КОПИЯ
70RS0003-01-2021-009907-74
Дело 2-849/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2022 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,
при секретаре Марковой С.А.,
помощник судьи Изотова Т.В.,
с участием представителя процессуального истца – помощника томского транспортного прокурора Шестакова Д.Е.,
представителя ответчика, представителя третьих лиц Сибирского таможенного управления, Федеральной таможенной службы Волкова Ф.Д., действующего на основании доверенности № 04-50/01900 от 15.02.2022, сроком до 31.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске исковое заявление Томского транспортного прокурора, действующего в интересах Козлова С. А. к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных при увольнении сумм компенсации,
установил:
Томский транспортный прокурор, действующий в интересах Козлова С.А. обратился к Кемеровской таможне с исковым заявлением, в котором просит восстановить пропущенный процессуальный срок исковой давности о выплате недоплаченной суммы компенсации, взыскать с Кемеровской Таможни в пользу Козлова С.А. денежную сумму в размере 28441,60 руб., из которых недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 26413,30 руб., недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск 2028,30 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни установлено, что Козлов С.А. в период с 12.11.2014 по 30.09.2020 проходил государственную гражданскую службу в Томской таможне в должности ... №3 Томского таможенного поста Томской таможни. С 01.07.2020 исполнял обязанности ... Томского таможенного поста Кемеровской таможни. Уволен в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении Козлову С.А. произведены следующие выплаты: выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 193886,16 руб.; выплата компенсации за 9 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 03.11.2019 по 30.09.2020 в размере 12871,62 руб. Приказами начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности Козлову С.А. произведены следующие выплаты материального стимулирования: 29950 руб. за 3 квартал 2019 года; 23732 руб. за 4 квартал 2019 года; 25 558 руб. за 1 квартал 2020 года. Однако при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска Козлову С.А. Томской таможней не были учтены указанные произведенные выплаты материального стимулирования, в связи с чем, размер окончательного расчета с Козловым С.А. произведен не в полном объеме. 24.07.2020 Томская таможня реорганизована в форме присоединения к Кемеровской таможне. Выплаченное Козлову С.А. материальное стимулирование на основании приказов начальника Томской таможни должно учитываться при расчете его среднего заработка для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Материальный истец Козлов С.А., представитель третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации, в суд не явились, были извещены о месте и времени судебного заседания.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель процессуального истца помощник Томского транспортного прокурора Шестаков Д.Е., заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Кемеровской таможни, третьих лиц Федеральной Таможенной Службы РФ, Сибирского таможенного управления - Волков Ф.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы которых поддержал. Указал, что срок обращения в суд, установленный законодательством, истцом пропущен.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, в сфере трудовых (служебных) отношений.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 ТК РФ.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» содержатся разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд. В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
В абзаце третьем пункта 16 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»).
В абзаце пятом пункта 16 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).
Из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд не является исчерпывающим.
Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 г., кроме того, разъяснено, что оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
С заявлением о защите своих трудовых прав Козлов С.А. обратился к транспортному прокурору Томской области 28.09.2021, то есть в установленные законом сроки.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена и введена в действие устанавливающая общие принципы и способы организации работы Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 5.1 и 5.8 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации; в случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.
Томским транспортным прокурором было направлено исковое заявление в Октябрьский районный суд г. Томска, поступившее 18.10.2021. Данное исковое заявление было оставлено без движения и возвращено в прокурору 23.11.2021.
Повторно направлено исковое заявление прокурором 10.12.2021, о чем свидетельствует штамп «Почты России» на конверте.
Поскольку пропуск срока обращения в суд связан с объективными причинами, а также сроками по рассмотрению обращений граждан, предусмотренными законодательством, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, а потому требования о восстановлении срока подлежат удовлетворению.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, приказом начальника Томской таможни от 12.11.2014 № 388-к Козлов С.А., референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, назначен с 12.11.2014 на должность ... №3 Томского таможенного поста Томской таможни. Козлову С.А. установлен должностной оклад в размере 5044 руб., ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада на период с 12.11.2014 по 31.12.2014, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 110% процентов должностного оклада на период с 12.11.2014 по 31.12.2014, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размер двух должностных окладов на период с 12.11.2014 по 31.12.2014, ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 10% денежного содержания на период с 12.11.2014 по 31.12.2014.
Между Томской таможней и Козловым С.А. заключен служебный контракт №10611000/0063ск/14 от 12.11.2014 (далее – контракт №10611000/0063ск/14), согласно пункту 1 которого Козлов С.А. взял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Согласно пункту 2 контракта №10611000/0063ск/14 гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ... №3 Томского таможенного поста Томской таможни.
Датой начала исполнения должностных обязанностей является 12.11.2014 (пункт 4 контракта №10611000/0063ск/14).
В соответствии с п. 9 контракта №10611000/0063ск/14 гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5044 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1515 руб. в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере до 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90% до 120% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемое в соответствии с Указом Президента России от 07.05.2005 №513, в размере до 2 должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 11 контракта №10611000/0063ск/14 установлено, что гражданскому служащему устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной таможенной службы от 26.12.2019 № 1970 Томская и Кемеровская таможни были реорганизованы путем присоединения. Деятельность Томской таможни была прекращена, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
05.06.2020 между Кемеровской таможней и Козловым С.А. заключено дополнительное соглашение № 17 о внесении изменений в служебный контракт №10611000/0063ск/14, а именно в п. 2, согласно которым гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ... №2 Томского таможенного поста Кемеровской таможни учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Кемеровской таможни.
Приказом № 465-К от 29.09.2020 Козлов С.А. был уволен 30.09.2020 в соответствии с п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Указанным выше приказом на отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга возложена обязанность произвести Козлову С.А. окончательный расчет по 30.09.2020 и выплатить: денежную компенсацию за неиспользованные 4 календарных дня ежегодного основного оплачиваемого отпуска, 5 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период работы с 03.11.2019 по 30.09.2020, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Как усматривается из расчета ТН-583 справок-расчетов от 30.09.2020 при увольнении Козлову С.А. произведены следующие выплаты: выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 193886,16 руб.; выплата компенсации за 9 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 03.11.2019 по 30.09.2020 в размере 12871,62 руб.
Судом установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что при расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользуемый отпуск Кемеровской таможней не были учтены выплаченные истцу средства материального стимулирования за 3 и 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года. В связи с чем, окончательный расчет с Козловым С.А. произведен не в полном размере.
Доводы стороны ответчика и третьих лиц о том, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 8 Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 основан на ошибочном толковании норм материального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение ( ч.3 ст. 50 Федерального закона № 79 ФЗ)
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 ст. 50 Федерального закона № 79 ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (ред. от 10.07.2014, далее – Правила №562).
Пунктом 2 Правил №562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем первым пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказами Федеральной таможенной службы России от 21 июня 2019 г. № 488-П, от 11 сентября 2019 г. № 1437, от 3 декабря 2019 г. № 1836, от 3 апреля 2020 г. № 359, от 9 июня 2020 г. № 507 утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1, 2 кварталы 2020 года.
Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечит распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направит их на материальное стимулирование федеральных государственных служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного п.п. «е» п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 года № 1058.
Как следует из Писем руководителя Федеральной таможенной службы от 04.04.2019 № 01-11/19998 и от 01.04.2020 № 01-11/18743 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14 «О материальном стимулировании в 2019 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 № 168-8 «О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», Федеральной таможенной службе в 2019 году первом полугодии 2020 года выделены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов сверх установленного фонда оплаты труда. Материальное стимулирование гражданских служащих территориальных таможенных органов за достижение таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности в 2019 году в 1 и 2 кварталах 2020 года осуществляется за счет указанных бюджетных ассигнований, выделяемых таможенному органу ежеквартально приказом ФТС России. В соответствии приказом ФТС России от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», выплата материального стимулирования производится в виде единовременных поощрений за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий после подведения итогов работы за квартал в пределах выделенных таможенному органу денежных средств на эти цели.
Приказами Сибирского таможенного управления ФТС России № 249-П от 19.09.2019 года, № 466 от 11.12.2019 года, № 105-П от 08.04.2020 года, № 181-П от 11.06.2020 года распределены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, а начальникам таможенных органов поручено обеспечить выплату средств материального стимулирования в I-IV кварталах 2019 года, в I квартале 2020 года.
На основании приказов начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности Козлову С.А. были произведены следующие выплаты материального стимулирования: №101-П от 23.12.2019 за 3 квартал 2019 года в размере 29950 руб., №44-П от 27.04.2020 за 4 квартал 2019 года в размере 23732 руб., №67-П от 16.06.2020 за 1 квартал 2020 года в размере 25558 руб.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14 и от 17.02.2020 № 168-8, что следует из Писем руководителя Федеральной таможенной службы от 04.04.2019 № 01-11/19998 и от 01.04.2020 № 01-11/18743, в 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
На Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7 (действующее в период спорных правоотношений), в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что издание указанных приказов ФТС и ее территориальных органов свидетельствует о ежеквартальном начислении Федеральной таможенной службой и ее территориальными органами выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданским служащим. Таким образом выплаты производились систематически, регулярно. Выплата данного материального стимулирования производилась на основании приказа ФТС России от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, а потому в соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ подлежит включению в состав денежного содержания гражданского служащего, в том числе и Козлова С.А. и должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Доводы представителя Кемеровской Таможни об обратном основаны на неверном толковании приведенных выше законодательных положений.
Суд не может основывать свои выводы на представленных стороной ответчика разъяснениях Министерства финансов, изложенных в письмах от 15.01.2021 № 14-03-03/1414 и от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, поскольку на момент увольнения Козлова С.А. и произведения с ним окончательного расчета указанные разъяснения не действовали.
При расчете компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа, компенсации за неиспользованный отпуск за счет средств материального стимулирования суд исходит из п. 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562.
Как следует, из приказов Томской таможни №101-П от 23.12.2019, №44-П от 27.04.2020, №67-П от 16.06.2020, общая сумма выплаченного Козлову С.А. материального стимулирования составила 79 240 руб. (29950 + 23732 + 25558).
Таким образом, 1/12 суммы материального стимулирования за 3, 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года составляет 6603,30 руб. (79240 руб./12); недоплаченная сумма компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа составляет 26413,30 руб. (6603,30 руб. * 4). Учитывая, положения приказа Кемеровской таможни от 29.09.2020 № 465-к, согласно которому Козлову С.А. определена компенсация за неиспользование ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за 9 календарных дней, компенсация за неиспользованный отпуск, за счет материального стимулирования, составляет 2028,30 руб., исходя из расчета 6603,30 руб. / 29,3 * 9.
При таких обстоятельствах, с Кемеровской таможни как с правопреемника на основании ч. 2 ст. 58 ГК РФ в пользу Козлова С.А. подлежат взысканию денежные средства в размере 28441,60 руб., из которых недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 26413,30 руб., недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за 9 календарных дней в размере 2028,30 руб., в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Томского транспортного прокурора, действующего в интересах Козлова С. А. к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных при увольнении сумм компенсации удовлетворить.
Восстановить Томскому транспортному прокурору, действующему в интересах Козлова С. А., срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о выплате компенсаций.
Взыскать с Кемеровской таможни (ОГРН 1024200707079) в пользу Козлова С. А. недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 26413,30 руб., недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск за 9 календарных дней в размере 2028,30 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 08.04.2022.
Судья /подпись/
Копия верна Судья А.Ю. Кучеренко Секретарь: С.А. Маркова «__» _____________ 2022 года |
Оригинал находится в деле № 2-849/2022 Октябрьского районного суда г. Томска.