомств, производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 01.03.2005 законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР).
Согласно требованиям статьи 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения (статья 107 ЖК РСФСР).
Согласно подпункту 1 части 1, части 2 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в качестве которых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Статьей 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены, в том числе, для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Согласно требованиям статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Исходя из положений статьи 100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам по договору найма специализированного жилого помещения, который заключается на основании решения о предоставлении такого жилого помещения, для временного проживания в нем.
В силу части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно статье 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
При этом, в силу положений статей 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных норм права, признаком служебного жилого помещения до 01.03.2005 являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчики по первоначальному иску СА, Л, ЕМ, Т, до брака <ФИО>20, суду пояснили, что в 1995 году их семья прибыла из Талды-Курганской области Республики Казахстан на постоянное место жительство в город Иркутск и как вынужденные переселенцы. В марте 1995 года СА был принят на учет. В ноябре 1995 года на имя СА было выдано удостоверение вынужденного переселенца, в которое были включены сведения и о членах его семьи. <дата> СА был принят на работу в войсковую часть 42012, на должность электрогазосварищика, и ему на состав семьи 4 человека была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>, которая, как полагают ответчики, была предоставлена, в том числе, и как вынужденным переселенцам. <дата> в порядке улучшения жилищных условий по заявлению СА от <дата>, войсковой частью <номер> их семье была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой они проживают до настоящего времени.
В подтверждение указанных обстоятельств ответчики представили копию удостоверения вынужденного переселенца <номер>, выданного <дата>, из которого следует, что в качестве членов семьи, признанных вынужденными переселенцами указаны: жена Л, 1962 года рождения; дочь С, 1985 года рождения; сын ЕМ, 1987 года рождения; копию трудовой книжки ЕТ-1 <номер>, выданной <дата> на имя СА, из которой следует, что А <дата> был принят электрогазосварщиком в войсковую часть <номер>, где проработал до <дата>, уволен переводом в войсковую часть <номер>, уволен <дата> в связи с уходом на пенсию по инвалидности. Впоследствии, с <дата> работал в домоуправлении <номер> при войсковой части <номер>, в котором проработал до <дата>, общий стаж работы в указанных организациях составляет около 6 лет. Также были представлены, - заявление СА на имя командира войсковой части <номер> от <дата> об улучшении жилищных условий; копия протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата>, из которого следует, что семье СА в составе 4-х человек распределена освободившаяся жилая площадь по адресу: <адрес>.
В судебном заседании, по ходатайству стороны ответчика, был допрошен в качестве свидетеля М, который суду показал, что с 1993 года по 1998 год он проходил службу в войсковой части <номер>, являясь командиром войсковой части. В 1995 году в качестве вольнонаемного работника, в часть был принят на должность сварщика СА, у семьи которого не было жилья. Для проживания была предоставлена комната в блочном общежитии, в которой необходим был ремонт, так как проживавшие ранее в этой комнате люди, без определенного места жительства, ее разрушили. Было ли принято решение по распределению комнаты в общежитии в установленном порядке, он не знает. Затем, в 1996 году, СА обратился с заявлением об улучшении жилищных условий. На заседании жилищной комиссии войсковой части <номер> было принято решение распределить освободившуюся квартиру в деревянном доме <номер>, это решение было направлено в вышестоящую войсковую часть <номер> для принятия окончательного решения по предоставлению освободившейся квартиры, какое было принято решение впоследствии, ему, свидетелю, неизвестно, был ли выдан ордер на имя СА, ему также неизвестно. Войсковая часть <номер> не занималась вопросами по выдаче ордеров на распределенные квартиры, как военнослужащим, так и вольнонаемным работникам, списки распределения составлялись вышестоящей войсковой частью. Однако СА, которого он запомнил, как хорошего специалиста, а также как имеющего статус вынужденного переселенца, беженца, заселился с семьей в спорную квартиру и живет до настоящего времени. Дополнительно суду пояснил, что жилой дом, в котором была распределена квартира СА, являлся временным жилым строением, которое было возведено для проживания военных строителей на период строительства военного объекта,- закрытого военного городка микрорайон Зеленый, дом также находился на территории закрытого военного городка.
Возражая против доводов стороны ответчика по первоначальному иску, представителем ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ РЛ, указала на то, что жилой дом, в котором находится спорное жилое помещение, как объект недвижимости, до передачи его на баланс войсковой части <номер>, находился на балансе войсковой части <номер>, что объективно подтверждается сведениями, содержащимися в техническом паспорте здания - 12-ти квартирный жилой дом, копию которого представила сторона ответчика, а также являлся и является временным зданием (сооружением), что также подтверждается копией решения командира войсковой части <номер>, утвержденным командиром войсковой части <номер> от <дата> о передаче временных зданий и сооружений, в том числе объекта <номер>- жилой 12-ти квартирный дом. Указанные обстоятельства свидетельствуют, по мнению представителя третьего лица, о том, что жилой дом <номер>, в котором расположено спорное жилое помещение, не находился на балансе войсковой части <номер>, а также и войсковой части 16930, а поэтому жилищные комиссии указанных войсковых частей не могли принимать решения о распределении жилых помещений, в том числе и спорного жилого помещения, поэтому полагает, что представленный стороной ответчика протокол жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата> не может подтверждать законность проживания семьи <ФИО>20 в спорной квартире, также просила обратить внимание суда, что ответчиками представлена копия протокола жилищной комиссии, что свидетельствует о недопустимости представленного доказательства.
Исходя из положений статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с гражданским законодательством суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела на основе доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Виды и порядок предоставления письменных доказательств определены статьей 71 ГПК РФ, в части 2 которой предусматривается, что письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
При этом в силу положений статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств (части 1, 2, 4, 6, 7 статьи 67 ГПК РФ).
Оценивая в совокупности, представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу, что стороной ответчика по первоначальному иску не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт предоставления спорного жилого помещения на законных основаниях, а именно отсутствуют доказательства, подтверждающие факт, что ответчик СА, находясь в трудовых отношениях с войсковой частью <номер>, состоял на очереди в войсковой части по улучшению жилищных условий, не представлены суду доказательства, подтверждающие факт принятия решения профсоюзным органом войсковой части при распределении спорного жилого помещения. Не представлены доказательства, что протокол заседания жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата> о распределении СА спорного жилого помещения, представленный суду в копии, надлежащим образом не заверенный, был согласован и утвержден начальником гарнизона, а представленная копия указанного выше протокола не содержит указанных сведений. Не представлены списки распределения жилой площади, которые необходимо, наряду с решением жилищной комиссии, утвержденного начальником гарнизона, предоставить в квартирно-эксплуатационную часть для выдачи ордер, что не соответствует установленному порядку предоставления жилых помещений, предусмотренному «Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», утвержденному Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 года № 285.
Также, стороной ответчика СА не представлены доказательства, что на его имя был выдан ордер на право занятия спорного жилого помещения, и который не был предоставлен в домоуправление, где, по утверждению ответчика СА, ему были выданы ключи от квартиры.
Кроме того, стороной ответчика также не представлены доказательства, а судом не добыты такие доказательства, что за войсковой частью <номер> был закреплен жилой дом №<номер>, либо находился на балансе войсковой части, в котором находится спорное жилое помещение, и жилищная комиссия войсковой части <номер>, имела право на распределение освободившихся жилых помещений в указанном доме, поскольку из представленных сторонами доказательств, следует, жилой дом находился на балансе войсковой части <номер>, у которой и могли быть соответствующие права, указанные обстоятельства сторонами не оспорены и не опровергнуты другими доказательствами, в том числе и показаниями свидетеля М
Учитывая, указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что жилое помещение по адресу: <адрес>, расположенное в жилом доме, являющимся временным зданием (сооружением), было предоставлено СА с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения у <ФИО>20 не возникло.
Доводы стороны ответчика по первоначальному иску о том, что отсутствует вина СА в ненадлежащем оформлении документов на предоставленное ему жилое помещение, не может поколебать выводы суда в этой части, поскольку стороной ответчика не представлено достаточных доказательств, что спорное жилое помещение предоставлено СА на законных основаниях, предусмотренных действующим законодательством.
При этом довод стороны ответчика СА на наличие у него копии протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <номер> от <дата>, подтверждающей законность предоставления ему и его семье спорного жилого помещения, судом отклоняется, поскольку оригинал указанного протокола не был представлен суду, имеющаяся же в материалах дела копия протокола, надлежащим образом не заверена, при этом у суда отсутствовала возможность проверить достоверность копии указанного документа, равно как и содержащихся в нем сведений, по основаниям изложенным выше.
Проверяя доводы истца по встречному иску СА, в части, что спорное жилое помещение ему было предоставлено как вынужденному переселенцу, суд приходит к следующему выводу.
Статус беженцев и статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон о беженцах) и Законом Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее Закон о вынужденных переселенцах).
Согласно статьи 11 ФЗ от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» и статьи 11 ФЗ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» реализация жилищных прав лиц названных категорий осуществляется за счет строго целевого назначения фондов жилья для временного поселения беженцев, вынужденных переселенцев, предназначенных для их проживания в течение срока действия соответствующего статуса, создание которых является расходным обязательством Российской Федерации и федеральной собственностью, находится в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о вынужденных переселенцах, решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Закона о вынужденных переселенцах).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона о вынужденных переселенцах предусматривает, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 данного Закона.
Судом, бесспорно, установлено, что СА был в установленном законом порядке признан вынужденным переселенцем из Казахстана, что объективно подтверждается копией удостоверения вынужденного переселенца <номер>, выданного <дата>, из которого также следует, что статус вынужденного переселенца сохранялся за СА и членами его семьи до <дата>, в последующем в установленном законом порядке продлен не был.
Вместе с тем, истцами по встречному иску, не представлены доказательства, что они, как вынужденные переселенцы, в установленном порядке органом исполнительной власти были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также, что органами исполнительной власти решался вопрос об обеспечении их жилым помещением, в том числе и из фонда временного поселения вынужденных переселенцев, равно как и не представлены доказательства, что войсковой частью <номер> было предоставлено семье СА спорное жилое помещение, как семье вынужденного переселенца, поскольку отсутствует какое-либо решение в этой части.
При этом суд также учитывает, что обязанность по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями на иные организации учреждения, кроме указанных в законе <номер> «О вынужденных переселенцах», не возложена, в связи с чем, суд отклоняет доводы стороны истца по встречному иску в части, что спорное жилое помещение было предоставлено во исполнение ФЗ «О вынужденных переселенцах».
Не добыто в ходе судебного разбирательства и доказательств в части предоставления семье <ФИО>20 на законных основаниях (отсутствует совместное решение профсоюзного комитета и жилищной комиссии) жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес> <адрес>, как вольнонаемному работнику (гражданский персонал), так и вынужденным переселенцам.
Довод истца по встречному иску СА о наличии регистрации по указанному адресу, не может поколебать вывод суда в этой части, поскольку в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года № 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР» и пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», регистрация по месту жительства, является административным актом, и сама по себе, при отсутствии иных необходимых по законодательству юридических фактов, не является основанием возникновения права на жилище.
При решении вопроса об определении правового статуса спорного жилого помещения суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, на момент заселения семьи <ФИО>20 в спорное жилое помещение, на момент вселения ответчиков, был расположен в закрытом военном городке «Иркутск 78», который в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года № 2339-р Иркутск-78 (микрорайон Зеленый) исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Согласно действующему на момент заселения ответчиков Положению о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 № 285, в соответствии с которым, в закрытых военных городках для военнослужащих может предоставляться только служебно-должностная жилая площадь, которая должна быть высвобождена военнослужащим при переводе к новому месту службы, а в отношении рабочих и служащих Советской Армии и ВМФ для заселения предназначена только служебная жилая площадь, которая подлежит возврату после прекращения трудовых отношений без предоставления иного жилья.
Судом также установлено, что жилищный фонд военного городка не находился в ведении органа исполнительной власти, предоставление жилья в закрытых военных городках на условиях договора социального найма законом не предусматривалось.
Предоставление жилого помещения лицам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в закрытом военном городке, вызванное лишь трудовыми отношениями с войсковой частью, определяло назначение такого жилого помещения по правилам статей 101, 104 ЖК РСФСР.
Так, в силу статьи 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (статья 105 ЖК РСФСР).
Таким образом, на момент предоставления спорного жилого помещения порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещениях военнослужащим, регламентировался ЖК РСФСР, Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. №285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», Постановлением Совета Министров СССР от 06.05.1983 №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», которыми не допускалось предоставление в закрытых военных городках жилого помещения без указания «служебное». Жилые помещения, которые предоставлялись квартирно-эксплуатационными частями, являлись жилыми помещениями, расположенными в военных городках, в закрытых военных городках могли быть выделены только служебные квартиры, при этом приведенными нормативно-правовыми актами не предусматривалась возможность предоставления квартир военного городка на праве социального найма.
Суду действительно не представлены доказательства решения о включении спорного жилого помещения в число служебных, принятого уполномоченным органом на момент его предоставления СА, но вместе с тем каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании протокола заседания жилищной комиссии, без ордера, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В связи с этим, доводы стороны истца по встречному иску на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее предоставления СА, в связи с чем, истцы по встречному иску имеют право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, являются необоснованными, при этом суд, соглашается с доводами истца по первоначальному иску об отнесении жилого дома №<номер>, расположенного в микрорайоне Зеленый в городе Иркутске, в котором находится спорная квартира, к специализированному фонду.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что предоставление специализированного жилого помещения носит временный характер, осуществляется в перечисленных в части 1 статьи 94 ЖК РФ целях и не является мерой улучшения жилищных условий, поэтому граждане - военнослужащие, гражданский персонал войсковых частей, сохранение жилищных прав за которыми прямо не закреплено законом, при увольнении с военной службы, прекращении трудовых обязанностей обязаны освободить служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения по применению статьи 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» даны в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», где, в частности, разъяснено следующее: «Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР».
Согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (<дата>), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до <дата>; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (<дата>). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В статье 108 ЖК РСФСР (в редакции, действующей на <дата>) перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
В соответствии со статьей 107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является наличие совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании истцы по встречному иску СА. Л. ЕМ, Т. Р указали, что не состоят и ранее не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях на момент вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Это обстоятельство ими не оспаривалось, объективных и допустимых доказательств в опровержение данного факта суду не представлено. Отсутствуют и доказательства признания истцов по встречному иску в установленном порядке (статья 52 ЖК РФ) малоимущими гражданами.
В тоже время, по данным электронной базы МУП «БТИ г. Иркутска» сведения о регистрации недвижимого имущества за СА, Л, Т, ЕМ, Р до <дата> отсутствуют (ответ МУП «БТИ г. Иркутска от <дата>), так же отсутствуют сведения о наличии в собственности ответчиков Р, Т, СА недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН №КУВИ<номер> ответчик Л имеет в собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью 180 кв. метров, который супруги <ФИО>20, - СА и Л, возвели в 2014 году, в период брака, в настоящее время проживают в нем.
Согласно выписке из ЕГРН №КУВИ-<номер> ответчик ЕМ имеет в собственности жилое помещение – 3-хкомнатную квартиру, общей площадью 74,6 кв.метров, расположенную по адресу: <адрес>.
Материалы дела не содержат сведений об отношении ответчиков к какой-либо категории граждан, указанных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, выселение которых невозможно без предоставления другого жилого помещения, доказательств обратного суду не представлено.
При этом суд не может принять во внимание доводы стороны ответчика по первоначальному иску в части, что Р, является пенсионером по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоверения на ее имя, а поэтому она не может быть выселена из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, исходя из следующего.
В судебном заседании, бесспорно, установлено, что Р вселилась в спорную квартиру в 1998 году, являясь матерью Л, а, следовательно, ее право пользования жилым помещением производно от прав СА, при этом в судебном заседании также установлено, что занимаемое семьей СА спорное жилое помещение было предоставлено с нарушением действующего законодательства. Также судом не установлено, что у ответчика Р на момент ее вселения в спорную квартиру имелись самостоятельные основания для занятия служебной квартиры (в очереди, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в войсковой части не состояла, в трудовых отношениях с Министерством обороны никогда не находилась), расположенной на территории военного городка, не установлено таких оснований и в настоящее время, а поэтому факт нахождения Р на пенсии по старости, правового значения по настоящему делу, не имеет.
Таким образом, ответчики по первоначальному иску не относятся к категории граждан, на которые распространяются положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на них не распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные пунктами 6 и 9 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, они не относятся к лицам, указанным в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив все представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания ответчиков по первоначальному иску утратившими право пользования спорным жилым помещением.
Из материалов дела также следует, что <дата> в адрес ответчика СА направлено уведомление <номер> об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны РФ, направление указанного уведомления подтверждается представленной копией почтового реестра <номер> от <дата>. Требование, указанное в уведомлении оставлено ответчиком без удовлетворения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчики по встречному иску проживают в спорном жилом помещении без законных на то оснований, поскольку заключенного с ответчиком действующего в настоящее время договора найма служебного жилого помещения, не имеется, СА, Л, ЕМ, Т, в трудовых, либо служебных отношениях с Министерством обороны РФ не состоят, военнослужащими не являлись и не являются ими в момент рассмотрения настоящего спора, таким образом, не относятся к числу лиц, подлежащих обеспечению жильем по линии Минобороны и при наличии уведомления об освобождении спорного жилого помещения, имеются все основания для выселения СА, Л, Т, ЕМ, Р из спорного жилого помещения.
То обстоятельство, что ответчики оплачивают коммунальные платежи, производят ремонт жилого помещения, не является основанием для сохранения за ними права пользования служебным жилым помещением.
Ни Жилищный кодекс РСФСР, ни ныне действующий жилищный кодекс не предусматривали и не предусматривают иную форму предоставления жилья, кроме как его временное представление с учетом характера трудовых (служебных) отношений с Министерством обороны. Предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия выполнения служебных обязанностей граждан.
Ссылка ответчика на пункт 6 статьи 10 ЖК РФ не может быть принята судом во внимание, поскольку незаконные действия не могут являться основанием для возникновения жилищных прав и обязанностей.
Согласно части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения (утраты) у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
При указанных обстоятельствах, требования истца по первоначальному иску о признании ответчиков утратившим (прекратившим) право пользования, и выселении без предоставления другого жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Кроме того, на основании статьи 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
В судебном заседании установлено, что ответчики СА, Л, Т, ЕМ, Р, не имея право на проживание в спорном жилом помещении, в установленный законом срок в регистрирующие органы добровольно с заявлением о снятии с регистрационного учета по этому адресу не обращались. Сохранением регистрации ответчиков, в данном случае, нарушаются права и охраняемые законом интересы истца. Оснований для сохранения регистрации ответчиков СА, Л, Т, ЕМ, Р в спорном жилом помещении суд не усматривает. Доказательств обратного, суду не представлено. В связи с чем, подлежат удовлетворению и требования о снятии с регистрационного учета СА, Л, Т, ЕМ, Р.
Кроме того, учитывая требования п.п. «к» пункта 14 Правила пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к выводу и об удовлетворении требований о сдаче в установленном порядке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ранее ФГКУ №Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ).
При этом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных требований о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения и возложении обязанности на ответчика Министерство обороны РФ предоставить жилое помещение по договору социального найма, поскольку жилой дом, в котором они проживают признан аварийным и подлежащим сносу, так как судом не добыто доказательств, подтверждающих, что истцы по встречному иску проживали и проживают в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма (договора найма), не установлено и обстоятельств, в соответствии с которыми, истцы не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
То обстоятельство, что ответчики зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении длительное время, оплачивают коммунальные услуги, поддерживают надлежащее состояние и обеспечивают сохранность данного жилого помещения, не является достаточным доказательством для признания за ответчиками права пользования указанным помещением на условиях договора найма жилого помещения.
На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с ответчиков по первоначальному иску в бюджет города Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, по 60 рублей с каждого ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, СА, Л, ЕМ, Т, Р.
Выселить СА, Л, ЕМ, Т, Р из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Снять СА, Л, ЕМ, Т, Р с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать СА, Л, ЕМ, Т, Р сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ранее ФГКУ»Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ).
Взыскать со СА, Л, ЕМ, Т, Р в бюджет города Иркутска государственную пошлину в размере 300 рублей, по 60 рублей с каждого.
В удовлетворении встречного искового заявления СА, Л, ЕМ, Т, Р к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ранее ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ), ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора найма жилого помещения и возложению обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова