Дело № 2А-1898/2020
66RS0007-01-2020-001347-18
В окончательном виде решение изготовлено 11 июня 2020 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Вдовиченко И.М.,
при секретаре Глазыриной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 к судебному приставу-исполнителю Чкаловского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области ФИО12., начальнику отдела - старшему судебному приставу Чкаловского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области Селиверстову М.А., УФССП России по Свердловской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО13 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить действия. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является взыскателем по исполнительному производству № возбужденному 10 июня 2016 года по исполнительному документу – исполнительному листу от 30 мая 2016 года серии №, выданному Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга, о взыскании с должника ФИО14 А.Е. денежной суммы в размере 506 178 рублей.
02 декабря 2019 года административный истец обратилась с заявлениями к судебному приставу-исполнителю №., начальнику отдела – старшему судебному приставу о предоставлении информации относительно сохранности арестованного имущества должника, находящегося по адресу: № Однако до настоящего времени заявления не рассмотрены.
Просит:
- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области ФИО15, выразившееся в нерассмотрении заявления от 02 декабря 2019 года и ненаправлении ответа заявителю по результатам рассмотрения в установленный законом срок, в непринятии мер, направленных на проверку обстоятельств, изложенных в заявлении;
- обязать судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области ФИО16 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, путем незамедлительного рассмотрения заявления от 02 декабря 2019 года, совершения необходимых действий, изложенных в заявлении;
- признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава Чкаловского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области Селиверстова М.А., выразившееся в ненадлежащей организации работы отдела по своевременному рассмотрению заявлений, направления ответа заявителю;
- взыскать с УФССП России по Свердловской области судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В судебное заседание административный истец, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в срок и надлежащим образом, о причине неявки суд не известила, ходатайство об отложении слушания дела не представила, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административные ответчики, а также заинтересованное лицо Минякин А.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в срок и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждый гражданин имеет возможность обратиться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции, если считает, что его права, свободы и (или) законные интересы нарушены и (или) оспорены, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности неправомерными действиями (решениями, бездействием) не только органов государственной власти или должностных лиц, но и иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных служащих.
Пункт 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, статей 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель, используя весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств, должен обеспечивать исполнение судебных актов со стороны должников в порядке и в сроки, установленные законом.
По общему правилу, установленному ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
При этом данный срок не является пресекательным, и его окончание не ведет к обязательному окончанию или прекращению исполнительного производства. По объективным причинам исполнительное производство может находиться на принудительном исполнении за пределами двухмесячного срока совершения исполнительных действий, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В судебном заседании установлено, что Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга 30 мая 2016 года выдан исполнительный документ – исполнительный лист серии № о взыскании с № в пользу ФИО17 денежных средств в размере 500 948 рублей, государственной пошлины в сумме 5 230 рублей.
Данный исполнительный документ был предъявлен взыскателем для исполнения в Чкаловский районный отдел судебных приставов УФССП России по Свердловской области, где 10 июня 2016 года судебным приставом-исполнителем ФИО18 возбуждено исполнительное производство №
Названное исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО19
Из материалов дела следует, что 02 декабря 2019 года административный истец обратилась с заявлениями к судебному приставу-исполнителю ФИО20., начальнику отдела – старшему судебному приставу о проверке сохранности арестованного имущества, принадлежащего должнику ФИО21 находящегося по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 64.1 Федерального закона от 02 октября 2010 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1). Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5).
Согласно Методическим рекомендациям по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).
При этом, принципы правового регулирования правоотношений связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 4 ст. 10 названного Федерального закона, ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Проанализировав заявление административного истца от 02 декабря 2019 года, суд приходит к выводу, что данное заявление содержит просьбу о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, а также о проделанной работе в рамках исполнительного производства.
Материалы дела не содержат информации о подготовке судебным приставом-исполнителем ФИО23 ответа заявителю и направлении его в адрес последнего.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Сахиповой О.В., выразившееся в непринятии мер к рассмотрению заявления ФИО22 от 02 декабря 2019 года о совершении действий и ненаправлении ответа по результатам его рассмотрения в установленный законом срок, нашли свое подтверждение.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации, организует работу подразделения судебных приставов и обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В данном случае со стороны начальника отдела - старшего судебного пристава Чкаловского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области Селиверстова М.А. допущено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, начиная с 02 декабря 2019 года, по осуществлению контроля над соблюдением судебным приставом-исполнителем требований действующего законодательства об исполнительном производстве по своевременному рассмотрению заявления взыскателя от 02 декабря 2019 года и направлению ответа в его адрес.
Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок на подачу административного искового заявления ФИО24 не пропущен, поскольку рассматриваемое бездействие носит длящийся характер.
С учетом положений ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание характер бездействия, в котором выразилось нарушение прав административного истца, суд обязывает судебного пристава-исполнителя Сахипову О.В. принять предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» меры к устранению допущенных нарушений, а именно, принять меры к подготовке ответа на обращение от 02 декабря 2019 года и направлению его заявителю.
ФИО25 просит взыскать в свою пользу с УФССП России по Свердловской области судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В соответствии со статьей 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
На основании статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. В случае признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в органе государственной власти и органе местного самоуправления, судебные расходы, понесенные заявителем, могут быть взысканы с привлеченного к участию в деле данного органа.
Из материалов дела следует, что 13 января 2020 года между административным истцом и ФИО26 заключен договор об оказании юридических услуг.
Стоимость юридических услуг, предусмотренных условиями названного договора, составила 20 000 рублей и административным истцом оплачена, что подтверждается распиской в получении 13 января 2020 года ФИО27 денежной суммы в полном объеме.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя, подлежащих взысканию в пользу ФИО28 суд учитывает длительность рассмотрения и сложность дела, количество проведенных судебных заседаний, объем оказанных представителем услуг.
Применяя принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с УФССП России по Свердловской области в пользу Пьецух С.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО29 к судебному приставу-исполнителю Чкаловского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области ФИО30 начальнику отдела - старшему судебному приставу Чкаловского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области Селиверстову М.А., УФССП России по Свердловской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выполнить действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области Сахиповой О.В., выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО31 от 02 декабря 2019 года о совершении действий, ненаправлении ответа по результатам его рассмотрения в установленный законом срок.
Обязать судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области Сахипову О.В. принять меры к рассмотрению заявления ФИО35 от 02 декабря 2019 года о наложении ареста на денежные средства должника, к направлению ответа в адрес заявителя о результатах рассмотрения заявления.
Признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава Чкаловского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области Селиверстова М.А. в ненадлежащей организации работы отдела по своевременному рассмотрению заявления ФИО34 от 02 декабря 2019 года, направлении ответа заявителю.
Взыскать с УФССП России по Свердловской области в пользу ФИО32 расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении требований о возмещении судебных издержек в остальной части отказать.
Обязать судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области ФИО33., начальника отдела – старшего судебного пристава Чкаловского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области Селиверстова М.А. сообщить в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга об исполнении настоящего решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья (подпись) И.М. Вдовиченко
Копия верна: судья
Секретарь
По состоянию на 11.06.2020 решение
в законную силу не вступило.
Судья