Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4934/2013 ~ М-4328/2013 от 04.06.2013

Дело № 2-4934/3-2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиалян А. С. о признании действий Администрации Петрозаводского городского округа, выразившихся в отказе в выдаче градостроительного плана на земельный участок незаконными, обязании устранить допущенные нарушения прав,

у с т а н о в и л:

Зиалян А. С. обратился в суд на том основании, что ему как собственнику принадлежит земельный участок категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – реконструкция жилого дома, общей площадью – <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ он, как собственник земельного участка обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана для строительства индивидуального жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Администрация отказа заявителю в выдаче градостроительного плана указав, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки установлен запрет на участок в части строительства нового жилого фонда. Считая указанный отказ незаконным, ссылаясь на положения ст. 44, 46 Градостроительного Кодекса РФ заявитель просил признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, обязать Администрацию устранить допущенное нарушение прав заявителя.

В судебное заседание заявитель не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель заявителя Кацнельсон Е.Л., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве представитель Администрации возражал против удовлетворения требований.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Зиалян А. С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (участок земель населенных пунктов, разрешенное использование – реконструкция жилого дома под двухквартирный жилой дом, общая площадь – <данные изъяты> кв.м.).

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок в целях строительства индивидуального жилого дома. К заявлению были приложены необходимые документы. Доказательств представления неполного пакета документов или несоответствия указанных документов каким-либо требованиям нормативных актов Администрацией Петрозаводского городского округа не представлено.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Администрация сообщила заявителю, что указанный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственной базы по <данные изъяты> шоссе. В данной зоне установлен запрет на строительство нового жилого фонда. На основании изложенного в выдаче градостроительного плана заявителю было отказано.

Заявитель считает ответ Администрации незаконным, нарушающим его права, так как без градостроительного плана он не сможет получить разрешение на строительство.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ст. 258 ГПК РФ).

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов и др.

Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Так подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Доказательств непредставления заявителем необходимых документов Администрацией не представлено.

Обжалуемым письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Администрация сообщила заявителю, что указанный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственной базы по <данные изъяты> шоссе. В данной зоне установлен запрет на строительство нового жилого фонда.

В материалы гражданского дела Администрацией представлена выкопировка из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, на которую нанесена санитарно-защитная зона. Принадлежащий заявителю участок находится в обозначенной зоне.

В ст. 76 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 указаны ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории санитарно-защитных зон. Согласно указанной норме решение вопроса о жилой застройке, расположенной в <данные изъяты>, может решаться несколькими путями: - жилая застройка может быть вынесена из <данные изъяты>. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств; - размер <данные изъяты> для действующих объектов может быть уменьшен. Для жилой зоны, в том числе для индивидуальной и блокированной застройки, расположенной в <данные изъяты>, вводится регламент использования этой территории - запрет на строительство нового жилого фонда и реконструкцию жилого фонда.

При этом Правила землепользования ссылаются на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995), согласно которому требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно ст. 43 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Могут устанавливаться такие ограничения прав на землю: как в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Границы санитарно-защитной зоны определяются в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ (для 1 и 2 класса) или на основании решения и заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (3, 4 и 5) от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границ земельного участка, принадлежащего предприятию и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении. Ограничения по использованию земельных участков в санитарно-защитных зонах вводятся на основании акта уполномоченного органа об утверждении перечня условий использования и об установлении режима санитарно-защитной зоны и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничения устанавливаются для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории РФ, в том числе для действующих предприятий 1, 2, 3 и 4 классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, также по требованию владельца предприятий и по решению органа местного самоуправления.

Таким образом, санитарно-защитная зона считается установленной с момента государственной регистрации соответствующего права на нее в ЕГРП на основании акта уполномоченного органа согласно проекту организации санитарно-защитной зоны.

Согласно ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Анализ указанных положений ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.

Кроме того судом установлено, что ранее спорный земельный участок принадлежал К и К, был предоставлен им на основании договора купли-продажи и постановления Главы самоуправления Города Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> для реконструкции жилого дома, пострадавшего от пожара. На участок было выдано градостроительное разрешение, подготовлено архитектурно-планировочное задание, имеются необходимые заключения и согласования. При этом указанные документы не содержат сведений о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне и каком-либо запрете на реконструкцию и строительство. Никаких ограничений прав на указанный участок не зарегистрировано. При этом Администрацией не представлено сведений о периоде, когда производственная база по <данные изъяты> шоссе была размещена в указанном ею месте, когда и кем установлена санитарно-защитная зона, внесены сведения о ее наличии в государственный кадастр недвижимости.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными, а действия Администрации не соответствующими положениям ст.ст. 44-46 ГрК РФ, нарушающими право заявителя на получение градостроительного плана на принадлежащий ему на праве собственности земельный участок.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░<░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░░░░, ░░. <░░░░░░ ░░░░░░>, ░. <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2013 ░░░░.

2-4934/2013 ~ М-4328/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зиалян Артем Сергеевич
Другие
Кацнельсон Евгений Львович
Администрация Петрозаводскго городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
04.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2013Передача материалов судье
05.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.06.2013Предварительное судебное заседание
20.06.2013Судебное заседание
25.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2013Дело оформлено
15.08.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее