Судья Федюкина О.В. Дело № 33-36645/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Гулиной Е. М., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Томилове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2018 года апелляционную жалобу Ершовой Е.В, на решение Раменского городского суда Московской области от 14 сентября 2018 года по делу
по иску Ершовой Е.В. к Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда РФ № 15 о признании отказа в назначении страховой пенсии по старости необоснованным,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Ершова Е.В. обратилась с иском к ГУ - УПФР № 15 по г. Москве и Московской области о признании решения от 09.01.2018 г <данные изъяты> незаконным, обязании включить в медицинский стаж периоды работы с 15.11.2012 г. по 31.01.2016 г. в должности медицинской сестры палатной в АО «Европейский медицинский центр», назначить страховую пенсию по старости с 30.10.2017 г., обязании выплатить неполученные суммы пенсии.
Требования мотивированы тем, что Ершова Е.В., 28.01.1975 года рождения, обратилась 30.10.2017 года к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Решением комиссии Пенсионного фонда отказано в досрочном назначении пенсии. Медицинский стаж работы истицы составил 26 лет 10 месяцев 2 дня. С решением об отказе назначении пенсии, истица не согласна, считает его незаконным, поскольку в спорные периоды занималась медицинской деятельностью в учреждениях здравоохранения.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Ершовой Е. В. к ГУ -УПФР № 15 по г. Москве и Московской области о признании решения от 09.01.2018 г № 364/2069228/17 незаконным, обязании включить в стаж работы периоды работы с 15.11.2012 г. по 31.01.2016 г. в должности медицинской сестры палатной в АО «Европейский медицинский центр» и назначить страховую пенсию по старости с 30.10.2017 г., обязании выплатить неполученные суммы пенсии - отказано.
Истец в апелляционном порядке просила решение отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, который извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 161-164).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что истица обратилась к ответчику 30.10.2017 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.01.2018 №364 отказано в назначении в медицинский стаж спорного периода работы, поскольку отсутствует требуемый специальный стаж на дату обращения. Медицинский стаж истицы на дату обращения составляет - 26 лет 10 мес. 02 дня (при требуемом стаже — 30 лет).
Согласно трудовой книжке серии AT-VII №1039801 и справке о стаже от 29.09.2017 №383 Ершова Е.В. в период с 15.11.2012г. по 31.01.2016г. (03 года 02 мес. 17 дней) работала в должности медицинской сестры палатной в АО «Европейский медицинский центр».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в медицинский стаж периода работы истца с 15.11.2012г. по 31.01.2016г. в должности медицинской сестры палатной в АО «Европейский медицинский центр», суд первой инстанции исходил из того, что работа истицы в указанный период проходила в организации, которая на основании лицензии осуществляла медицинскую деятельность, но не являлась медицинским учреждением, работа в которой давала ей право на включение в медицинский стаж спорного периода работы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе во включении в медицинский стаж вышеуказанных периодов, исходя из следующего.
Из положений пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», а также пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует, что право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам связано с работой именно в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 50 ГК РФ).
Согласно п. 1 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., занимаемая истцом в спорные периоды должность медицинской сестры палатной поименована в перечне должностей, работа в которых дает право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости. Однако в разделе наименования учреждений здравоохранения, акционерное общество ( АО) - не указаны.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из материалов дела следует, что исходя из информации, представленной государственным учреждением-Главным Управлением Пенсионного фонда РФ №10 по г.Москве и Московской области в ответе от 17.11.2017 №210-ОПП-И-2/36.594), согласно документам, имеющимся в наблюдательном деле по страхователю АО «Европейский медицинский центр» (ранее ЗАО «Юропиан Медикал Сентер»), не представляется возможным определить соответствие структурных подразделений и отделений Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Для решения вопроса о праве работников АО «Европейский медицинский центр» на досрочную страховую пенсию по старости и для получения соответствующего заключения с учетом мнения компетентного органа ГУ-ГУПФР№10 по г. Москве и Московской области копии документов АО «Европейский медицинский центр» были направлены в Департамент здравоохранения города Москвы.
Согласно ответа Управления формирования пенсионных прав отдельных категорий лиц на запрос ГУ УПФР № 15 по г. Москве и Московской области, организация АО «Европейский медицинский центр» per. <данные изъяты> (ранее ЗАО «Юропиан Медикал Сентер» per. <данные изъяты>) зарегистрирована в ПФР с 04.12.2013 г. При постановке на учет организация АО «Европейский медицинский центр» заявила о себе как организация, имеющая работников, претендующих на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в ОПП ЗЛ было сформировано наблюдательное дело. В наблюдательном деле представлены Поименные списки только по Списку № 1,2 работ, профессий, должностей специальностей и учреждений (утвержд. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10). Согласно Уставу от 20.04.2012 г. АО «Европейский медицинский центр» (ранее ЗАО «Юропиан Медикал Сентер») данная организация действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным закон акционерных Обществах». Вместе с тем, работа в структурных подразделениях организаций, указанных в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, (в частности, в медицинской службе, стационаре и других подразделениях) может быть засчитана в стаж на соответствующих видах работ. Согласно штатному расписанию АО «Европейский Медицинский Центр» за 2015г., в нем выделены следующие структурные подразделения: - медицинская служба; - клиники в составе которых - стационарные отделения; хирургические отделения, отделение анестезиологии-реанимации и т.д. По всем Клиникам, входящим в состав АО «Европейский Медицинский Центр», представлены Положения с отражением структуры, однако просматривается несоответствие данной структуры со штатным расписанием организации. Согласно документам, имеющимся в наблюдательном деле по организации, не представляется возможным определить соответствие структурных подразделений и отделений Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитываете» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781).
09.02.2018 г исх. № 210-ОПП-И-2/5084 в АО «Европейский Медицинский Центр» было направлено уведомление о предоставлении уточняющих документов. Уточняющие документы организация не предоставила. До настоящего времени вопрос о досрочном пенсионном обеспечении работников структурных подразделений АО «Европейский медицинский центр» положительно не решен.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.03.2004 N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года за N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме АО « Европейский Медицинский Центр» не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорный период работы истицы с 15.11.2012г. по 31.01.2016г. в должности медицинской сестры палатной в АО «Европейский медицинский центр» не может быть включен в медицинский стаж работы истицы, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что требование истца об обязании ответчика назначить ей досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью с 30.10.2017 г. не подлежит удовлетворению, поскольку на момент обращения с заявлением истица не выработала необходимый 30-летний медицинский стаж работы.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ершовой Е.В, – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи