Судья Тишаева Ю.В. 33а-2745/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сафроновой Л.И., Сабаевой И.Н.,
с участием прокурора Талибуллина Л.И.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № по административному исковому заявлению С.В.С. к Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении обращения о нарушении избирательных прав,
по апелляционной жалобе административного истца С.В.С. на решение Северного районного суда г. Орла от 8 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения административного истца С.В.С. и его представителя ФИО6, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя административного ответчика –Территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла ФИО7, представителя Избирательной комиссии Орловской области ФИО8, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18 июня 2021 года №-ОС назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 9 июня 2021 года № полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № возложены на территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла.
Административный истец С.В.С., зарегистрированный решением территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла (далее – ТИК Северного района г. Орла) от 5 августа 2021 года №/ кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу №, обратился в суд с административным иском к ТИК Северного района г. Орла о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении обращения о нарушении законодательства о выборах.
В обоснование требований административный истец указывал на то, что 27 августа 2021 года он обратился в ТИК Северного района г. Орла по факту нарушения избирательных прав с заявлением об обязании администрации Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Поликлиника №» (далее – БУЗ ОО «Поликлиника №) предоставить ему возможность провести встречу с сотрудниками больницы, проживающими на территории избирательного округа №, т.к. 23 августа 2021 года в данном учреждении здравоохранения в рабочее время была проведена встреча сотрудников поликлиники, проживающих на территории избирательного округа №, с кандидатом от партии «Единая Россия» ФИО12
Ссылался на то, что с соответствии со ст. 53 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» главный врач поликлиники в связи с предоставлением одному из зарегистрированных кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу № помещения для проведения агитационных публичных мероприятий, для встречи с избирателями, обязан был уведомить избирательную комиссию в письменной форме о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено кандидату в депутаты ФИО12, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам. Избирательная комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения в течение двух суток с момента получения уведомления, в свою очередь, обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом довести ее до сведения других заинтересованных кандидатов, избирательных объединений.
Однако до настоящего времени на сайте Избирательной комиссии Орловской области, и странице ТИК Северного района г. Орла отсутствует информация о возможности проведения агитации, адресованной кандидатам и партиям, что является грубым нарушением действующего законодательства.
30 августа 2021 года на его обращение ТИК Северного района г. Орла был дан ответ о том, что в комиссию не поступало уведомления о предоставлении помещений поликлиники кандидатам для проведения публичных мероприятий в форме собраний в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, а его обращение было направлено для рассмотрения в правоохранительные органы в рамках их компетенции.
Полагая, что рассмотрение вопроса, содержащегося в его обращении от 27 августа 2021 года, не входит в компетенцию правоохранительных органов, а относится непосредственно к компетенции избирательной комиссии, административный истец просил суд признать незаконным бездействие ТИК Северного района г. Орла, выразившееся в не рассмотрении его обращения о нарушении избирательных прав, обязать административного ответчика рассмотреть его заявление по существу и обеспечить ему возможность встречи с сотрудниками поликлиники, проживающими на территории избирательного округа № 3.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области, кандидат в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов ФИО12, Орловское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», главный врач БУЗ ОО «Поликлиника №» ФИО9
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, просит отменить решение суда в части признания незаконным уклонения территориальной избирательной комиссии от рассмотрения обращения по существу.
Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, нарушающего избирательные права административного истца, выразившееся в не рассмотрении его обращения от 27 августа 2021 года о нарушении администрацией БУЗ ОО «Поликлиника №» действующего законодательства о выборах.
Обращает внимание на то, что в своем обращении он не только просил обеспечить ему встречу с избирателями, но и указывал о возможном факте нарушения закона, поскольку из информации, размещенной информационно-аналитическим агентством «Центр РУС», БУЗ ОО «Поликлиника №» 23 августа 2021 года в рабочее время с присутствием главного врача была проведена встреча сотрудников поликлиники, проживающих на территории избирательного округа № с кандидатом от партии «Единая Россия» ФИО12 ФИО11, что свидетельствует о нарушении закона, а, следовательно, его обращение подлежало рассмотрению ТИК с проведением проверки, а не перенаправлению в правоохранительные органы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Избирательной комиссии Орловской области ФИО10 полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, жалобу С.В.С. – не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованные лица – региональное отделение социалистической политической партии «Справедливая Россия –Патриоты-за Правду в Орловской области», ФИО12, Орловское региональное отделение Всероссийской политической партии « Единая Россия», главный врач БУЗ ОО «Поликлиника №» ФИО11, надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 августа 2021 года зарегистрированный решением ТИК Северного района г. Орла от 5 августа 2021 года №/ кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу № С.В.С. обратился в ТИК Северного района г. Орла с заявлением об обязании администрации БУЗ ОО «Поликлиника №» предоставить ему возможность провести встречу с сотрудниками больницы, проживающими на территории избирательного округа №, ссылаясь на то, что 23 августа 2021 года в указанном лечебном учреждении в рабочее время была проведена встреча сотрудников поликлиники, проживающих на территории избирательного округа № с кандидатом от партии «Единая Россия» ФИО12, однако до кандидатов и партий территориальной избирательной комиссией Северного района г. Орла не доведена информация о возможности проведения агитации, что является грубым нарушением действующего законодательства (л.д.11).
30 августа 2021 года ТИК Северного района г. Орла С.В.С. дан ответ на его обращение, в котором последнему сообщено о том, что уведомления о факте предоставления помещения кандидатам для проведения публичных мероприятий в форме собраний в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов 2021-2026 годов в территориальную избирательную комиссию Северного района г. Орла не поступало. Одновременно С.В.С. был уведомлен о направлении его заявления письмом № от 30.08.2021 в правоохранительные органы- начальнику ОП № (по Северному району) УМВД России по г. Орлу для рассмотрения в рамках их компетенции (л.д.12, 33-35).
Полагая, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении его обращения от 27 августа 2021 года о нарушении администрацией БУЗ ОО «Поликлиника №» законодательства о выборах в период предвыборной агитации, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В статье 53 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий.
В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 53 Федерального закона № 67-ФЗ по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников референдума - с участниками референдума. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе по проведению референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума).
Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума) (пункт 4.1 статьи 53 Федерального закона № 67-ФЗ).
За нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума, предусмотрена административная ответственность по статьи 5.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ территориальная комиссия: а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10, 5.12 и 5.15 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права, по результатам рассмотрения обращений о нарушениях закона избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона.
В этой связи судом установлено, что 31 августа 2021 года ТИК Северного района г. Орла обратилось в ОП № (по Северному району) УМВД России по г. Орлу по вопросу проведения агитационной работы в БУЗ ОО «Поликлиника №».
Указанное обращение зарегистрировано в КУСП ОП № за №.
По результатам рассмотрения данного обращения 3 сентября 2021 года принято решение о направлении материала проверки по территориальности в ОП № (по <адрес>) УМВД России по г. Орлу (исх.№ от 3 сентября 2021 года) (л.д.91).
Согласно ответу заместителя начальника ОП № (по Заводскому району) УМВД России по г. Орлу от 8 сентября 2021 года, в адрес отдела полиции по состоянию на 8 сентября 2021 года обращение С.В.С. о привлечении виновных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.15 КоАП РФ, по факту не уведомления ТИК Северного района г. Орла о предоставлении помещения БУЗ ОО «Поликлиника №» зарегистрированному кандидату для проведения предвыборной агитации, не поступало (л.д.94).
Исходя из содержания ответа БУЗ ОО «Поликлиника №» от 8 сентября 2021 года, заявок от кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов о предоставлении им помещения поликлиники и предоставления помещения для встреч с избирателями не поступало (л.д.92).
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, поскольку обращение С.В.С. от 27 августа 2021 года было рассмотрено ТИК Северного района г. Орла в пределах компетенции, в установленном законом срок, по обращению административному истцу дан мотивированный ответ в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Как правильно указано судом первой инстанции, ТИК Северного района г. Орла реализовала свое право на обращение с представлением о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы – ОП № (по Северному району) УМВД России по г. Орлу, предусмотренное п. 5 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в судебном постановлении.
Доводы апелляционной жалобы С.В.С. правильность судебного акта не ставят под сомнение, выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся в силу статьи 310 КАС РФ безусловным основанием для признания судебного акта незаконным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.С. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Тишаева Ю.В. 33а-2745/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сафроновой Л.И., Сабаевой И.Н.,
с участием прокурора Талибуллина Л.И.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № по административному исковому заявлению С.В.С. к Территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении обращения о нарушении избирательных прав,
по апелляционной жалобе административного истца С.В.С. на решение Северного районного суда г. Орла от 8 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения административного истца С.В.С. и его представителя ФИО6, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя административного ответчика –Территориальной избирательной комиссии Северного района города Орла ФИО7, представителя Избирательной комиссии Орловской области ФИО8, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18 июня 2021 года №-ОС назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов.
Постановлением Избирательной комиссии Орловской области от 9 июня 2021 года № полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № возложены на территориальную избирательную комиссию Северного района города Орла.
Административный истец С.В.С., зарегистрированный решением территориальной избирательной комиссии Северного района г. Орла (далее – ТИК Северного района г. Орла) от 5 августа 2021 года №/ кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу №, обратился в суд с административным иском к ТИК Северного района г. Орла о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении обращения о нарушении законодательства о выборах.
В обоснование требований административный истец указывал на то, что 27 августа 2021 года он обратился в ТИК Северного района г. Орла по факту нарушения избирательных прав с заявлением об обязании администрации Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Поликлиника №» (далее – БУЗ ОО «Поликлиника №) предоставить ему возможность провести встречу с сотрудниками больницы, проживающими на территории избирательного округа №, т.к. 23 августа 2021 года в данном учреждении здравоохранения в рабочее время была проведена встреча сотрудников поликлиники, проживающих на территории избирательного округа №, с кандидатом от партии «Единая Россия» ФИО12
Ссылался на то, что с соответствии со ст. 53 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» главный врач поликлиники в связи с предоставлением одному из зарегистрированных кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу № помещения для проведения агитационных публичных мероприятий, для встречи с избирателями, обязан был уведомить избирательную комиссию в письменной форме о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено кандидату в депутаты ФИО12, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам. Избирательная комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения в течение двух суток с момента получения уведомления, в свою очередь, обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом довести ее до сведения других заинтересованных кандидатов, избирательных объединений.
Однако до настоящего времени на сайте Избирательной комиссии Орловской области, и странице ТИК Северного района г. Орла отсутствует информация о возможности проведения агитации, адресованной кандидатам и партиям, что является грубым нарушением действующего законодательства.
30 августа 2021 года на его обращение ТИК Северного района г. Орла был дан ответ о том, что в комиссию не поступало уведомления о предоставлении помещений поликлиники кандидатам для проведения публичных мероприятий в форме собраний в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов, а его обращение было направлено для рассмотрения в правоохранительные органы в рамках их компетенции.
Полагая, что рассмотрение вопроса, содержащегося в его обращении от 27 августа 2021 года, не входит в компетенцию правоохранительных органов, а относится непосредственно к компетенции избирательной комиссии, административный истец просил суд признать незаконным бездействие ТИК Северного района г. Орла, выразившееся в не рассмотрении его обращения о нарушении избирательных прав, обязать административного ответчика рассмотреть его заявление по существу и обеспечить ему возможность встречи с сотрудниками поликлиники, проживающими на территории избирательного округа № 3.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Орловской области, кандидат в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов ФИО12, Орловское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», главный врач БУЗ ОО «Поликлиника №» ФИО9
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, просит отменить решение суда в части признания незаконным уклонения территориальной избирательной комиссии от рассмотрения обращения по существу.
Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, нарушающего избирательные права административного истца, выразившееся в не рассмотрении его обращения от 27 августа 2021 года о нарушении администрацией БУЗ ОО «Поликлиника №» действующего законодательства о выборах.
