Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1713/2021 ~ М-1748/2021 от 09.12.2021

Дело № 2-1713/2021 мотивированное решение

изготовлено 30.12.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2021 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Александровой И.А.,

с участием:

помощника прокурора города Кандалакши Мамаковой Е.С.,

истца Антонова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по исковому заявлению

прокурора города Кандалакши в интересах Антонова И.А. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Кандалакши на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Антонова И.А. с иском к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении Антонову И.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания. Требования обосновывает тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что истец зарегистрирован в квартире <номер> дома <номер> по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., является нанимателем указанного жилого помещения по договору социального найма от <дата> <номер>. Постановлением главы администрации от <дата> <номер> квартира <номер> в доме <номер> по <адрес> была признана непригодной для проживания, пунктом 3 постановлено в срок до <дата> предоставить семьям, использующим жилые помещения в квартирах, указанных в постановлении, на основании договоров социального найма, вне очереди жилое помещение по договору социального найма. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не представлено. Ссылаясь на положения статей 57, 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации просит обязать администрацию городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района предоставить Антонову И.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта п.г.т. Зеленоборский, равнозначное по площади ранее занимаемому помещению, и находящееся в границах населенного пункта Зеленоборский.

В судебном заседании помощник прокурора города Мамакова Е.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Антонов И.А. принимал участие в судебном заседании, настаивал на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно пояснил, что в квартире в настоящее время зарегистрирован один, ранее был зарегистрирован его <данные изъяты>, который затем выписался и на квартиру не претендует. Отметил, что в настоящее время вышел на пенсию, в связи с чем намерен постоянно проживать в <данные изъяты>. Сейчас проживает в арендуемой квартире в <данные изъяты>, так как работал на железной дороге, а также в связи с аварийным состоянием жилого помещения. Обратил внимание, что в квартире отсутствует центральное отопление и водоснабжение, туалет сделан в виде пристройки к дому, крыльцо к дому отсутствует, не только его квартира, но и весь дом находится в аварийном состоянии, в части дома был сильный пожар.

Представители администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили отзыв на иск, в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований. Отметили, что Антонов И.А. с <дата> состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, учетное дело <номер> (внеочередные списки), во внеочередном списке граждан числится под номером <номер>. Антонову И.А. неоднократно предлагались благоустроенные жилые помещения, от которых он отказывался. Обратили внимание, что определение срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, в то время как истцом не представлено доказательств тому, что в настоящее время имеется опасность для жизни и здоровья истца по причине аварийного состояния здания, его возможного обрушения, которое требует незамедлительного решения вопроса о переселении жителей дома в другое жилое помещение.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) каждая из сторон, участвующих в деле, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу положений частей 1, 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд, заслушав помощника прокурора, истца, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пунктам 3, 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (пункты 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Антонов И.А. является нанимателем <данные изъяты> неблагоустроенной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно справке формы 9 от <дата>, в квартире по адресу: <адрес>, Антонов И.А. был зарегистрирован постоянно с <дата>, по данному адресу также был зарегистрирован ФИО1 постоянно с <дата>.

Согласно договору социального найма жилого помещения <номер> от <дата>, заключенному между МКУ «Отдел городского хозяйства» (наймодатель) и Антоновым И.А. (наниматель), нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из <данные изъяты>-комнатной неблагоустроенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи ФИО1, <дата> г.р.

Согласно справке формы 9 от <дата>, в квартире по адресу: <адрес>, постоянно с <дата> зарегистрирован Антонов И.А.

Таким образом, Антонов И.А. вселен в квартиру <номер> дома <номер> по <адрес> на законных основаниях, в настоящее время является единственным нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

<дата> Антонов И.А. обратился в администрация городского поселения Зеленоборский с заявлением о признании квартиры <номер> дома <номер> по <адрес> непригодной.

Постановлением администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района от <дата> <номер> «О признании квартир непригодными для проживания» утверждено решение межведомственной комиссии от <дата> <номер>; квартиры по адресам: <адрес> и <адрес> признаны непригодными для проживания. Пунктом 3 постановления предусмотрена обязанность администрации городского поселения Зеленоборский в срок до <дата> предоставить семьям, пользующимся жилыми помещениями в указанных квартирах на основании договоров социального найма, вне очереди, жилые помещения по договорам социальном найма.

Антонов И.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с <дата> – учетное дело <номер> (внеочередные списки), в настоящее время во внеочередном списке граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, числится под номером <номер>.

Вместе с тем, постановление администрации городского поселения Зеленоборский от <дата> <номер> «О признании квартир непригодными для проживания», которым жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания и установлен срок предоставления жильцам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма вне очереди до <дата>, не отменялось, является действующим и в силу части 3 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ подлежит исполнению.

Согласно информации администрации, в связи с тем, что жилой дом <номер> по <адрес> в установленном порядке аварийным не признан, в действующую в настоящее время Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области на <данные изъяты> годы» не включен.

Суд признает доводы ответчика о том, что дом, в котором зарегистрирован истец, не признан аварийным и подлежащим сносу, в то время как Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрена финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до <дата> или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после <дата> аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и расселение жителей этих домов в срок до <дата>.

Вместе с тем, наличие обязанности осуществить в определенный срок переселение граждан из домов, признанных аварийными, не снимает с администрации городского поселения обязанности по внеочередному переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для дальнейшего проживания, в сроки, установленные непосредственно самим органом местного самоуправления по итогам рассмотрения заключения межведомственной комиссии вне рамок Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области на <данные изъяты> годы».

Доводы ответчика о том, что квартира была признана непригодной для проживания по причине того, что часть дома сгорела, отсутствует крыльцо, т.е. не в связи с физическим износом дома, опровергаются материалами дела. Так, межведомственной комиссией по результатам обследования квартиры принято заключение от <дата> <номер> о непригодности квартиры для дальнейшего проживания. Как указано в заключении, дом <данные изъяты> года постройки, неблагоустроенный, <данные изъяты> квартир, бутово-ленточный фундамент, стены брусчатые, обшитые тесом. В квартире установлено искривление горизонтальных линий стен и перегородок, провисание потолков, большие щели в стыках стен и потолков, в углах, несущие стены искривлены, щели по всему периметру полов и потолков, щели в полу, проседание полового настила свидетельствует о гнили балок перекрытия пола, истертость полов, деформация оконных и дверных блоков свидетельствует о проседании стен, по состоянию на <дата> износ дома составляет <данные изъяты>%.

Как правильно указал ответчик в своем отзыве, в силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения, определение срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. В данном случае, указанный срок предоставления благоустроенных жилых помещений взамен помещений, признанных в установленном порядке непригодными для дальнейшего проживания, был установлен постановлением администрации городского поселения от <дата> <номер> – до <дата>, т.е. в течение более <данные изъяты> лет со дня признания квартиры непригодной для проживания. Однако ни до указанного срока, ни до даты рассмотрения настоящего дела, администрацией не выполнена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения.

Поскольку срок предоставления гражданам жилых помещений взамен признанных непригодными для проживания был установлен органом местного самоуправления, в настоящее время срок истек, у истца, вопреки доводам ответчика, отсутствует обязанность предоставления доказательств тому, что проживание в квартире опасно для жизни и здоровья истца. При этом суд также учитывает, что в акте межведомственной комиссии от <дата> <номер> перечислены меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности проживающих граждан: замена части брусьев стен, замена балок пола, частичная замена досок пола, замена оконных и дверных блоков, ремонт крыльца, замена электропроводки. Ответчиком доказательств выполнения указанных работ не представлено, истец в судебном заседании категорически отрицал проведение каких-либо ремонтных работ.

Доводы ответчика о том, что Антонову И.А. неоднократно предлагались благоустроенные жилые помещения, от которых он отказался, материалами дела не подтверждаются. Как установлено, за весь период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года Антонову И.А. была предложена только одна квартира, расположенная по адресу: <адрес>, относящаяся к маневренному фонду, от которой истец, как пояснил в судебном заседании, отказался по материальным соображениям, так как квартира находится в антисанитарном состоянии, без ремонта, площадь предложенной квартиры значительно выше площади ранее занимаемой квартиры, что увеличивает размер коммунальных платежей, в то время как он является безработным.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Согласно пункту 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Антонов И.А. относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Разрешая спор, следует отметить, что в законодательстве отсутствуют указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила предоставления жилых помещений в порядке очерёдности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

По правилам статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, непригодность для проживания жилого помещения истца, истечение <дата> установленного постановлением администрации городского поселения Зеленоборский от <дата> <номер> «О признании квартир непригодными для проживания» срока для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма семье квартиры <номер> дома <номер> по <адрес>, суд считает, что требования прокурора предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение в связи с непригодностью жилья для постоянного проживания подлежат удовлетворению. Жилое помещение должно быть предоставлено органом местного самоуправления - администрацией городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного требования и возложения на администрацию городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района обязанности предоставить Антонову И.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к условиям городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, отдельное жилое помещение - квартиру, в границах указанного населенного пункта, равнозначную по общей площади ранее занимаемой квартире <номер> в доме <номер> по <адрес> - не менее <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая положения приведенной нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика - администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Кандалакши в интересах Антонова И.А. удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района предоставить Антонову И.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта пос. Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, отдельное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта <данные изъяты>, равнозначное по общей площади ранее занимаемой квартире <номер> в доме <номер> по <адрес> - не менее <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                  Н.А. Шевердова

2-1713/2021 ~ М-1748/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Кандалакши
Антонов Игорь Александрович
Ответчики
Администрация городского поселения Зеленоборский
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Шевердова Н.А.
Дело на странице суда
kan--mrm.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2021Передача материалов судье
14.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее