Дело <данные изъяты>а-340/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2016 г. <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русские просторы» установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Русские просторы» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости.
В обоснование требований истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат шесть земельных участков земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства площадью 8000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:65, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 186 м по направлению на восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 138000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:80, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 1210 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 473300 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:79, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 120 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 7000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:67, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 420м по направлению на северо-восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 9100 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:66, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 300 м по направлению на северо-восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> площадью 51000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:70, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 400 м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>.
Истец просит установить кадастровую стоимость участков в размере их рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценке <данные изъяты>.
Административный истец представил отчет <данные изъяты> от 01.09.2015г. об оценке рыночной стоимости участков, подготовленный оценщиком Жуковой К.Д. и положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Представитель административного истца по доверенности Сандрикова К.О. не оспаривая результатов проведенной по делу судебной экспертизы, уточнила заявленные требования и просила суд установить в отношении земельных участков кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в размере определенном судебным экспертом ООО «ИОЛА.Объективная оценка».
Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности Парамзин А.В. также не оспаривал право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащих участков в размере определенном судебной экспертизой, в судебное заседание не явился, представил отзыв.
Представители Филиала ФГП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и Министерства экологии природопользования <данные изъяты> в суд представителей не направили. Извещены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит требования общества с ограниченной ответственность «Русские просторы» подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником шесть земельных участков площадью 8000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:65, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 186 м по направлению на восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 138000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:80, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 1210 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 473300 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:79, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 120 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 7000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:67, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 420м по направлению на северо-восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>, площадью 9100 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:66, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 300 м по направлению на северо-восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> площадью 51000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:70, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 400 м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты>.
Право собственности владельцев инвестиционных паев и право доверительного управления зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО, о чем представлены свидетельства.
По данным кадастровых паспортов участки поставлены на кадастровый учет, имеют категорию земель: земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты> -РМ от <данные изъяты> утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории <данные изъяты>.
Административный истец полагая, что кадастровая стоимость участков необоснованно завышена, чем затронуты его права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости участков административным истцом представлен отчет об определении рыночной подготовленный оценщиком Жуковой К.Д. <данные изъяты>, рыночная стоимость участка определена оценщиком по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере участка с кадастровым номером 50:03:0020180:65 в размере 3 864 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:80 в размере 56 028 000 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:79 в размере 176 068 000 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:67 3 381 000 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:66 в размере 4 350 00рублей, кадастровым номером 50:03:0020180:70 в размере 22 185 000 рублей.
На указанный отчет получено экспертное заключение саморегулируемой экспертной организации.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО <данные изъяты>)» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ <данные изъяты> от <данные изъяты>). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений <данные изъяты> предоставлен анализ отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка административного истца, согласно которого выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Федеральными стандартами об оценке.
На аналогичные замечания о допущение оценщиком при составлении отчета Федеральных стандартов об оценке указала в своем решении Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> отклоняя поданное административным истцом <данные изъяты> заявление.
Судом в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика назначена по делу судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «ИОЛА.Объективная оценка» Липпонен Ю.С..
В заключение № СЭ-65/16 от <данные изъяты> представленном суду эксперт пришла к выводу, что отчет, об оценке рыночной стоимости представленный стороной истца составлен с нарушением принципов обоснованности, однозначности, проверяемости, информация использованная оценщиком, не является достаточной и проверяемой, что отразилось на итоговой величине рыночной стоимости объектов недвижимости. Определена рыночная стоимость объектов исследования по состоянию на дату оценке участка с кадастровым номером 50:03:0020180:65 в размере 3 457 786 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:80 в размере 71 184 670 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:79 в размере 221 994 463 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:67 3 096 987 рублей, с кадастровым номером 50:03:0020180:66 в размере 3 933 232 00рублей, кадастровым номером 50:03:0020180:70 в размере 21 045 902 рублей.
Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.
При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Экспертное заключение (дополнение) составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в заключение эксперта ГБУ г Москвы и Московского городского бюро технической инвентаризации итоговая величина рыночной стоимости участков является достоверной и подлежит установлению в качестве кадастровой стоимости.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участка не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости участка.
Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных
по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости равной рыночной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ от <данные изъяты> утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель садоводческих огороднических и дачных земель на территории <данные изъяты>, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость участков истца.
Таким образом, период действия кадастровой стоимости участков, установленный в судебном порядке в размере их рыночной стоимости ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Русские просторы» – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства площадью 8000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:65, расположенного по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 186 м по направлению на восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере 3 457 786 рублей на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
земельного участка земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства площадью 138000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:80, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 1210 м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере 71 184 670 рублей на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
земельного участка земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства площадью 473300 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:79, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 120 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере 221 994 463 рублей на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
земельного участка земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства площадью 7000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:67, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 420м по направлению на северо-восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере 3 096 987 рублей на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
земельного участка земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства площадью 9100 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:66, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> гп Клин примерно в 300 м по направлению на северо-восток от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере 3 933 232 рублей на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
и земельного участка земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для комплексного жилищного строительства площадью 51000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0020180:70, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> г/п Клин примерно в 400 м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами участка д. Ямуга, <данные изъяты> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере 21 045 902 рублей на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки;
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Датой подачи заявления ООО «Русские просторы» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> о пересмотре их кадастровой стоимости считать <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова