Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1325/2019 ~ М-1217/2019 от 19.08.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2019 г.                            г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Неугодникова В.Н.,

с участием представителя истца Моисеева В.Р. – Асташенковой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Гасановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело         № 2-1325/2019 по иску Моисеева В. Р. к городского округа <адрес> о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Моисеева В.Р. обратилась в Жигулевский городской суд <адрес> с иском к администрации г.о.Жигулевск о признании права собственности на жилой дом общей площадью 100,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование требований истец указал, что в 2018 он построил жилой дом общей площадью 100,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности. Возведенный истцом жилой дом соответствует целевому назначению земельного участка площадью 973,4 кв.м. категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального домостроения.

Истец указал, что в досудебном порядке ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением в администрацию г.о.Жигулевск о выдаче разрешения на ввод спорного жилого дома в эксплуатацию, однако получил отказ по причине того, что дом уже построен и расположен на особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Самарская Лука»

В судебном заседании представитель истца Моисеева В.Р.Асташенкова Т.А. исковые требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в обосновании иска.

Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и вынести решение с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств.

Также указал, что в соответствии с пунктом 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства. Исходя из указанных норм законодательства, разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не требуется.

В соответствии с действующим законодательством в отношении объектов индивидуального жилищного строительства применяется уведомительный порядок о планируемом строительстве и об окончании строительства, который застройщик должен соблюсти при начале и окончании строительства.

При этом застройщику необходимо подавать уведомления с приложением необходимых документов в уполномоченный на выдачу разрешения орган власти на данной территории.

Согласно сведениям, размещенным на публичной кадастровой карте, <адрес> городского округа Жигулевск имеет ограничения в использовании, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации на основании Решения исполнительного комитета Куйбышевской области Совета    народных депутатов № 333 от 10.08.1984 года «О создании государственного природного парка «Самарская Лука».

Таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 5    статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченным на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти является министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Кроме того, как видно из материалов искового заявления и приложенных документов, дом уже построен и вышеуказанная процедура не применима к уже построенным объектам, так как уведомление о планируемом строительстве необходимо подавать в уполномоченный орган власти перед проведением строительных работ, а после окончания строительства, необходимо подать уведомление об окончании строительства.

В связи с тем, что истец произвела строительство принадлежащего жилого дома без получения на это необходимых разрешений, согласно статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, жилой дом приобрел статус самовольной постройки.

Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в суд не явился.

Представил возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании указал, что на момент строительства спорного жилого дома Минприроды России являлось уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство о реконструкцию капитального строительства, планируемых на особо охраняемых территориях федерального значения. Истец обратился в Минприроды России за выдачей разрешения на строительство спорного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, то есть после осуществления строительства спорного объекта. Вместе с тем, доказательств того, что Моисеев В.Р. не имел возможности обратиться в Минприроды России с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного жилого помещения до начала осуществления строительства не представлено. Считал, что обращение Моисеева В.Р. с исковым заявлением в суд обусловлено попыткой обойти установленный градостроительными нормами и положениями природоохранного законодательства порядок осуществления строительства объектов капитального строительства на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения, то есть истцом не было принято надлежащих мер к легализации спорного жилого помещения.

Представитель третьего лица - ФГБУ «НП «Самарская Лука» в суд не явился, просил дело рассмотреть без его участия. Представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Указал, что спорный объект недвижимости расположен в границах особо охраняемой территории Национального парка «Самарская Лука».

ГПНП «Самарская Лука» образован Постановлением Совета Министров РСФСР 28.04.1984 № 161. Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №990 ГПНП «Самарой Лука» отнесен к ООПТ федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука».

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 национальный парк образован на площади 134 тыс.га, из которых национальному парку постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли площадью 69 тыс.га.

Границы НП «Самарская Лука» утверждены решением исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 333 от 10.08.1984 «О создании ГПНП «Самарская» Лука».

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Согласно пункту 3 Положения о НП «Самарская Лука», национальный парк располагается на территории трех р-нов Самарской области: Ставропольского, Волжского и Сызранского, а также в черте г.о.Жигулевск и г.о. Самара. В границы парка включены земли иных собственников без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Как особо охраняемая природная территории федерального значения НП «Самарская Лука» обладает особым режимом.

В соответствии с законодательством устанавливается зонирование территории национального парка с выделением зон хозяйственного назначения. В границах таких зон допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, в том числе строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с обеспечением функционирование расположенных в границах национального парка населенных пунктов (Положение о НП «Самарская Лука», утв. приказом Минприроды России № 69 от 25.02.2015г.).

Аналогичные положения содержит п. д ч. 2 ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

При этом строительство объектов в указанных целях на территории национального парка должно осуществляться по согласованию с Минприроды России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям ст. 3, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23Л 1.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит экологической экспертизе до принятия решений о реализации соответствующего проекта.

По смыслу требования п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство в границах особо охраняемой природной территории федерального значения выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого она находится, то есть Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, при нахождении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории федерального значения — Национальный парк «Самарская Лука», вне зависимости от нахождения в частной собственности стороннего лица, на собственника участка и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются требования законодательства о проведении в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, регистрация права собственности на объект недвижимости в границах ООПТ обусловлена наличием разрешения, выданного Минприроды России. Наличие заключения СЭС и экспертного заключения о соответствии вновь возведенного объекта установленным требованиям, при отсутствии разрешения Минприроды России не может свидетельствовать о его соответствии требованиям, установленным для ООПТ, и в частности, отсутствия критериев, позволяющих отнести его к потенциально опасным для природных комплексов и объектов растительного и животного мира, как того требует ч. 2 ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», ч. 3 ст. 10 Положения о Национальном парке «Самарская лука».

Также обратил внимание, что истец в Минприроды России за получением разрешения не обращался.

Выслушав пояснения представителя истца, с учетом позиции представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Кроме того в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит экологической экспертизе.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, в частности возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил; возведение постройки на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.

Однако, согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Положения данной нормы разъясняются в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», где указано, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (п. 26 Постановления Пленума).

В соответствии с пунктом 28 указанного выше Постановления Пленума правила статьи 222 ГК РФ распространяются не только на создание нового здания, строения, сооружения, но и на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

        В суде установлено, что истец Моисеев В.Р. является собственником земельного участка площадью 973,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении Росреестра по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с техническим паспортом на здание –индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, составленного Жигулевским филиалом ГУП «ЦТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом постройки 2018, имеет общую площадь 100,9 кв.м., жилую площадь 36,3 кв.м. Площадь здания, определенная в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , составляет 116,5 кв.м.

        При обращении истца в администрацию г.о.Жигулевск с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на ввод индивидуального дома в эксплуатацию, истец получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что им необходимо обратиться за решением указанного вопроса в Минприрода России, поскольку земельный участок, расположенный под спорным жилым домом, находится в особо охраняемой природной территории федерального значения НП «Самарская Лука». Кроме того, дом уже построен и процедура получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не применима, так как уведомление о планируемом строительстве необходимо подавать в уполномоченный орган власти перед проведением строительных работ, а после окончания строительства необходимо подавать уведомление об окончании строительства.

        Кроме того судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец обращался в Минприроды России за выдачей разрешения на строительство спорного жилого помещения однако ему было отказано.

        Таким образом, истцом предпринимались меры для легализации спорного объекта недвижимости.

Вместе с тем из предоставленного в материалы дела экспертного заключения ООО «Д.А.Н.» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что состояние основных несущих конструкций здания (индивидуального жилого дома), расположенного по адресу: г.о.Жигулевске, <адрес>, на момент обследования находится в работоспособном состоянии.

Согласно представленному в суд Экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ ООО «112ТЛТ» <адрес> «О соответствии требованиям пожарной безопасности объекта защиты, жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, на данном объекте защиты выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, противопожарный режим соблюдается.

Также из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» филиал г.Тольятти, следует, что гигиеническая оценка спорного жилого дома соответствует государственным санитарным нормам и правилам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Кроме того, из решения от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ НП «Самарская Лука» следует, что эксплуатация земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и расположенного на нем объекта индивидуального жилищного строительства не влечет за собой возрастания суммарного антропогенного воздействия, оказываемого в целом населенным пунктом на объекты растительного и животного мира и естественные экосистемы НП «Самарская Лука». По функциональному зонированию территории национального парка спорный земельный участок расположен в зоне хозяйственного назначения.

Отделом градостроительства и архитектуры администрации г.о.Жигулевск в суд представлен ответ на запрос, согласно которому количество этажей в спорном жилом доме составляет 2, что не превышает предельное количество этажей, установленное для данного вида объектов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Расстояние от дома до забора составляет более 3 м, что не нарушает минимальное расстояние, указанное в Правилах землепользования и застройки г.о.Жигулевск, которое равно 3 м. Учитывая, что площадь земельного участка, расположенного в г.о.Жигулевск, <адрес>, составляет 973 кв.м, а площадь застройки под домом – 79,7 кв.м, то процент застройки не превышает максимальный процент застройки, установленный Правилами землепользования и застройки г.о.Жигулевск, который равен 70%.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку строительство жилого дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, соответствует установленному виду разрешенного использования. Построенное жилое помещение соответствует обязательным требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. Кроме того, строительство спорного жилого дома права и законные интересы граждан не нарушает, угрозы для их жизни и здоровья не представляет, что подтверждено техническими заключениями, представленными в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 25, 26, 29 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Моисеева В. Р. удовлетворить.

Признать за Моисеевым В. Р. право собственности на жилой дом площадью 100,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Жигулевский городской суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 октября 2019 г.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области                     В.Н. Неугодников

2-1325/2019 ~ М-1217/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Моисеев В.Р.
Ответчики
администрация г.о. Жигулевск
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФГБУ НП "Самарская Лука"
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Неугодников В.Н.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
19.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2019Передача материалов судье
20.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2019Подготовка дела (собеседование)
10.09.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.09.2019Предварительное судебное заседание
08.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2019Дело оформлено
18.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее