Мировой судья Хренов М.А. Дело № 11-15/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ульяновская область, р.п. Чердаклы 13 октября 2023 года
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Гришина П.С.,
при ведении протокола секретарем Захаровой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Хасянова Хамита Ходаевича на решение мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области Хренова М.А., и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 19 мая 2022 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» к Хасянову Хамиту Ходаевичу о взыскании суммы задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым: исковые требования общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» удовлетворены.
Взысканы с Хасянова Хамита Ходаевича в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 30.09.2021 в размере 2 606 руб. 77 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» обратилось к мировому судье с иском к Хасянову Х.Х. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование иска указав, что ООО «УК Экостандарт» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности N 3 - Заволжский район г. Ульяновска, Чердаклинский район и Старомайнский район Ульяновской области) на основании протокола конкурсного отбора от 04.05.2018 N 2. ООО «УК Экостандарт» предоставляет услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в полном объеме. Хасянов Х.Х. являются собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. За период с 01.03.2019 по 30.09.2021 ответчик плату за обращение с ТКО не вносил, вследствие чего образовалась задолженность. С 01.01.2019 года у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по оплате услуг Регионального оператора, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать ТКО. Просит взыскать с Хасянова Х.Х. задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 30.09.2021 в размере 2606,77 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Разрешив спор по существу, мировой судья постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Хасянов Х.Х. просит решение мирового судьи отменить, указывает на то, что он услугами ООО «УК Экостандарт» не пользовался и не пользуется, мусор и отходы он утилизирует самостоятельно, полагает, что указанным решением нарушаются его права.
Ответчик Хасянов Х.Х. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в апелляционной жалобе, пояснил, что мусор он утилизирует самостоятельно путем сжигания, компостирования, сдачи в металлолом.
Представитель истца ООО «УК «Экостандарт» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Выслушав ответчика Хасянова Х.Х., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 12 ГПК РФ предусматривает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих исковых требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с ТКО - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6. Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 7 статьи 24.6. Федерального закона N 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Пунктом 8 данной статьи установлено, что зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Правилами N 1156 регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
Так, в соответствии с пунктом 8(4) названных правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашению между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Из содержания указанных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
Наличие договорных отношений предполагается в силу вышеназванных норм. При этом отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 определено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьями 154, 155 Жилищного кодекса РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги и подлежит ежемесячной оплате.
Кроме того, в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.10.2002 закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.10.2002 граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Судом установлено, что между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «УК Экостандарт» 14.05.2018 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности Регионального оператора.
Как следует из материалов дела, ООО «УК Экостандарт», имея статус регионального оператора, в соответствии с условиями Соглашения осуществляет оказание коммунальной услуги на территории Ульяновской области в зоне деятельности №3, в которую входят Заволжский район г. Ульяновска, Чердаклинский и Старомайнский районы Ульяновской области.
Единый тариф на услугу Регионального оператора ООО «УК Экостандарт» установлен и введен в действие Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018 №06-209 на период 2019 года и Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области №06-429 от 19.12.2019.
Истец опубликовал в газете «Приволжская правда» от 12.12.2018 N 50 (11671) предложение о заключении договора и типовую форму договора, а также опубликовал данное предложение и типовую форму договора на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Ответчик Хасянов Х.Х. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...> зоне деятельности истца, следовательно, ООО «УК Экостандарт» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для ответчика.
С учетом изложенного ответчик, проживая в жилом помещении по адресу: <...> процессе жизнедеятельности образует бытовые отходы, которые он в силу действующего законодательства не в праве утилизировать самостоятельно и распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
С учетом изложенного, у ответчика возникла обязанность осуществления платы за предоставление ООО «УК Экостандарт» услуги по обращению с ТКО.
Пунктом 148(34) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Как установлено в ходе рассмотрения дела Хасянов Х.Х. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиком Хасяновым Х.Х. в судебном заседании.
Согласно представленной истцом справки о начислениях и оплате по лицевому счету №..., открытому на имя Хасянова Х.Х., сумма начислений платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 марта 2019 года по 30 сентября 2021 года составляет 2 606 руб. 77 коп.
Вместе с тем, с учетом заявленных исковых требований, периода образования задолженности, произведенных начислений и оплат, расчета произведенного судом апелляционной инстанции, сумма задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 2 406 руб. 85 коп.
Расчет задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 марта 2019 года по 30 сентября 2021 года | ||
Период | Начислено | Оплачено |
Март 2019 | 99 руб. 96 коп. | 0 |
Апрель 2019 | 99 руб. 96 коп. | 0 |
Май 2019 | 99 руб. 96 коп. | 0 |
Июнь 2019 | 98 руб. 61 коп. | 199 руб. 92 коп. |
Июль 2019 | 98 руб. 61 коп. | 97 руб. 34 коп. |
Август 2019 | 98 руб. 61 коп. | 98 руб. 61 коп. |
Сентябрь 2019 | 98 руб. 61 коп. | 100 руб. 00 коп. |
Октябрь 2019 | 98 руб. 61 коп. | 2 руб. 00 коп. |
Ноябрь 2019 | 98 руб. 61 коп. | |
Декабрь 2019 | 98 руб. 61 коп. | 0 |
Январь 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Февраль 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Март 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Апрель 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Май 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Июнь 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Июль 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Август 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Сентябрь 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Октябрь 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Ноябрь 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Декабрь 2020 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Январь 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Февраль 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Март 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Апрель 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Май 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Июнь 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Июль 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Август 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Сентябрь 2021 | 91 руб. 17 коп. | 0 |
Итого: | 2904 руб. 72 коп. | 497 руб. 87 коп. |
2904 руб. 72 коп. (начислено) – 497 руб. 87 коп. (оплачено) = 2 406 руб. 85 коп.
Доводы ответчика Хасянова Х.Х. об отсутствии оснований для оплаты им коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку он мусор и отходы утилизирует самостоятельно, не основаны на законе и не являются основанием для освобождения Хасянова Х.Х. от несения расходов за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств решение мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области Хренова М.А. и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 19 мая 2022 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» к Хасянову Х.Х. о взыскании суммы задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
В связи с чем суд апелляционной инстанции полагает необходимым исковые требования общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» удовлетворить частично. Взыскать с Хасянова Х.Х. в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 30.09.2021 года в размере 2 406 руб. 85 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд присуждает ответчику возместить расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области Хренова М.А. и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 19 мая 2022 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» к Хасянову Хамиту Ходаевичу о взыскании суммы задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» удовлетворить частично.
Взыскать с Хасянова Хамита Ходаевича в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.03.2019 по 30.09.2021 года в размере 2 406 руб. 85 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решение вступает в законную силу 13 октября 2023 года.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Судья: П.С. Гришин
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.10.2023 года.