УИД 77RS0019-02-2022-015382-52
Дело № 2-6246/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2022 года адрес
Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Хуснетдиновой А.М., при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6246/2022 по иску Приймакова Бориса Николаевича к ООО «Ринг-Сити» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчику ООО «Ринг-Сити» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что 24.06.2022 при приобретении транспортного средства им дополнительно с ответчиком заключен договор Р-Шоколад NEW № 1290924178 от 24.06.2022, стоимостью сумма 29.06.2022 истец направил ответчику заявление об отказе от договора, в котором потребовал возвратить оплаченные денежные средства. Однако ответчик, получив заявление, в добровольном порядке требования истца не удовлетворил. На этом основании истец просит взыскать с ответчика оплаченные по договору денежные средства в размере сумма, неустойку за каждый день просрочки в размере сумма, начиная с 22.07.2022 по день фактического исполнения обязательства, компенсацию морального вреда в размере сумма, штраф в размере 50% от присужденной суммы, расходы на оплату услуг представителя в размере сумма
Истец фио, представитель ответчика ООО «Ринг-Сити» в судебное заседание не явились, извещены, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Пунктом 1 ст. 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с п. 1 ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 310 ГК РФ следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должна быть достигнуто соглашение.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
П.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебном заседании установлено, что 24.06.2022 между ООО «Ринг-Сити» (исполнитель) и Приймаковым Б.Н. (заказчик) заключен договор Р-Шоколад NEW № 1290924178 от 24.06.2022.
В соответствии с п. 2.1, договор включает в себя элементы договора с исполнением по требованию (абонентского договора), регулируемого ст. 429.4 ГК РФ, элементы опционного договора, регулируемого ст. 429.3 ГК РФ, выдачу независимой гарантии, регулируемой ст.ст. 368-378 ГК РФ.
Абонентской частью договора (п.2.1.1) истцу за плату в размере сумма сроком на 48 мес. предоставляется абонентское обслуживание - право требования и получения предусмотренных договором сервисных услуг, а опционной частью договора - выдача истцу как принципалу за плату в размере сумма независимой гарантии сроком на 48 мес.
24.06.2022 истец оплатил ответчику путем безналичного расчета обусловленную договором абонентскую плату в размере сумма и плату за выдачу независимой гарантии в размере сумма, а всего сумма
11.07.2022 ответчик получил заявление истца об отказе от договора по основаниям ст. 32 Закона о защите прав потребителей и требованием о возврате оплаченных денежных средств в размере сумма
Ответчик 24.06.2022 предоставил истцу абонентское облуживание согласно абонентской части договора и в тот же день как гарант выдал истцу как принципалу сроком на 48 мес. независимую гарантию на сумму размере сумма, что подтверждается Приложением № 2 к договору.
В соответствии со ст. 429.4 ГК РФ, а также согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в п. 32 и п.33 постановления от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» договор с исполнением по требованию (абонентский договор) обладает следующими признаками: абонент вносит плату по договору за право требовать от исполнителя предоставления предусмотренного договором исполнения, абонент вносит плату определенными, в том числе периодическими, платежами или иным предоставлением, размер оплаты не зависит от объема, затребованного абонентом исполнения, исполнитель обязан предоставить исполнение в затребованном количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
Таким образом, особенностью договора с исполнением по требованию (абонентского договора) является то обстоятельство, что плата по данному договору является платой за право требовать от исполнителя оказания данного исполнения, и она не зависит от объема затребованного и полученного абонентом исполнения.
П. 2.1.4 договора предусмотрено, что указанное в п.2.1.1 договора право заказчика требовать от исполнителя исполнения услуг подлежит оплате заказчиком независимо от того, было ли им затребовано соответствующее исполнение этих услуг от исполнителя (п. 2 ст. 429.4 ГК РФ).
Предоставив 24.06.2022 истцу на основании заключенного договора абонентское обслуживание, ответчик начал оказывать истцу услугу в виде предоставления абонентского обслуживания.
Таким образом, независимо от того, пользовался истец в период с 24.06.2022 по 11.07.2022 предусмотренным договором абонентским обслуживанием или нет, он в силу ст. 429.4 ГК РФ был обязан оплатить ответчику предоставленное ему право требования в использованный им период абонентского обслуживания, что также следует из положений п. 4 ст. 453 ГК РФ, в соответствии с которым стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон; п.1 ст. 781 ГК РФ, в соответствии с которым заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг; ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем
Исходя из положений ст. 401 ГК РФ и ст. 429.4 ГК РФ ответчику не может быть постановлено в вину то обстоятельство, что истец своим правом требования абонентского обслуживания не воспользовался.
Поскольку в силу ст. 450.1 ГК РФ договор прекратил свое действие 11.07.2022, требование истца о возврате абонентской платы за период с 24.06.2022 по 11.07.2022 являются незаконными.
Возврат ответчиком абонентской платы за неиспользованный истцом период абонентского обслуживания с 12.07.2022 по 23.06.2026 в размере сумма подтверждается платежным поручением № 681 от 12.08.2022.