Обращает внимание на то, что в своем обращении он не только просил обеспечить ему встречу с избирателями, но и указывал о возможном факте нарушения закона, поскольку из информации, размещенной информационно-аналитическим агентством «Центр РУС», БУЗ ОО «Поликлиника №» 23 августа 2021 года в рабочее время с присутствием главного врача была проведена встреча сотрудников поликлиники, проживающих на территории избирательного округа № с кандидатом от партии «Единая Россия» ФИО12 ФИО11, что свидетельствует о нарушении закона, а, следовательно, его обращение подлежало рассмотрению ТИК с проведением проверки, а не перенаправлению в правоохранительные органы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Избирательной комиссии Орловской области ФИО10 полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, жалобу С.В.С. – не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованные лица – региональное отделение социалистической политической партии «Справедливая Россия –Патриоты-за Правду в Орловской области», ФИО12, Орловское региональное отделение Всероссийской политической партии « Единая Россия», главный врач БУЗ ОО «Поликлиника №» ФИО11, надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 августа 2021 года зарегистрированный решением ТИК Северного района г. Орла от 5 августа 2021 года №/ кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов по одномандатному избирательному округу № С.В.С. обратился в ТИК Северного района г. Орла с заявлением об обязании администрации БУЗ ОО «Поликлиника №» предоставить ему возможность провести встречу с сотрудниками больницы, проживающими на территории избирательного округа №, ссылаясь на то, что 23 августа 2021 года в указанном лечебном учреждении в рабочее время была проведена встреча сотрудников поликлиники, проживающих на территории избирательного округа № с кандидатом от партии «Единая Россия» ФИО12, однако до кандидатов и партий территориальной избирательной комиссией Северного района г. Орла не доведена информация о возможности проведения агитации, что является грубым нарушением действующего законодательства (л.д.11).
30 августа 2021 года ТИК Северного района г. Орла С.В.С. дан ответ на его обращение, в котором последнему сообщено о том, что уведомления о факте предоставления помещения кандидатам для проведения публичных мероприятий в форме собраний в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Орловского областного Совета народных депутатов 2021-2026 годов в территориальную избирательную комиссию Северного района г. Орла не поступало. Одновременно С.В.С. был уведомлен о направлении его заявления письмом № от 30.08.2021 в правоохранительные органы- начальнику ОП № (по Северному району) УМВД России по г. Орлу для рассмотрения в рамках их компетенции (л.д.12, 33-35).
Полагая, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении его обращения от 27 августа 2021 года о нарушении администрацией БУЗ ОО «Поликлиника №» законодательства о выборах в период предвыборной агитации, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В статье 53 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий.
В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 53 Федерального закона № 67-ФЗ по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников референдума - с участниками референдума. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе по проведению референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума).
Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума) (пункт 4.1 статьи 53 Федерального закона № 67-ФЗ).
За нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума, предусмотрена административная ответственность по статьи 5.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ территориальная комиссия: а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10, 5.12 и 5.15 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права, по результатам рассмотрения обращений о нарушениях закона избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона.
В этой связи судом установлено, что 31 августа 2021 года ТИК Северного района г. Орла обратилось в ОП № (по Северному району) УМВД России по г. Орлу по вопросу проведения агитационной работы в БУЗ ОО «Поликлиника №».
Указанное обращение зарегистрировано в КУСП ОП № за №.
По результатам рассмотрения данного обращения 3 сентября 2021 года принято решение о направлении материала проверки по территориальности в ОП № (по <адрес>) УМВД России по г. Орлу (исх.№ от 3 сентября 2021 года) (л.д.91).
Согласно ответу заместителя начальника ОП № (по Заводскому району) УМВД России по г. Орлу от 8 сентября 2021 года, в адрес отдела полиции по состоянию на 8 сентября 2021 года обращение С.В.С. о привлечении виновных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.15 КоАП РФ, по факту не уведомления ТИК Северного района г. Орла о предоставлении помещения БУЗ ОО «Поликлиника №» зарегистрированному кандидату для проведения предвыборной агитации, не поступало (л.д.94).
Исходя из содержания ответа БУЗ ОО «Поликлиника №» от 8 сентября 2021 года, заявок от кандидатов в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов о предоставлении им помещения поликлиники и предоставления помещения для встреч с избирателями не поступало (л.д.92).
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, поскольку обращение С.В.С. от 27 августа 2021 года было рассмотрено ТИК Северного района г. Орла в пределах компетенции, в установленном законом срок, по обращению административному истцу дан мотивированный ответ в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Как правильно указано судом первой инстанции, ТИК Северного района г. Орла реализовала свое право на обращение с представлением о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы – ОП № (по Северному району) УМВД России по г. Орлу, предусмотренное п. 5 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права, при этом все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в судебном постановлении.
Доводы апелляционной жалобы С.В.С. правильность судебного акта не ставят под сомнение, выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся в силу статьи 310 КАС РФ безусловным основанием для признания судебного акта незаконным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Северного районного суда г. Орла от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.С. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи