мотивированное решение изготовлено <//>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<//> Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воровиной Н. М., Воровина И. С., Челышевой С. М., Челышева Ю. В., Челышева С. Ю. к администрации г.Екатеринбурга о понуждении предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Воровина Н.М., В. И.С., Челышева С.М., Челышев Ю.В., Челышев С.Ю., с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратились в суд с иском к администрации г.Екатеринбурга о понуждении ответчика предоставить истцам жилое помещение площадью не менее установленной нормы предоставления.
В обоснование заявленного иска указано, что истцы на основании ордера занимают на условиях социального найма комнату № <адрес> г.Екатеринбурга. <//> на основании заключения межведомственной комиссии указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания, что в силу требований действующего жилищного законодательства является основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцам жилого помещения на условиях социального найма по нормам предоставления, учитывая, что иного жилья ни на праве собственности ни по договору социального найма истцы не имеют, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец В. Ю.В., действующий также в качестве представителя В. Н.М., на иске настаивал в полном объеме, указав, что истцы в течение длительного времени не могут реализовать свое прав на жилое помещение, проживают в жилом помещении, не отвечающим минимальным санитарным и техническим требованиям. В свою очередь органы местного самоуправления бездействуют. Также истец указал, что Воровина Н.М. действительно является собственником другого жилого помещения, обремененного ипотекой и в связи с имеющимися финансовыми затруднениями возможно она лишиться данной квартиры. Истцы членами одной семьи не являются, в одном жилом помещении площадью <данные изъяты> совместное их проживание невозможно.
В судебном заседании представители администрации г.Екатеринбурга и администрации <адрес> г.Екатеринбурга указали на наличие права истцов на предоставление жилого помещения, однако площадью, равнозначной ранее занимаемого, учитывая, что на учете в качестве нуждающихся они не состоят, Р. об отказе в принятии на учет оспорено не было.
В судебное заседание не явились истцы Воровина Н.М., В. И.С., Челышева С.М., Челышев С.Ю., о рассмотрении дела извещены надлежащим образом и своевременно.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить заявленный иск при установленной явке.
Заслушав пояснения истца Воровина Ю.В., представителей администрации г.Екатеринбурга и администрации <адрес> г.Екатеринбурга, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет иск по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от <//> года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и Р. объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены, в частности ст. 87 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
По итогам совокупной оценки представленных суду доказательств, установлено, что комната № <адрес> г.Екатеринбурга ранее на основании ордера от <//> была предоставлена на условиях социального найма В. Н.М. Воровину С.Г. (скончался) и Воровину И.С.
Согласно данным Центр по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания <адрес> г.Екатеринбурга от <//> в данном жилом помещении на регистрационном учете состоят – Воровина Н.М., В. И.С., Челышева С.М., Челышев Ю.В., Челышев С.Ю.
В судебном заседании не были установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии права пользования за иными лицами, или оспаривании данного права за истцами.
Согласно ордеру общая площадь указанного жилого помещения составляет <данные изъяты>
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга подтвердила, что заключением межведомственной комиссии от <//> <данные изъяты>, назначенной Постановлением главы Администрации города Екатеринбурга от <//> № помещение № <адрес> г.Екатеринбурга признано непригодным для проживания.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истцов к администрации г.Екатеринбурга являются правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании представитель администрации г.Екатеринбурга не оспорила факт обязанности собственника жилищного фонда предоставить нанимателю и членам его семьи другое жилое помещение в связи с признанием ранее занимаемого непригодным для проживания.
Таким образом, на администрацию г.Екатеринбурга должна быть возложена обязанность по предоставлению истцам равнозначного жилого помещения на условиях социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> расположенного в пределах г.Екатеринбурга и отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Требования истцов о предоставлении им жилого помещения площадью по нормам предоставления, удовлетворению не подлежит, поскольку в силу п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления гражданам, которые были приняты и на момент предоставления состояли на учете нуждающихся в жилом помещении, однако истцы на данный учет поставлены не были.
Более того, Р. и.о.главы администрации <адрес> г.Екатеринбурга от <//> Воровину И.С. было отказано в принятии малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное Р. В. И.С. оспорено не было, на момент разрешения иска по существу незаконным не признано. При этом В. И.С. также не оспорен тот факт, что при разрешении его заявления в качестве членов семьи истца были учтены Воровина Н.М., Челышева С.М., Челышев Ю.В., Челышев С.Ю. а также то, что жилое помещение В. Н.М. должно быть учтено при определении нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, как верно указали представители администрации г.Екатеринбурга и администрации <адрес> г.Екатеринбурга, поскольку истцы в установленном законом порядке нуждающимися не признаны, своим правом на обжалование Р. органа местного самоуправления не воспользовались, а о бездействии администрации <адрес> г.Екатеринбурга и невозможности во внесудебном порядке разрешить вопрос о принятии на учет, не заявили, основания для предоставления жилого помещения по нормам предоставления отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воровиной Н. М., Воровина И. С., Челышевой С. М., Челышева Ю. В., Челышева С. Ю. - удовлетворить.
Обязать администрацию города Екатеринбурга предоставить Воровиной Н. М., Воровина И. С., Челышевой С. М., Челышева Ю. В., Челышева С. Ю. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающие санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.М.Василькова
копия верна
судья:
секретарь: