ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 мая 2023 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Спиридоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-999/2023 по иску Министерства здравоохранения Самарской области к Нусс Марии Романовне о взыскании единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в суд с иском к Нусс М.Р. о взыскании денежной выплаты в размере, с учетом уточненного искового заявления просит взыскать с ответчика сумму единовременной компенсационный выплаты в размере 147042 рублей 72 копейки, штраф в размере 735 руб. 21 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами на дату вынесения решения суда в размере 10 589 руб. 09 коп. рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. между министерством здравоохранения <адрес> и ФИО1 заключён договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. В соответствии с пунктом 2.1.1 Договора министерством было осуществлено предоставление единовременной компенсационный выплаты за счет средств областного бюджета в размере 147 042 руб. 72 коп. и перечислено на счет ответчика, открытый в кредитной организации. Таким образом, министерством по отношению к ответчику в полном объеме исполнены обязательства по договору, что подтверждается платежными поручениями. Ответчик, заключив договор на выплату, принял на себя обязательство отработать в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения <адрес> «Безенчукская центральная районная больница» не менее 5 лет с даты заключения договора на выплату. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на работу на 1,0 ставку в должности заведующей фельдшер-акушерским пунктом – фельдшером Троицкого ФАП, согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №-№. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе ответчика на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, о чем учреждение уведомило министерство. Таким образом, ответчиком обязательство по пункту 2.3.1 Договора на выплату не исполнено, поскольку трудовой договор с Учреждением расторгнут ранее этого срока – ДД.ММ.ГГГГ. В адрес ответчика министерство были направлены требования о необходимости возврата выплаты, рассчитанной согласно Договору на выплату с указанием реквизитов для возврата средств. Ответчиком сумма до настоящего времени не возвращена. В связи с чем, истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Представитель истца Министерства здравоохранения Самарской области - Исакова А.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Ответчик Нусс М.Р., представители третьих лиц ГБУЗ Самарской области «Безенчукская центральная районная больница», Министерства здравоохранения РФ - в судебное заседание не явились, однако извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, доказательства уважительности причин неявки суду не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, в связи с чем, судом в порядке ст. 233 ГПК РФ, с согласия представителя истца определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом ГБУЗ <адрес> «Безенчукская центральная районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу на 1,0 ставку в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшером Троицкого ФАП с должностным окладом 10 140 руб., надбавкой 1115 руб.
Между министерством здравоохранения <адрес>, Нусс М.Р. и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Безенчукская центральная районная больница» 05.10.2018г. в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен договор № о предоставлении денежной выплаты медицинским работникам, трудоустроившимся по наиболее востребованной медицинской специальности подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы государственной программы <адрес> «Развитие здравоохранения в <адрес>» на 2014-2021 годы.
В соответствии с пунктом 1.2, 2.1.2 Договора предоставление выплаты осуществлялось министерством за счет средств областного бюджета в размере 0,5 млн. рублей и перечислено на счет ответчика, открытый в кредитной организации, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании предоставленного реестра получателей единовременной компенсационной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ. № – р.
В соответствии с 2.3.1 договора ФИО1 обязана отработать в учреждении не менее 5 лет с даты заключения настоящего договора по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
В случае неисполнения обязательства, предусмотренного пунктом 2.3.2 Договора, в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока, за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, пунктами 1,2 и 4 ст. 81, пунктами 1,2,5,6, 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, ответчик обязан в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования министерства о возврате части единовременной компенсационной выплаты возвратить в областной бюджет часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения договора, пропорционально неотработанному периоду.
Из п. 3.2 договора следует, что в случае неисполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты, специалист выплачивает штраф в бюджет <адрес> в размере 0,5% от части выплаты, подлежащей возврату согласно п. 2.3.2, 2.3.3 договора на выплату.
В соответствии с приказом ГБУЗ здравоохранения Самарской обалсти «Безенчукская центральная районная больница» №-л от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ) на основании личного заявления.
Таким образом, ответчиком обязательство по пункту 2.3.1 Договора не исполнено, поскольку трудовой договор с Учреждением расторгнут ранее этого срока – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ №-Л.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Самарской области в адрес Нусс М.Р. направило требование (претензию) исх. №. о возврате неосновательно удерживаемых денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, суммы штрафа в размере <данные изъяты> руб. что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений Почты России.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в связи с увольнением по собственной инициативе из учреждения здравоохранения без отработки пятилетнего срока ФИО1 не исполнено взятое на основании договора с истцом от 05.10.2018г. обязательство по возврату денежной выплаты.
Освобождением от ответственности (от возврата полученной денежной компенсации) в рамках исследованного договора сторон от ДД.ММ.ГГГГ, является увольнение медицинского работника по основаниям, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 5- 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Однако, ответчик уволился по собственной инициативе, т.е. по иному основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Руководствуясь положениями ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. и постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ Министерство Здравоохранения Самарской области заключило с Нусс М.Р. соответствующий договор, по которому ответчик получил от Министерства 500 000 рублей денежной компенсации и принял на себя обязательство отработать в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности, в течение пяти лет по основному месту работы, в должности заведующей фельдшерского-акушерским пунктом – фельдшером Троицкого ФАП.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2483-О, установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50 и части 12 - 12.5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Таким образом, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики.
Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной Нусс М.Р. на основании договора от 05.10.2018г., и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
Поскольку обязательство об отработке пятилетнего срока по месту работы в учреждении здравоохранения в сельской местности Нусс М.Р. не выполнено, то оснований для освобождения ее от возврата пропорционально неотработанному времени вышепоименованной компенсационной выплаты не имеется.
В связи с чем, исковые требования о взыскании с Нусс М.Р. с учетом уточнения требований истцом, единовременной компенсационной выплаты в размере 147 042 рублей 72 копеек подлежат удовлетворению.
В соответствии со п.2.3.2 Договора в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства о возврате части единовременной компенсационной выплаты специалист возвращает в областной бюджет часть единовременной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока.
Согласно п. 3.3. договора в случае неисполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты. Специалист выплачивает в бюджет Самарской области проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
По общему правилу ст. 395 ГК РФ проценты на сумму долга подлежат уплате в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.
По общему правилу ст. 395 ГК РФ проценты на сумму долга подлежат уплате в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.
Неправомерное уклонение от возврата выплаты у ответчика возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в порядке ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения - ДД.ММ.ГГГГ, исходя из ключевой ставки Банка России, действующий в указанный период, в заявленной истцом сумме 10589 рублей 09 коп. Оснований для освобождения от гражданско-правовой ответственности у суда не имеется.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Нусс М.Р. в доход местного бюджета подлежат взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворённых требований в сумме 4367,34 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства здравоохранения Самарской области к Нусс Марии Романовне о взыскании денежной выплаты медицинским работникам, трудоустроившимся по наиболее востребованной медицинской специальности, процентов за пользование чужими денежными средствами – удовлетворить.
Взыскать с Нусс Марии Романовны (паспорт серии № № Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, №) в пользу Министерства здравоохранения Самарской области ИНН № денежную выплату медицинским работникам, трудоустроившимся по наиболее востребованной медицинской специальности в сумме 147042 рублей 72 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 10 589 рублей 09 копеек, штраф в размере а всего 735 рублей 21 копейку.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2023 года.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова