Дело № 2-5612/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калининград 25 ноября 2016 года
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Зониной И.Н.
при секретаре Погорельцевой Н.В.,
с участием представителя истца Кенигсберг О.А., действующей на основании доверенности от 15 июля 2016 г., представителя ответчика Казаковой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 10 октября 2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калача К. П. к СНТ «Октябрьское» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов,
установил:
Калач К.П. обратился в суд с иском к СНТ «Октябрьское», в котором просил взыскать задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей за период работы с 1 мая 2015 г. по 28 июня 2016 г., денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рублей, образовавшуюся с 1 мая 2015 г. по 28 июня 2016 г., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы, связанные с оказанием юридической помощи в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения общего собрания членов СНТ «Октябрьское» 1 октября 2013 г. между ним и СНТ «Октябрьское» был заключен трудовой договор № 4/1, по которому он был трудоустроен в СНТ на должность <данные изъяты> с должностным окладом 10000 рублей. 7 июля 2014 г. между ним и товариществом было подписано дополнительное соглашение № 02 к трудовому договору от 1 октября 2013 г., в соответствии с которым на основании решения общего собрания СНТ срок действия трудового договора продлен до 28 июня 2016 г. 23 мая 2015 г. в товариществе состоялось внеочередное общее собрание членов СНТ с повесткой дня - перевыборы членов правления и председателя СНТ. Легитимность данного собрания была оспорена в суде. Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 декабря 2015 г., вступившим в законную силу 25 мая 2016 г., исковые требования Калача К.П. и других граждан к СНТ «Октябрьское» о признании недействительным решения общего собрания от 23 мая 2016 г. были удовлетворены. Именно по результатам проведенного 23 мая 2015 г. общего собрания членов СНТ Калач К.П. был снят с должности председателя правления СНТ, на его должность был назначен Шаповалов, а позже Меркулова Л.В., которая до настоящего времени занимает эту должность. Сам истец с 23 мая 2015 г. по настоящее время не отказывается от исполнения своих трудовых обязательств, однако Меркулова Л.В. препятствует ему вести трудовую деятельность, не допускает его к рабочему месту, а также не выплачивает ему заработную плату с мая 2015 г. при том, что трудовой договор с ним не расторгнут, приказ об увольнении не издан. В связи с этим просит взыскать задолженность по заработной плате за май 2015 г., а также средний заработок с июня 2015 г. по 28 июня 2016 г. (срок действия трудового договора) в результате незаконного отстранения от работы. Поскольку при увольнении работнику полагается выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, просит ее взыскать, рассчитав на день увольнения 28 июня 2016 г.
Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, дело рассмотрено с участием его представителя.
Представитель истца Кенигсберг О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям, просила иск удовлетворить, дополнила следующее. В связи с тем, что срок действия трудового договора Калача К.П. с СНТ «Октябрьское» истекает 28 июня 2016 г., полагает, что этот день является последним рабочим днем председателя товарищества Калача К.П., именно по этим основаниям расчет компенсации за неиспользованный отпуск произведен на эту дату. 31 октября 2016 г. Калач К.П. направил письменное заявление в адрес СНТ об увольнении, ответа не получил. Относительно исполнения трудовых обязанностей Калачом К.П. в должности председателя пояснила, что до 23 мая 2015 г. Калач К.П. исполнял свои должностные обязанности, но после проведения собрания членов СНТ с 25 мая 2015 г. его перестали допускать в правление. Он оспаривал в судебном порядке протокол заседания общего собрания членов СНТ от 23 мая 2015 г., на котором его отстранили от должности, избрали новое правление и председателя. Так как судом решение общего собрания членов СНТ от 23 мая 2015 г. было признано недействительным, считает Калача К.П. председателем правления товарищества до истечения срока действия его трудового договора, то есть до 28 июня 2016 г. Все последующие назначения лиц на должность председателя СНТ, которые произведены после 23 мая 2015 г. являются недействительными. После 23 мая 2015 г. Калач К.П. неоднократно пытался попасть на свое рабочее место в правление, однако замки были поменяны, оборудование видеонаблюдения демонтировано. Допуск его на работу был ограничен. Несмотря на это он исполнял свои должностные обязанности, присутствовал в органах исполнительной власти на совещаниях, представлял СНТ, занимался оформлением документов по газоснабжению товарищества. Относительно ходатайства о пропуске срока обращения в суд пояснила, что сроки обращения в суд ее доверителем не пропущены, так как исчисляет их с момента вступления решения суда от 29 декабря 2015 г. в законную силу, а именно 25 мая 2016 г.
Представитель ответчика Казакова Е.Ю. в судебном заседании представила ходатайство о пропуске срока обращения в суд. Просила в иске отказать. Дополнила следующее. 23 мая 2015 г. полномочия Калача К.П. как председателя правления СНТ «Октябрьское» были прекращены. Председателем правления избран Шаповалов В.Е. 9 июня 2015 г. председателем правления был зарегистрирован Поплавский А.Ф. 29 июля 2015 г. председателем правления был зарегистрирован Шаповалов В.Е. 23 ноября 2015 г. на основании решения общего собрания от 8 ноября 2015 г. председателем правления была зарегистрирована Меркулова Л.В., которая является председателем правления по настоящее время. Решения собраний об избрании Поплавского А.Ф., Шаповалова В.Е., Меркуловой Л.В. председателем правления в судебном порядке не оспорены. С 23 июня 2015 г. истец ни разу не обращался к ответчику за защитой своих трудовых прав. Считает, что срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате пропущен, его необходимо исчислять с 23 июня 2015 г., когда истец обратился в Ленинградский районный суд г. Калининграда с требованиями об оспаривании решения общего собрания. Отметила, что Калач К.П. работал в СНТ по совместительству, а избранные председатели с 23 мая 2015 г. работали на постоянной основе. После 23 мая 2015 г. истец фактически не исполнял свои должностные обязанности в должности председателя. Доводы представителя истца о том, что он исполнял работы по газификации Товарищества, несостоятельны, так как оформлением документов по газификации занималось простое товарищество «Виктория». Так как истец не уволен, а отстранён от занимаемой должности, то оснований для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении не имеется.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Из положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения (п. 1 ст. 20).
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 названного закона избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), если уставом такого объединения не установлено иное.
Из п. 2 той же статьи следует, что общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.
Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.
Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.
Как установлено в судебном заседании, Калач К.П. был назначен на <данные изъяты> СНТ «Октябрьское» с 1 октября 2013 г., о чем был издан приказ № 12 л/с от 1 октября 2013 г. о приеме на работу и с ним заключен трудовой договор № 4/14 1 октября 2013 г. Трудовой договор является срочным до 19 мая 2015 г. 7 июля 2014 г. на основании решения общего собрания членов СНТ «Октябрьское» пункт трудового договора в части определения срока изложен в следующей редакции «трудовой договор заключен на срок 28 июня 2016 г.».
23 мая 2015 г. проведено внеочередное общее отчетно-выборное собрание членов СНТ «Октябрьское». Согласно протоколу общего отчетно-перевыборного собрания членов СНТ «Октябрьское» от 23 мая 2015 г. переизбраны члены правления и председатель СНТ «Октябрьское» Калач К.П., избрана ревизионная комиссия.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 декабря 2015 г., вступившим в законную силу 25 мая 2016 г., решение общего отчетно-выборного собрания членов СНТ «Октябрьское» признано недействительным.
Истец, обращаясь с вышеуказанным исковым заявлением в суд, ссылается на то, что до 28 июня 2016 г. (истечения срока его полномочий, прописанных в трудовом договоре) он являлся действующим председателем правления СНТ «Октябрьское», ввиду того что одно решение общего отчетно-выборного собрания членов СНТ «Октябрьское» было признано недействительным, а значит и все последующие решения являются таковыми же. Также ссылается на то, что после 25 мая 2015 г. его не допускали на работу в правление, поменяли замки. В связи с этим просит взыскать средний заработок за период незаконного отстранения его от работы за время с 25 мая 2015 г. по 28 июня 2016 г. (срок действия трудового договора), а также задолженность по заработной плате за май 2015 г., которую он должен был получить с 1 по 5 июня 2015 г., однако не получил. Полагая, что срок действия трудового договора, заключенного с ним, истек 28 июня 2016 г., то просил взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск, причитающуюся к выплате при увольнении.
Ответчик, не соглашаясь с заявленными требованиями, указывает на пропуск срока обращения в суд по всем требованиям, а также на то, что Калач К.П. сам перестал выходить на работу, заявления об увольнении не писал, в связи с чем трудовой договор с ним не прекращен, оснований для взыскания компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.
Как указано в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 140 ТК РФ в последний рабочий день с работником должен быть произведен окончательный расчет.
Заявляя требования о взыскании задолженности по заработной плате за май 2015 г., о взыскании среднего заработка за время незаконного отстранения от работы Калач К.П. указывает на то, что он являлся действующим председателем правления СНТ «Октябрьское» до 28 июня 2016 г., то есть до истечения срока действия трудового договора, заключенного с ним работодателем. Однако такие доводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 19 августа 2016 г., с 23 ноября 2015 г. и по настоящее время председателем правления СНТ «Октябрьское» является Меркулова Л.В. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оснований для взыскания среднего заработка за период отстранения от работы в период с 23 ноября 2015 г. у Калача К.П. не имеется, так как на должность председателя был назначен другой гражданин.
Кроме того, из регистрационного дела СНТ «Октябрьское» следует, что 23 мая 2015 г. полномочия Калача К.П. как председателя правления СНТ «Октябрьское» были прекращены. Председателем правления избран Шаповалов В.Е. 9 июня 2015 г. председателем правления был зарегистрирован Поплавский А.Ф. 29 июля 2015 г. председателем правления был зарегистрирован Шаповалов В.Е.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 декабря 2015 г. решение общего отчетно-выборного собрания членов СНТ «Октябрьское» от 23 мая 2015 г., на котором было принято решение об освобождении Калача К.П. от занимаемой должности председателя, было признано недействительным. Вместе с тем, уже 9 июня 2015 г. было принятое другое решение о назначении Шаповалова В.Е. председателем правления СНТ «Октябрьское». Данное решение в судебном порядке оспорено не было, как не были оспорены и последующие решения членов правления СНТ «Октябрьское», где принималось решение о переизбрании председателя. Таким образом, требования о взыскании среднего заработка за период незаконного отстранения Калача К.П. от работы в период с 9 июня 2015 г. не подлежат удовлетворению по тем основаниям, что он эту должность в указанный период не замещал.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Представителем ответчика в материалы дела представлено письменное заявление о пропуске срока обращения в суд, в судебном заседании указано на то, что трехмесячный срок необходимо исчислять с 23 июня 2015 г., когда Калач К.П. обратился в суд с требованиями об оспаривании решения общего собрания членов СНТ «Октябрьское» от 23 мая 2015 г. Однако истец обратился в суд с настоящим иском 15 августа 2016 г., пропустив тем самым установленный законом срок. Представитель истца, в свою очередь, возражая против заявления ответчика о пропуске срока общения в суд, ссылается на то, что о нарушении своего права о невыплате заработной платы ему стало известно после вступления вышеупомянутого решения суда в законную силу, то есть с 25 мая 2016 г., в связи с чем трехмесячный срок обращения в суд им не пропущен.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Согласно ч. 3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам установленных сроков, они могут быть восстановлены судом.
Оценивая доводы представителя ответчика, возражения представителя истца, суд приходит к выводу о пропуске срока обращения в суд Калачом К.П. по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате за май 2015 г., среднего заработка за период незаконного отстранения от работы, который, по мнению суда, может быть рассмотрен лишь за период с 25 мая 2015 г. по 9 июня 2015 г. О неполучении заработной платы истец узнал не позднее 5 июня 2015 г., что подтвердил в судебном заседании представитель истца, а о том, что последнего не допускали к работе узнал 25 мая 2015 г. Однако в суд истец обратился только 15 августа 2016 г., то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока. Ссылка представителя истца на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 декабря 2015 г. несостоятельна, так как сам по себе факт оспаривания Калачом К.П. решения членов СНТ «Октябрьское» не влияет на возможность обратиться в суд с самостоятельным иском о взыскании задолженности по заработной плате. При этом суд отмечает, что Трудовым кодексом Российской Федерации начало исчисления срока для обращения в суд за защитой нарушенного права связано с моментом, когда работник узнал о его нарушении, а в данном случае таковым является день получения заработной платы за май 2015 г. - 5 июня 2015 г.
Ходатайств о восстановлении срока ввиду каких-либо уважительных причин его пропуска истцом не заявлено.
Пояснения представителя истца в той части, что Калач К.П., несмотря на то, что его не допускали к работе, фактически исполнял в спорный период времени свои должностные обязанности, не основаны на материалах дела. Вопреки утверждениям истца из показаний свидетелей Михайлова Н.И. и Широковой В.В., а также соглашения об уступке права требования долга от 22 мая 2015 г. усматривается, что все обязательства по договору на строительство газопровода в СНТ «Октябрьское» исполняло простое товарищество «Виктория».
Относительно требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск суд приходит к выводу, что оснований для их удовлетворения не имеется, так как ответчиком не оспаривалось, что увольнение Калача К.П. еще не произведено, он в СНТ «Октябрьское» в правление не приходит, с заявлением об увольнении обратился лишь 31 октября 2016 г. в процессе рассмотрения дела, направив его по почте, которое еще работодателем не получено. Такие требования не соответствуют положениям ст. 140 ТК РФ и заявлены преждевременно.
На основании изложенного оснований для удовлетворения заявленных Калачом К.П. требований в полном объеме, в том числе и требований о взыскании компенсации морального вреда, компенсации за задержку выплаты заработной платы, у суда не имеется, и ему следует в иске отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2016 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░