Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-386/2021 ~ М-1-428/2021 от 09.11.2021

                                          73RS0021-01-2021-000965-69

дело № 2а-1-386/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2021 года                                                              г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбачевой Т.Ю., при секретаре Мартьяновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Сенгилеевского района, в связи с поступившим обращением * о размещении несанкционированной свалки у с. Екатериновка Сенгилеевского района, была проведена проверка.

Данной проверкой установлено, что у с. Екатериновка на земельном участке с координатами , расположенном на расстоянии 70 м по направлению на юго – восток от границ земельного участка с кадастровым номером имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.

Указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

05.07.2021 главе администрации МО «Сенгилеевский район» была направлена информация о необходимости взять под личный контроль исполнение представления от 03.06.2021 до полного устранения изложенных в нем нарушений, о чем сообщить в прокуратуру района в срок до 20.07.2021 с приложением подтверждающих документов.

По состоянию на 26.10.2021 несанкционированная свалка не ликвидирована, МУ администрация МО «Сенгилеевский район» меры, направленные на ликвидацию указанной несанкционированной свалки, не принимаются.

Просит признать незаконным бездействие МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, а также обязать МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, образовавшуюся у с. Екатериновка на земельном участке с координатами , расположенном на расстоянии 70 м по направлению на юго – восток от границ земельного участка с кадастровым номером , путем обеспечения сбора и вывоза твердых коммунальных отходов потребления и мусора в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями в срок до 01.07.2022.

В судебном заседании заместитель прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Нягусев Д.В. административный исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в административном иске.

Представитель МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Назаров А.В. в судебном заседании требования прокурора признал, указанные в административном иске обстоятельства не оспаривал, пояснил, что при поступлении финансирования свалка будет ликвидирована.

            Представители администрации МО Тушнинское сельское поселение, Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

            Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления и санитарно – эпидемиологическом благополучии населения.

В результате проверки установлено, что у с. Екатериновка Сенгилеевского района на земельном участке с координатами , расположенном на расстоянии 70 м по направлению на юго – восток от границ земельного участка с кадастровым номером , имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.

Согласно информации Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район», указанный земельный участок расположен в границах населенного пункта, в территориальной зоне Р1 – зона зеленых насаждений общего пользования и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Данный факт в судебном заседании не оспаривается.

03.06.2021 прокурором Сенгилеевского района в адрес главы администрации МО «Сенгилеевский район» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления и санитарно – эпидемиологическом благополучии населения.

В сообщениях о рассмотрении представления от 02.07.2021, 19.07.2021 глава администрации МО «Сенгилеевский район» указывает, что с целью ликвидации свалки была проведена работа по локализации отходов на земельном участке (свалка уменьшилась с 250 кв.м. до 50 кв.м.), а также поставлен вопрос о выделении средств на ликвидацию несанкционированной свалки на заседание Совета Депутатов МО «Сенгилеевский район».

Поскольку до настоящего времени указанная несанкционированная свалка не ликвидирована, прокурор обратился с данным иском в суд.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).

Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4 и 8 ст. 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 этого же кодекса).

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3).

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, на ответчика, являющегося исполнительным органом местного самоуправления, вышеуказанными требования закона возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции.

Наличие несанкционированной свалки свидетельствует как о незаконном бездействии и необеспечении административным ответчиком создания соответствующих условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и необеспечении проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами.

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов и возложить на МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, образовавшуюся у с. Екатериновка на земельном участке с координатами , расположенном на расстоянии 70 м по направлению на юго – восток от границ земельного участка с кадастровым номером путем обеспечения сбора и вывоза твердых коммунальных отходов потребления и мусора в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями в срок до 01.07.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                         Т.Ю. Горбачева

2а-1-386/2021 ~ М-1-428/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области
Ответчики
МО "Тушнинское сельское поселение"
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
Другие
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области
Судья
Горбачёва Т. Ю.
09.11.2021 Регистрация административного искового заявления
09.11.2021 Передача материалов судье
12.11.2021 Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2021 Подготовка дела (собеседование)
25.11.2021 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2021 Судебное заседание
16.12.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022 Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)