Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 17 августа 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц обратилось с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления обратиться с заявлением о принятии общественного колодца, расположенного в районе дома <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми, на учет как бесхозяйного имущества в целях соблюдения прав граждан на получение услуги водоснабжения с учетом требований санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проверки Сыктывдинского районного комитета по охране окружающей среды установлено неудовлетворительное содержание источника нецентрализованного водоснабжения в виде колодца, являющегося общественным и используемым жителями села <данные изъяты> в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения. Поскольку колодец на балансе муниципальной собственности не состоит, а равно не обслуживается, подземные источники, подпитывающие колодец заброшены, не очищаются от ила и грязи, что, в свою очередь, может привести к ухудшению качества воды и, как следствие, к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и массовым заболеваниям.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Кокорин С.Л., уполномоченный соответствующей доверенностью, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, указав, что собственник указанного имущества неизвестен, с целью необходимого содержания имущества считал необходимым удовлетворить требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Жохов А.В., действующий на основании доверенности, с требованиями истца выразил несогласие, ссылаясь на возможность принадлежности колодца физическим лицам близлежайших домов, также не находя колодец источником нецентрализованного водоснабжения, указал на планируемые работы по обеспечению жителей <данные изъяты> центральным водоснабжением.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что с 1 января 2015 года вопрос водоснабжения населения, как городских, так и сельских поселений передан в ведение органов местного самоуправления муниципального района, которые, в том числе обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, заниматься предупреждением возникновения чрезвычайных ситуаций, а отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием колодцев и их надлежащей эксплуатации создает угрозу жизни и здоровью населения.
Как установлено судом, право собственности на спорный общественный колодец, расположенный на территории Сыктывдинского муниципального района в границах поселения <данные изъяты>, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем свидетельствуют данные, предоставленные Управлением Росреестра по Республике Коми.
Согласно предоставленной по запросам суда информации сведениями об источнике нецентрализованного водоснабжения (колодца), расположенного вблизи дома <адрес> Сыктывдинского района не располагает ни филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми, ни администрации муниципальных образований муниципального района «Сыктывдинский» и сельского поселения «<данные изъяты>», в реестре муниципальной собственности которых названный колодец не значится, ни Агентство Республики Коми по управлению имуществом, указавшее, что колодец не является государственной собственностью республики и в реестре государственного имущества не учитывается.
Установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени и по настоящее время собственники колодца отсутствовали, такие собственники не установлены и при разрешении спора судом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. 2, 18 и 19 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» обязанность по постановке на учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанный общественный колодец, независимо от наличия либо отсутствия в населенном пункте сельского поселения «<данные изъяты> централизованного водоснабжения, поскольку статус колодца как бесхозяйного затрудняет его нормальное и безопасное содержание.
При этом, суд также исходит из того, что вопросы об ограничении, приостановлении или запрещении использования либо о ликвидации указанных водных объектов могут быть разрешены органом местного самоуправления, ведающим организацией и обеспечением водоснабжения населения, в соответствии с его компетенцией в порядке установленном законом.
Тогда как доводы представителя ответчика о нецелесообразности постановки на учет общественного колодца, в связи с предполагаемым строительством в населенном пункте центрального водоснабжения, суд находит необоснованными, как не имеющими юридического значения при рассмотрении данного спора.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом положений действующего законодательства, суд полагает нашедшим свое подтверждение, что объект в виде общественного колодца, расположенного на территории муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» относительно ориентира в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Сыктывдинский район, Республика Коми, – являясь самостоятельным объектом недвижимости, не имеющего собственника, является бесхозяйным.
Поскольку рассматриваемый объект недвижимого имущества в виде общественного колодца, не имеет собственника, что соответствует признакам бесхозяйной вещи применительно к положениям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, учитывая, что отсутствие собственника вышеуказанного имущества не позволяет в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться им, а также содержать его в надлежащем состоянии, приходит к выводу об обоснованности требований о возложении обязанности на орган местного самоуправления по совершению действий, направленных на постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения, в связи с чем, исходя из принципа разумности и учитывая требуемый срок для оформления документов, необходимых для регистрации указанного колодца в качестве бесхозяйного, устанавливает его в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества общественного колодца, расположенного на территории муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» относительно ориентира в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Сыктывдинский район, Республика Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Д.А. Колесникова