Расчет суммы возврата абонентской платы производится следующим образом: сумма (абонентская плата за 48 мес. абонентского обслуживания) - (сумма/(365 дней) (абонентская плата за 1 день абонентского обслуживания) х 17 дней (период фактического абонентского обслуживания с 24.06.2022 по 11.07.2022) = сумма
Отказывая истцу в возврате платежа за выданную по его просьбе независимую гарантию, ответчик исходил из того, что независимые гарантии являются особым и самостоятельным продуктом гражданского оборота.
В соответствии с п.1 ст. 368 ГК РФ, целевая направленность независимой гарантии заключается в предоставлении гарантом по просьбе другого лица (принципала) гарантии (обязательство) уплатить третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.
Из содержания указанной нормы следует, что для возникновения отношений по независимой гарантии требуется заключение между принципалом и гарантом отдельного соглашения о ее выдаче.
Независимая гарантия выдается на возмездной основе во исполнение заключаемого между гарантом и принципалом соглашения (п. 1 ст. 368, п. 1 ст. 420, п.1 ст. 421, п. 3 ст. 423 ГК РФ).
Обязанность по выдаче независимой гарантии возникает у гаранта с момента заключения указанного соглашения (п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Сама же независимая гарантия является односторонней сделкой.
В силу ст. 373 ГК РФ, независимая гарантия вступает в силу с момента ее отправки (передачи) гарантом, если в гарантии не предусмотрено иное.
В соответствии с п.1 ст. 370 ГК РФ, предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них.
Прекращение независимой гарантии производится по основаниям, предусмотренным ст. 378 ГК РФ.
Указанный в ст. 378 ГК РФ перечень оснований прекращения независимой гарантии является исчерпывающим.
Согласно ст. 378 ГК РФ, отказ принципала от соглашения о выдаче независимой гарантии, а равно отказ от полученной в соответствии с этим соглашением независимой гарантии, в том числе по основаниям ст. 32 Закона о защите прав потребителей, действие этой гарантии не прекращает.
Прекращение соглашения о выдаче независимой гарантии, в связи с отказом принципала от данного соглашения по основаниям ст. 32 Закона о защите прав потребителей производится по правилам ст. 450.1, 452, 453 ГК РФ.
Ответчик надлежащим образом исполнил принятые на себя по опционной части договора обязательства- 24.06.2022 выдал истцу независимую гарантию.
Следовательно, в силу ст. 373 ГК РФ обязательства ответчика как гаранта по выданной истцу независимой гарантии возникли в момент выдачи этой гарантии истцу.
Оформление соглашения о выдаче независимой гарантии в виде опционной части договора закону не противоречит.
Из содержания ст. 429.3 ГК РФ следует, что опционным договором может быть любой гражданско-правовой договор, в котором исполнение обязательств по данному договору ставится в зависимость от востребования стороной такого договора его исполнения от другой стороны и это востребование будет считаться осуществленным автоматически при наступлении указанных в договоре условий.
По общему правилу, установленному п.3 ст. 429.3 ГК РФ, опционный договор является возмездным и опционное вознаграждение не возвращается ни при каких условиях, если иное не предусмотрено опционным договором.
Поскольку обязанность по выдаче независимой гарантии возникает у гаранта с момента заключения указанного соглашения (п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 425 ГК), и предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от отношений между принципалом и гарантом (п. 1 ст. 370 ГК РФ), а ответчик согласился выдать истцу независимую гарантию только на возмездной основе и она вступила в законную силу в момент ее выдачи (ст. 373 ГК РФ), в опционной части договора, являющейся по факту соглашением сторон о выдаче независимой гарантии, возврат платы за выданные независимые гарантии не предусматривается.
В соответствии с п. 4 ст. 453 ГК РФ, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
П. 6.2 договора установлено, что при прекращении опционного договора платеж цены договора, указанной в п. 3.2., за выдачу независимых гарантий, возврату не подлежит.
Исходя из принципа разумности участников гражданского оборота, указанное означает, что истец добровольно принял решение о заключении опционного договора на условиях невозврата ему платы за выдачу независимой гарантии при прекращении опционного договора.
Поскольку между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора и, выдав истцу как принципалу независимую гарантию, ответчик, как гарант, надлежащим образом исполнил принятые на себя по опционной части договора обязательства, обязательства ответчика как гаранта по независимой гарантии возникли в момент выдачи данной независимой гарантии истцу, несмотря на отказ истца от опционной части договора, по сути, являющейся соглашением о выдаче независимой гарантии, независимая гарантия продолжила действовать, бенефициар по вопросам отказа от своих прав по выданной независимой гарантии и прекращении выданной ответчиком по просьбе истца независимой гарантии к ответчику не обращался
Таким образом, требование истца о возврате платы за выданную, действующую и непрекращенную независимую гарантию также являются незаконными.
С учетом того, что ответчик прав и законных интересов истца не нарушал, оснований для взыскания с него неустойки согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов- не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░-░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░