Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1379/2018 ~ М-1321/2018 от 18.05.2018

Дело № 2-1379/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 4 июня 2018 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Догоровой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ганаевой М.А.,

с участием в деле:

истца Тимониной О. А.,

истца Тимонина Г. А., его представителя Тимонина А. В., действующего на основании доверенности от 28 марта 2017 года,

ответчика Администрации городского округа Саранск, его представителя Лисиной К. С., действующей на основании доверенности № 29-д от 20 февраля 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимониной О. А., Тимонина Г. А. к Администрации городского округа Саранск об отмене постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Тимонина О.А. и Тимонин Г.А. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск об отмене постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указали, что они (Тимонина О.А., ее супруг Тимонин Г.А.) и их дочь ФИО2 зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Кроме них в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают родители Тимонина Г.А. - ФИО3 и ФИО1

5 апреля 2018 года они обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии их на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, по категории молодая семья.

Постановлением Администрации городского округа Саранск № 1046 от 3 мая 2018 года им отказано в постановке на учет по тому основанию, что не представлены документы о регистрации по месту жительства Тимонина Г.А. на протяжении более 3-х месяцев.

С данным решением ответчика они не согласны, считают его не соответствующим статье 40, 50 Конституции Российской Федерации, и нарушающим их право на помощь и поддержку государства.

Кроме того, действиями ответчика Тимониной О.А. причинен моральный вред.

По указанным основаниям просили суд постановление Администрации городского округа Саранск № 1046 от 3 мая 2018 года отменить, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить их семью на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, с момента подачи заявления с 5 апреля 2018 года, а также взыскать с Администрации городского округа Саранск в их пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В судебное заседание истец Тимонин Г.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом по месту регистрации, однако почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда по истечении срока хранения.

Истец Тимонина О.А., представитель истца Тимонина Г.А.ФИО3 в судебном заседании исковые требования уточнили, просили суд отменить постановление Администрации городского округа Саранск №1046 от 3 мая 2018 года в части отказа в принятии семьи Тимониной О.А. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязать Администрацию городского округа Саранск поставить их семью на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, с момента подачи заявления с 5 апреля 2018 года, а также взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Тимониной О.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что у истца Тимонина Г.А. отсутствует регистрация по месту жительства в период с 11 сентября 2013 года по 6 июня 2016 года.

В силу части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно части первой статьи 115 ГПК Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. При этом статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца Тимонина Г.А.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Тимониной О.А., Тимонина Г.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту постоянного жительства на территории муниципального образования Республики Мордовия, признанные уполномоченным органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях, а именно:

1) малоимущие граждане, признанные таковыми в порядке, установленном настоящим Законом;

2) категории граждан, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами или указами Президента Российской Федерации имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) категории граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

Согласно статье 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее - государственные полномочия). Государственными полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, наделяются администрации муниципальных районов, городского округа (далее - органы местного самоуправления). Порядок ведения учета граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается главой 2 настоящего Закона. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

Частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Кроме того, перечень документов, необходимых для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен статьей 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия».

В частности, в него включены документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи (копия поквартирной карты или выписка из домовой (поквартирной) книги с архивными данными), за исключением граждан, являющихся гражданами Российской Федерации менее пяти лет. Граждане, являющиеся гражданами Российской Федерации менее пяти лет, представляют документы, указанные в настоящем подпункте, за период проживания в Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З).

Из материалов дела следует, что 5 апреля 2018 года Тимонина О.А. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее семьи из 2 человек на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории молодая семья.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск №1046 от 3 мая 2018 года Тимониной О.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, по тому основанию, что не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы (пункт 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Данное постановление Главы Администрации городского округа Саранск суд находит законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование спорных отношений на федеральном уровне осуществляется Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В статье 26.1 Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В судебном заседании установлено, что при обращении в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях истцами не были представлены документы о месте проживания (регистрации) Тимонина Г.А. в период с 11 сентября 2013 года по 6 июня 2016 года.

Данное обстоятельство стороной истцов не оспаривается.

Таким образом, истцами не был соблюден порядок обращения с указанным заявлением, предусмотренный частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу приведенного выше правового регулирования принятие решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления, в том числе, на основании представленных такими гражданами документов, перечисленных в статье 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия».

Отсутствие сведений о месте жительства за последние 5 лет на всех членов семьи не позволяет определить нуждаемость гражданина в жилом помещении и, как следствие, признать за таким гражданином и членами его семьи право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку Тимониной О.А., претендующей на получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилья, в Администрацию городского округа Саранск не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с места жительства членов ее семьи (Тимонина Г.А.) в определенный период за последние 5 лет до подачи заявления о принятии на учет, суд считает решение Администрации городского округа Саранск об отказе в принятии истцов на учет нуждающихся в жилых помещения законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований ТимонинойО.А. и Тимонина Г.А. об отмене постановления Администрации городского округа Саранск № 1046 от 3 мая 2018 года в части отказа в принятии их на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности поставить их семью на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с момента подачи заявления с 5 апреля 2018 года.

Рассматривая исковое требование о взыскании с Администрации городского округа Саранск в пользу Тимониной О.А. компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, суд руководствуется следующим.

Компенсация причиненного морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага. При нарушении имущественных прав гражданина такая компенсация может взыскиваться только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.

Поскольку при рассмотрении дела не установлено нарушения каких-либо прав, в том числе неимущественных, Тимониной О.А. ответчиком Администрацией городского округа Саранск, исковое требование о взыскании с Администрации городского округа Саранск в пользу ТимонинойО.А. компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежит.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

2-1379/2018 ~ М-1321/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тимонина Оксана Алексеевна
Тимонин Геннадий Александрович
Ответчики
Администрация городского округа Саранск Жилищное управление
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Догорова Евгения Юрьевна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
18.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2018Передача материалов судье
21.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2018Судебное заседание
05.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2019Дело оформлено
05.04.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее