12-57/2015
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Красноуфимск 06 февраля 2015 года
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе: судьи Серебренниковой Л.И., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе Кислицыной О. С. на постановление и.о.главного государственного санитарного врача по городу Красноуфимск, Красноуфимскому, Ачитскому и Артинскому районам, и.о. начальника Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Коробейниковой М.Ю. от 21.10.2014 года,-
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением и.о.главного государственного санитарного врача по городу Красноуфимск, Красноуфимскому, Ачитскому и Артинскому районам, и.о. начальника Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Коробейниковой М.Ю. от 21.10.2014 года № 287 Кислицына О.С. признана виновной в том, что являясь должностным лицом, фельдшером ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж», 18.09.2014 года в 10:45 на пищеблоке учебного корпуса ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж», расположенном по адресу: Свердловская область, гор. Красноуфимск, ул. Свердлова, 18, не контролируя и не принимая меры по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил, нарушила санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся образовательного учреждения, а именно, ст. 14, п.1 ст. 17, ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 5.4, 5.6, 5.10, 14.6, 14.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», то есть совершила правонарушение, предусмотренное ст. 6.6 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, за что наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Кислицына О.С. не согласилась с вынесенным в отношении нее постановлением и принесла на него жалобу, в которой просит постановление отменить как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ. В обоснование жалобы указала, что в постановлении неправильно указана ее фамилия: Кислицина вместо Кислицына; кроме того, как фельдшер ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» она не вправе осуществлять какие-либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть не является должностным лицом организации; также пищеблок учебного заведения не является специально оборудованным местом для организации питания населения.
В судебном заседании Кислицына О.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснив, что за организацию питания в учебном заведении отвечает заведующая столовой, а не она.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Яниев А.Д., действующий на основании устного заявления Кислицыной О.С., в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме. Полагает, что действия Кислицыной О.С. не могут быть квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ, поскольку в данном случае применению подлежит специальная норма закона – ст. 6.7 КоАП РФ.
Специалист Управления Роспотребнадзора Мельникова М.В. в судебном заседании пояснила, что исходя из имеющейся в материалах дела должностной инструкции, Кислицына О.С. является должностным лицом, ответственным за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и правил, следовательно, к ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ она привлечена законно и обоснованно, так как несет ответственность и за работу пищеблока. В постановлении в фамилии Кислицыной О.С. допущена опечатка, но это является технической опиской.
Специалист Управления Роспотребнадзора Забнев А.А. в судебном заседании пояснил, что пищеблок – столова ГОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» - является предприятием общественного питания, а фельдшер Кислицына О.С. является должностным лицом, ответственным за организацию питания в образовательном учреждении, в связи с чем должна нести административную ответственность как должностное лицо. При составлении протокола в отношении Кислицыной О.С. использовалась должностная инструкция фельдшера ФИО, утвержденная в 2002 году.
Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, действующих на момент совершения правонарушения) устанавливала административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, что влекло наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона.
Из ч.1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в соответствии с п.
5.4 которых мытье кухонной посуды должно быть предусмотрено отдельно от столовой посуды.
В моечных помещениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентрации и объемов применяемых моющих средств, согласно инструкции по применению этих средств, и температурных режимах воды в моечных ваннах.
Пунктом 5.6 правил установлено, что для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используют разрешенные к применению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, согласно инструкциям по их применению.
В соответствии с п 5.10. Правил, при мытье столовой посуды ручным способом в трехсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны при температуре не ниже 45 °C;
- мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 45 °C и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньше, чем в первой секции ванны;
- ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой;
- просушивание посуды на решетках, полках, стеллажах (на ребре).
На основании п. 14.6 названных выше Правил, выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" в соответствии с рекомендуемой формой (форма 2 приложения 10 настоящих санитарных правил). Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
Из положений п. 14.11 Правил следует, что целью контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору проб приложения 11 настоящих санитарных правил. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник.
По делу установлено, что в ходе проведения эпидемиологического расследования в отношении ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» 15.10.2014 года, проведенной территориальным органом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в гор. Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах, на пищеблоке учебного корпуса ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» расположенном по адресу: гор. Красноуфимск. ул. Свердлова, 18, были выявлены нарушения п.5, 5.6, 5.10, 14.6, 14.11 СанПиН2.4.5.2409-2008, допущенные фельдшером Кислицыной О.С., выразившиеся в том, что на момент обследования 18.09.2014 года на пищеблоке образовательного учреждения в моечной кухонной посуды отсутствует инструкция о правилах мытья кухонной посуды и инвентаря разрешенным для этих целей моющим средством с указанием концентрации и объема средства, согласно инструкции по применению; для мытья кухонной посуды используется мобщее средство Чистый дар концентрат Тексамит ООО Маган-плюс г. Челябинск, в количестве 1 столовая ложка на 10 л воды, в инструкции по применению на данное моющее средство не указано количество моющего средства, предназначенного для мытья посуды; для мытья столовой посуды используется моющее средство Прогресс не в соответствии с инструкцией по применению, а именно для мытья столовой посуды применяется моющее средство Прогресс в количестве 5 столовых ложек на 50 л воды, при требуемом применении в соответствии с инструкцией 30-50 мл на 1 л воды; журнал бракераж готовой кулинарной продукции ведется не в соответствии с рекомендуемой формой: не указывается дата и час приготовления блюда, органолептическую оценку и степень готовности кулинарного изделия (изготовленного 17.09.2014 года) проводила бракеражная комиссия в составе 2-х человек, при требуемом количестве не менее 3-х человек; пробы отбираются в объеме менее 100 г не в соответствии с меню, порционные овощи хранятся целиком, пробы не промаркированы с указанием наименования приема пищи, даты отбора, суточные пробы хранятся в баночках, не с плотно закрытыми крышками.
Изложенные в постановлении обстоятельства подтверждены предварительными диагнозами учащихся ГБО СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» ФИО, ФИО, ФИО, ФИО; приказом о проведении эпидемиологического расследования от ДД.ММ.ГГГГ № 01-07-01-01/31; предписанием о проведении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № 02-33/434; актом эпидемиологического расследования № от ДД.ММ.ГГГГ года; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Кислицыной О.С.
В то же время, статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Из диспозиции указанной нормы права следует, что названная статья устанавливает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах - столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах.
При проведении проверки установлено нарушение в ГОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» указанных санитарно-эпидемиологических требований.
Выявленные нарушения квалифицированы административным органом по ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный закон N 52-ФЗ предписывает в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполнение требований санитарного законодательства (п. 1 ст. 28).
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08). Нарушение указанных правил вменяется Кислицыной О.С.
Пунктом 1.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 1.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 также предусмотрено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Кроме того, пунктом 8.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что в организациях питания обработка продовольственного сырья и осуществление всех производственных процессов по приготовлению кулинарной продукции должны выполняться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания и с учетом требований настоящих санитарных правил.
В силу пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
Учитывая, что условия отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения включают в себя, в том числе организацию питания в общеобразовательных учреждениях, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения в процессе организации питания обучающихся образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Таким образом, норма ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой, следовательно, подлежит приоритетному применению.
Однако, санкция ч.1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает более строгое наказание, чем санкция ст.6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой квалифицированы действия Кислицыной О.С.
Кроме того, при решении вопроса о наличии у Кислицыной О.С. полномочий должностного лица, ответственного по делу, органом Роспотребнадзора использована должностная инструкция фельдшера ФИО, утвержденная ДД.ММ.ГГГГ года, в которой нет подписи Кислицыной О.С. об ознакомлении.
Более того, Кислицыной О.С. к жалобе представлена должностная инструкция фельдшера, утвержденная директором ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж» ДД.ММ.ГГГГ года, с которой Кислицына О.С. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ года, и которой к должностным обязанностям Кислицыной О.С. отнесено осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.
Из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" следует, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Таким образом, при принятии должностным лицом Роспотребнадзора решения о привлечении Кислицыной О.С. к административной ответственности как должностного лица ГОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж», полномочия последней как должностного лица установлены надлежащим образом не были.
Из представленной суду выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № 454-од «О бракеражной комиссии» следует, что Кислицына О.С. ее членом не является; в то же время, в обязанности членов бракеражной комиссии ФИО, ФИО и ФИО входит осуществление выдачи готовой продукции только после снятия проб; оценка качества блюд по органолептическим показателям; регистрация результатов бракеража; соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке; недопущение выдачи блюд в случае нарушения технологии приготовления пищи.
В соответствии с перечнем должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, утвержденного с Программой производственного контроля директором ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» от 12.01.2015 года, функции по осуществлению контроля за санитарно-техническим состоянием оборудования, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием всех помещений и территорий возложен на заместителя директора по АХЧ, комендантов и медработников; контроль за условиями хранения продовольственного сырья и скоропортящихся пищевых продуктов – на заведующих столовыми.
Следовательно, по делу необходимо установить надлежащего субъекта административной ответственности, решить вопрос о квалификации правонарушения в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Кислицыной О.С. содержит не только неправильное указание ее фамилии, но и фамилию лица, не являющегося участником производства по делу об административном правонарушении.
Допущенные нарушения процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении являются существенными, они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекут за собой отмену постановления с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело.
Установленный ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не истек.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление и.о.главного государственного санитарного врача по городу Красноуфимск, Красноуфимскому, Ачитскому и Артинскому районам, и.о. начальника Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Коробейниковой М.Ю. от 21.10.2014 года в отношении Кислицыной О. С. – отменить, дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.
Судья Серебренникова Л.И.