Дело № 2-4812/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2013 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Фарраховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новоселова В.О., Князева Д.Б. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,
у с т а н о в и л :
Новоселов В.О., Князев Д.Б. (далее – заявители) обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Требования мотивированы тем, что заявителям на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> с целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома <дата> заявители обратились в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. <дата> <номер> заявители получили отказ в выдаче такого разрешения со ссылкой на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены. Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права заявителей как собственников земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, Новоселов В.О., Князев Д.Б. обратились в суд с вышеуказанным заявлением.
Заявители Новоселов В.О., Князев Д.Б. в суд не явились, представили заявления о рассмотрении заявления в их отсутствие. Судом дело рассмотрено в отсутствие заявителей в порядке ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ ( далее - ГПК РФ).
Представитель заявителя Новоселова В.О. – Кузнецов Д.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении. Считает, что действиями ГУАиГ нарушаются права заявителя как собственника земельного участка, препятствуют осуществить строительство жилого дома. Строительство дома будет осуществляться в размерах заявленных в схеме планировочной организации земельного участка и в заявлении – <данные изъяты>., будет частично использован имеющийся фундамент.
Представитель ГУАиГ Комарова М.А., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала, представила в суд письменный отзыв, согласно которого просила в удовлетворении требований заявителей отказать по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Подготовка градостроительных планов земельных участки осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительств реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст. Градостроительного кодекса РФ). Заявители Новоселов В.О., Князев Д.Б., получив градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, утвержденный приказом Администрации г. Ижевска от <дата> <номер>, знали о правовом режиме своего земельного участка, указанный участок расположен в территориальной зоне ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой. В территориальной зоне ЖД1-1 строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве основных разрешенных видов использования земельных участков, ни в качестве условно разрешенных видов использования, поскольку Правила землепользования и застройки города Ижевска не включают в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны индивидуальное жилищное строительство.
Также указала, что на настоящий момент на данном участке расположен фундамент, разрешение на строительство указанного объекта не выдавалось, следовательно, данная постройка является самовольной, а заявители преследуют цель легализации самовольной постройки в обход признания права собственности на самовольно возведенный объект.
Кроме того, в судебном заседании пояснила, что отказ в выдаче разрешения на строительство считает законным и обоснованным. Полагает, что заявленные заявителями размеры дома не соответствуют общей площади трехэтажного дома.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно договора купли-продажи <номер> от <дата> Новоселов В.О. приобрел земельный участок с кадастровым номером <номер> и размещенный на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно договора купли-продажи <номер> от <дата> Новоселов В.О. продал <данные изъяты> доли указанного земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес> Князеву Д.Б.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <данные изъяты> Новоселову В.О. на праве собственности <данные изъяты> доли принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <данные изъяты> Князеву Д.Б. на праве собственности <данные изъяты> доли принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <данные изъяты> Новоселову В.О. на праве собственности <данные изъяты> доли принадлежит жилой дом, площадью <данные изъяты>., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, Красноармейская, 265.
Согласно свидетельства о регистрации прав собственности серии <данные изъяты> Князеву Д.Б. на праве собственности <данные изъяты> доли принадлежит жилой дом, площадью <данные изъяты>., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.
В соответствие с данными технического паспорта от <дата> фундамент по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> имеет <данные изъяты> % износа.
<дата> Новоселов В.О., Князев Д.Б. обратились в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
<дата> Приказом Администрации г. Ижевска <номер> утвержден градостроительный план <номер> земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>.
<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало Новоселову В.О., Князеву Д.Б. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав свой отказ тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы <адрес> от <дата> № 344, не предусматривает в зоне ЖД1-1 строительство или реконструкцию индивидуальных жилых домов.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке <номер> от <дата> г., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер> в графе 9: «разрешенное использование» указано: « Индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства».
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Заявление Новоселова В.О., Князева Д.Б. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее по тексту - Постановление от 10 февраля 2009 года N 2) судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из характера спорных правоотношений следует, что заявленный иск носит публично-правовой характер, однако действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит запрета на принятие к рассмотрению данного дела в порядке искового производства, суд рассматривает данный спор и дает ему оценку в полном объеме, с учетом особенностей, предусмотренных главами 23 и 25 ГПК РФ.
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
В силу статьи 13 Гражданского Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" определено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Согласно п. 3.6 Положения о ГУАиГ начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
На основании ст. 209 ГК РФ, Новоселов В.О., Князев Д.Б., являясь собственниками земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласноположениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В судебном заседании установлено, что Новоселов В.О., Князев Д.Б. владеют земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> который, согласно свидетельства о праве собственности, находится на землях населенных пунктов, предназначен в соответствии с разрешенным использованием : индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.
Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.
Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( далее – ГрК РФ), согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.
<дата> Новоселов В.О., Князев Д.Б. обратились с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем им земельном участке. Схема размещения индивидуального жилого дома заявителями была передана для утверждения вместе с заявлением о выдаче разрешения для строительства индивидуального жилого дома. Согласно указанного заявления и схемы размещения индивидуального жилого дома размер жилого дома составит <данные изъяты>, <данные изъяты> этажный и мансарда.
Вместе с тем Новоселов В.О., Князев Д.Б. получили отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, который был мотивирован тем, что земельный участок расположен в зоне ЖД1-1. При этом градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не включает в перечень видов разрешенного использования земельных участков данной территориальной зоны индивидуальное жилищное строительство.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий заявителям на праве собственности, расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.
Из кадастрового плана земельного участка следует, что он расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания жилого дома.
Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования истцом земельного участка не усматривается.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, ГУАиГ указало, что разрешенное использование земельного участка не позволяет осуществлять на нем строительство индивидуального жилого дома. Однако нормы ГрК РФ и ЗК РФ не содержат такого запрета, поскольку земельный участок заявителей расположен в составе жилой застройки, т.е. в силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ предназначен для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке заявителей, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельствах о праве собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке.
Оспариваемый отказ нарушает права заявителей, предусмотренных статьей 209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.
Градостроительный кодекс РФ не устанавливает особых требований к оформлению схемы планировочной организации земельного участка, но пункт 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.
Согласно письма Минэкономразвития РФ от 24 декабря 2010 г. № Д23-5348 схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства должна выполняться в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, а также градостроительным планом.
В силу пункта 1, пункта 2 Положения установлено, что состав разделов проектной документации и требования к их содержанию, в том числе при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, к которым также относятся объекты непроизводственного назначения- здания, строения, сооружения жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 Положения "Схема планировочной организации земельного участка" должна содержать:
в текстовой части
а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в
отношении его не устанавливается градостроительный регламент);
г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;
е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;
ж) описание решений по благоустройству территории;
з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для
объектов производственного назначения;
и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;
к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;
л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;
в графической части
м) схему планировочной организации земельного участка с отображением:
мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;
границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);
зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);
решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;
этапов строительства объекта капитального строительства;
схемы движения транспортных средств на строительной площадке;
н) план земляных масс;
о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 51 ГУАиГ проводит проверку схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана, а также красным линиям.
Из заявления о выдаче разрешения на строительство следует, что планируемый для строительства дом будет размерами 21х12 м, площадью 250 кв.м., кирпичный, 2-х этажный + мансарда.
Предоставленная заявителями схема планировочной организации земельного участка в ГУАиГ Администрации г. Ижевска содержит необходимые сведения, позволяющие определить размеры застройки, а также место размещения планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, следовательно, соответствует градостроительному плану земельного участка.
Кроме того, судом установлено, что на данном земельном участке имеется фундамент ( <данные изъяты> % износа), на данный объект разрешение на строительство не выдавалось. Вместе с тем, согласно данных градостроительного плана земельного участка ( чертежа) указанный фундамент был возведен на земельном участке ранее <дата>., что не опровергается данными технического паспорта, поскольку чертеж градостроительного плана был разработан на топографической основе в масштабе (<данные изъяты>), выполненной в <дата>., тогда как земельный участок приобретен заявителями по <данные изъяты> доле каждым после <дата>. ( Новоселовым В.О.- в <дата>., Князевым Д.Б. – в <дата> Таким образом, оснований считать, что заявителями предпринята попытка легализации самовольной постройки не имеется. Использование настоящими собственниками земельного участка ранее выполненного фундамента не может являться препятствием для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома в <дата>
В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В суд с заявлением Новоселов В.О., Князев Д.Б. обратились <дата> При этом в ходе судебного заседания установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома ГУАиГ направлен заявителям – <дата>
Исходя из изложенного судом установлено, что заявители обратились в суд без пропуска установленного законом 3-х месячного срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права заявителя и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права заявителей - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать заявителям разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ,
суд
Р е ш и л :
Исковое заявление Новоселова В.О., Князева Д.Б. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за <номер> о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Новоселова В.О., Князева Д.Б. путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение одного месяца со дня изготовления решения.
Решение изготовлено судьей в окончательной форме <дата>.
Судья- Ю.В. Фролова