дело № 2-21/2020
50RS0031-01-2019-010768-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2020 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Рожновой О.Е.,
при секретаре Бозаджи Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шичаниной Ольги Владимировны к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Звенигород» о признании недействительными решений общего собрания,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просил суд, уточнив требования, о признании недействительными решений общего собрания членов товарищества от 08.06.2019г.
Требования истец мотивирует тем, что является собственником земельного участка и членом СН ТСН «Звенигород». 08.06.2019г. состоялось общее собрание членов СН ТСН «Звенигород». К моменту проведения собрания членами товарищества являлись собственники, имеющие 108 голосов для голосования, кворум 108/2+1=55 голосов, зарегистрировано 53 члена имеющих 53 голоса, таким образом, необходимого кворума для открытия собрания не имелось, собрание в таком составе неправомочно, принятые решения недействительными. Так же ссылался на нарушение порядка подсчета голосов, отсутствие содержания утвержденных собранием документов, нарушен порядок ознакомления с проектами документов и иными материалами, планируемыми к рассмотрению. При подготовке и проведении собрания правлением не подготовлено финансово-экономическое обоснование размера взносов и платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для утверждения на общем собрании. Результаты голосования по всем вопросам повестки дня в ходе собрания не подсчитывались и общему собранию не сообщались. Протокол общего собрания не имеет приложений, в нем отсутствуют сведения об участвовавших в общем собрании лицах ведущих садоводство без участия в товариществе, отсутствует их список с подписями результаты их голосования по вопросам повестки дня. По мнению истца, указанные нарушения являются существенными и повлекли за собой принятие незаконных решений, в связи, с чем истец обратился в суд.
Истец, его представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, ссылались, что кворум отсутствовал, ссылались на иные нарушения.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, ранее представленные возражения поддержал, в которых ссылался на законность проведенного собрания, наличие кворума, требования считал незаконными и необоснованными, просил в иске отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1, 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) опущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
В силу ч. 19 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
Судом установлено, что Шичанина О.В. является собственником земельного участка с К№ площадью 542 +/- 16 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС решением от 14.06.2014 г. Шичанина принята в члены СНТ (л.д. 16-20).
08.06.2019г. состоялось решение общего собрания членов СН ТСН «Звенигород», оформленное протоколом б/н от 08.06.2019г. (л.д. 28-31).
Согласно реестру членов СН ТСН «Звенигород» по состоянию на 08.06.2019г. членами товарищества являлись 99 собственников участков (л.д. 32-34).
Бюллетени для голосования выдавались согласно спискам (л.д. 35-43).
Согласно протоколу общего собрания количество членов товарищества на начало собрания - 99 человек; кворум составляет 49,5 + 1 = 50,5 человек; присутствовало на начало собрания 53 человека, кворум имеется. На указанном собрании в члены СН ТСН «Звенигород» приняты новые члены товарищества ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, присутствующие на собрании, таким образом, присутствующих членов стало 57 человек, для продолжения собрания кворум составлял (99+4) / 2 + 1 = 52,5 человек, кворум имеется (л.д. 28-31).
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ, п. 7.1.-7.3. Устава членами товарищества могут являться исключительно физические лица, граждане, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах Товарищества. Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества. В случае, если садовый участок принадлежит на праве общей долевой собственности двум и более владельцам, членом товарищества может быть только один из них, если участок будет разделен между владельцами, членом товарищества может стать владелец каждой из выделенных частей, ставших отдельными земельными участками.
В силу ч. 5 ст. 12, ч. 3-5 ст. 15 Федерального закона N 217-ФЗ, п. 9.3. Устава реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, а именно: 1) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя; 2) адрес места жительства заявителя; 3) почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства; 4) адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии); 5) согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества, кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член товарищества (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества). Член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении. В случае неисполнения требования, установленного частью 4 настоящей статьи, член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре членов товарищества актуальной информации.
На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 217-ФЗ в связи с прекращением у члена товарищества прав на садовый или огородный земельный участок или вследствие смерти члена товарищества членство в товариществе прекращается в день наступления соответствующего события. Решение общего собрания членов товарищества в связи с указанным обстоятельством не принимается. Бывший член товарищества в течение десяти календарных дней со дня прекращения прав на садовый или огородный земельный участок обязан уведомить в письменной форме об этом правление товарищества с предоставлением копий документов, подтверждающих такое прекращение. В случае неисполнения требования, установленного частью 10 настоящей статьи, бывший член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием у правления товарищества информации о прекращении его членства в товариществе.
Учредители Товарищества считаются принятыми в его члены с момента государственной регистрации Товарищества. Другие вступающие в Товарищество лица принимаются в его члены общим собранием членов Товарищества на основании личного заявления владельца земельного участка. Заявление подается председателю правления Товарищества. К заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих право заявителя на земельный участок в границах Товарищества (п. 7.4. Устава).
Согласно п. 9.4 Устава член Товарищества обязан предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление Товарищества об изменении указанных сведений.
Согласно п. 12.15 Устава Товарищества общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более, чем пятьдесят процентов членов. Член товарищества вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя (доверенное лицо), полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем Товарищества или нотариально.
На основании п. 19.3.4 Устава членам товарищества по требования должны предоставляться для ознакомления документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а так же решения членов товарищества при проведении общего собрания в форме заочного голосования (л.д. 44-57).
Согласно протоколу счетной комиссии по подведению итогов голосования на общем собрании СН ТСН «Звенигород» от 08.06.2019г. всего зарегистрировались 58 участников собрания.
Согласно п. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В силу п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
На основании п. 2 ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Согласно п. 3, 4 ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: 1) дата, время и место проведения собрания; 2) сведения о лицах, принявших участие в собрании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; 5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что необоснованности доводов истца о том, что необходимого для открытия собрания кворума не имелось, собрание в таком составе было неправомочным, все решения, принятые согласно протокола, недействительны в силу своей ничтожности; результаты голосования, указанные в протоколе общего собрания и в протоколе счетной комиссии, нельзя считать доказанными, ввиду отсутствия бюллетеней; не указаны сведения о лицах, проводивших подсчет голосов по вопросу избрания председателя собрания и секретаря собрания, по вопросу избрания председателя собрания и секретаря собрания, по вопросу избрания счетной комиссии; отсутствует содержание утвержденных отчета правления и председателя правления за период 2018/2019, отчета ревизионной комиссии за период 2018-2019 г.г., штатного расписания, вносимых в устав товарищества изменений о порядке взимания целевых взносов, приходно-расходной сметы на период с 01.07.2019 г. по 30.06.2020 г., что не позволяет установить содержание утвержденных общим собранием документов и однозначно определить содержание принятых общим собранием решений; проекты документов и иных материалов, планируемых к рассмотрению на общем собрании членов товарищества от 08.06.2019 г. не были в установленный законом срок размещены правлением товарищества в общем доступе; правлением товарищества не подготовлено финансово-экономического обоснования размера взносов, платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 217-ФЗ, для утверждения на общем собрании; результаты голосования по всем вопросам повестки дня в ходе собрания не подсчитывались и общему собранию не сообщались; что подсчет голосов осуществлялся после собрания; протокол общего собрания членов СН ТСН «Звенигород» не имеет приложений, в том числе списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества; также в указанном протоколе полностью отсутствуют сведения об участвовавших в общем собрании лицах, ведущих садоводство без участия в товариществе, отсутствует их список с подписями, отсутствуют результаты голосования этих лиц по вопросам повестки дня.
Суд находит эти доводы несостоятельными, поскольку копии доверенностей представителей участвовавших в общем собрании от имени членов Товарищества, бюллетени для голосования оформлены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Ссылки на отсутствие нотариального удостоверения не принимаются судом во внимание, как указано выше, Уставом предусмотрено удостоверение доверенностей председателем или нотариально. В указанной части оснований считать, что положения Устава противоречат Закону нет (ст. 163, 185, 185.1 ГК РФ, ч.4 ст. 19 Закона 217-ФЗ). В связи с этим доводы о неправомочности удостоверения доверенностей председателем на обстоятельства подсчета кворума не влияют.
Неточности, имеющиеся в реестре членов товарищества, на кворум собрания не влияют, основанием для признания решений собрания недействительными являться не могут, поскольку носят характер описок, являются несущественными, на правомочность собрания не влияют. Действующим законодательством и положениями Устава товарищества включение в текст протокола сведений, содержащих отчет правления и председателя правления, отчет ревизионной комиссии, штатного расписания, вносимых в устав изменений о порядке взимания членских взносов, приходно-расходной сметы не предусмотрено. Указанные документы представлены в свободном доступе в помещении правления товарищества для ознакомления, приобщены к протоколу собрания, сшиты и заверены, доказательств обратного суду не представлено. Ссылки на отсутствие необходимых документов (непредставление их для предварительного ознакомления) также не влияют на выводы суда, поскольку допустимыми доказательствами не подтверждаются. Исследование видеофайлов, представленных суду истцом, допустимыми доказательствами доводов истца являться не могут, поскольку отражают события лишь в определенное время.
Таким образом, оснований считать состоявшееся собрание ничтожным, не установлено.
В силу п.4 ст.181.4 ГК РФ решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Голосование истца не могло повлиять на принятие оспариваемого решения, оснований считать, что решение собрания повлекло существенные неблагоприятные последствия для истца, нет. Доводы о значимости вопросов, обсуждаемых на собрании, в частности, о размере взносов, суд находит не состоятельными. Суд учитывает, что никто более из членов товарищества, или собственников участка, к требованиям истца не присоединился.
При таких обстоятельствах суд оснований для удовлетворения иска не находит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шичаниной Ольги Владимировны к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Звенигород» о признании недействительными решений общего собрания членов товарищества от 08.06.2019г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья