№ 2-78/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Хвитько Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ероховой Г. И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Карельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, обществу с ограниченной ответственностью «ЛЭНД» о признании права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок отсутствующим, признании недействительными результатов кадастровых работ, признании недействительными и аннулировании (исключении) из государственного реестра недвижимости сведений об объекте недвижимости,
установил:
Ерохова Г.И. обратилась в суд с указанным иском к ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», филиалу ФГБУ «Карельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Управлению Росреестра по Республике Карелия по тем основаниям, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №1, <данные изъяты>. На указанном участке расположен дом №, право собственности на который зарегистрировано за истцом на основании <данные изъяты>. В конце октября 2017 года истцу стало известно о том, что часть ее участка принадлежит Гидрометцентру, после чего она обратилась в Карельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для выяснения ситуации, надлежащих объяснений и подтверждающих документов не получила. Истец полагает, что нахождение части земельного участка, принадлежащего истцу, у иных лиц, нарушают ее права как собственника, учитывая, что право собственности на указанный земельный участок у нее возникло ранее чем у ответчика. Ссылаясь на нормы гражданского законодательства, просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером №2, <данные изъяты>., зарегистрированный на праве собственности за Российской Федерацией незаконным; признать право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок, зарегистрированное за ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», незаконным; исключить из государственного реестра недвижимости сведения о данном объекте недвижимости.
В порядке подготовки дела к разбирательству определением судьи от 30.01.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РК».
Определениями суда от 05.03.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, от 21.03.2018 г. – ООО «ЛЭНД».
В процессе рассмотрения дела истец заявленные исковые требования уточнила, просила признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером №2, <данные изъяты> отсутствующим; признать право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером №2, <данные изъяты>., зарегистрированное за ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометцентру и мониторингу окружающей среды» отсутствующим; признать недействительными результаты кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером №2, <данные изъяты>., выполненных кадастровым инженером ООО «ЛЭНД» А. 29.12.2016 г.; признать недействительными и аннулировать (исключить) из государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №2, расположенном по адресу: РК, Пряжинский район, с. Ведлозеро, площадью 756 кв.м., внесенные в государственный кадастр недвижимости.
Истец и представитель истца Кутузова С.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему.
Представитель ответчика ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования не признал, представлен отзыв на иск.
Представители ответчика филиала ФГБУ «Карельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Б. и В.., действующие по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчиков Управления Росреестра по РК, МТУ Росимущества по Мурманской области и РК, ООО «ЛЭНД» в судебное заседание не явились, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены отзывы на иск.
Третьи лица ФГБУ " ФКП Росреестра по РК", Администрация Ведлозерского сельского поселения будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного заседания своих представителей не направили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Суд, заслушав явившиеся стороны, свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что истец Ерохова Г.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №1, <данные изъяты>. На земельном участке расположено здание – жилой дом №.
В настоящее время Единый государственный реестр недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером №1, местоположение определено как: <адрес>, на земельном участке расположено здание – жилой дом №, <данные изъяты>. Сведения о земельном участке с кадастровым номером №1 были внесены 05.12.2002 г. в государственный кадастр на основании инвентаризационной описи (перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № по состоянию на 28.04.2007 г.), переданной управлением Роснедвижимости по Республике Карелия.
Также ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером №2, <данные изъяты>
На земельный участок с кадастровым номером №2 зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией, дата регистрации 02.06.2005 г.; право постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», дата регистрации 22.06.2013 г.
ДД.ММ.ГГГГ органом кадастрового учета осуществлен государственный кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №2 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, межевого плана от 29.12.2016 г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №2.
В настоящее время сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №1 отсутствуют, а именно в сведениях ЕГРН отсутствуют значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.
По утверждению истца, в результате выполненных в 2016 году ООО «ЛЭНД» кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №2, принадлежащего на праве собственности РФ и переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» произошло наложение данного участка на часть принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №1, кадастровые работы в отношении которого были выполнены в 2002 году. Данное обстоятельство нарушает ее права как собственника земельного участка, поскольку ее право собственности на земельный участок возникло ранее, кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером №1 также были выполнены ею ранее, чем в отношении земельного участка с кадастровым номером №2.
Судом установлено, что право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером №1 возникло на основании Постановления <данные изъяты> от 15.11.2002 г., зарегистрировано истцом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.01.2003 г. Указанным постановлением утвержден план границ земельного участка <данные изъяты>
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №1 показала, что конфигурация земельного участка истца не изменялась с 1959-1960 г. На земельном участке расположен огород, строения истца. Визуально часть земельного участка, принадлежащего Гидрометеоцентру ничем не обозначена.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №2 показала, что она является соседкой истца, ей известны границы земельного участка, которые не менялись на протяжении многих лет. Знает, что мать истца производила какие-то измерения на мостках. На огороде истца она никаких опознавательных приборов не видела.
Свидетель Свидетель №3 в судебном заседании показала, что она является дочерью истца, с детства проживала по адресу: <адрес>. В прибрежной зоне расположен пост гидрометеостанции. На огороде мамы никогда никакой аппаратуры гидрометеостанции не располагалось.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству сторон назначалась судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно выводов экспертизы, выполненной Г. от 09.06.2018 г. фактическое местоположение границы земельного участка с кадастровым номером №1 соответствует сведениям о границах, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (ответ на вопрос № 2). Также экспертом установлено наложение земельного участка с кадастровым номером №1 по фактическому землепользованию и земельного участка с кадастровым номером №2 по сведениям ЕГРН (ответ на вопрос № 5, приложение №). Площадь наложения составляет <данные изъяты> кв.м.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 "О судебном решении" дело рассмотрено в пределах требований и оснований, указанных стороной истца.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства (ч. 1). Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (ч. 2).
Таким образом, в силу прямого указания закона, земельные участки, на которых расположена государственная наблюдательная сеть, относится исключительно к федеральной собственности.
На основании ст. 1 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.
Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что в <адрес> расположен стационарный пункт государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды, ее загрязнением Росгидромета – озерный гидрометеорологический пост ОГП-1 <адрес>, индексный номер поста – №. Указанный пост относится к составу основной наблюдательной сети Росгидромета, гидрометеорологические наблюдения на указанном посту производятся с 01.11.1934 г.
Данные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела: учетной карточкой озерного гидрометеорологического поста – №, техническими делами озерного гидрометеорологического поста <адрес> за 1956-1962 г.г., за 1962-1989 г.г., распоряжением федерального агентства по управлению федеральным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденным Росгидрометом списком организаций наблюдательной сети и их наблюдательных подразделений, уставом ФГБУ «Северо-Западное УГМС» с приложением к нему, Положением о Карельском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиале ФГБУ «Северо-Западное УГМС» с приложением к нему, и другими материалами.
Судом установлено, что в состав указанного озерного гидрометеорологического поста входит контрольный репер №, установленный в 1940 году в 12 метрах от озера <данные изъяты> и сваи в количестве 5 штук, для контроля уровня воды в озере.
Вопреки доводам стороны истца о том, что репер № ранее не существовал, и возник на земельном участке истца, используемом ею под огород около двух лет назад, наличие указанного репера и его описание в составе озерного гидрометеорологического поста ОГП-1 <адрес> отражено в технических делах, начиная с 1956 г. (т. 2 л.д.9, т. 3 л.д. 6).
Таким образом, с учетом положений ст. 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе", ч. 1 ст. 17 ЗК РФ, озерный гидрометеорологический пост ОГП-1 <адрес>, а также отведенный под него земельный участок и часть акватории, относятся исключительно к федеральной собственности и находятся под охраной государства.
Земельный участок с кадастровым номером №2 с видом разрешенного использования: для размещения гидрологического поста, <данные изъяты> был поставлен на кадастровый учет 19.07.1998 г. (т. 2 л.д. 57).
Как указано выше, в результате выполнения ООО «ЛЭНД» в 2016 г. кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №2, органом кадастрового учета 10.04.2017 г. осуществлен государственный кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №2 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, межевого плана от 29.12.2016 г., подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №2. Из межевого плана, подготовленного ООО «ЛЭНД» следует, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №2, местоположение границ определялось с учетом фактического землепользования, естественных границ земельного участка, сложившихся на местности в течение 15 лет.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №1 были внесены в государственный кадастр на основании инвентаризационной описи 05.12.2002 г., то есть позже даты постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №2. Как следует из плана участка от 15.11.2002 г., несмотря на наличие на отводимом истцу земельном участке озерного гидрологического поста и постового оборудования, данные объекты не нашли своего отражения в плане на земельный участок, в результате чего в границы земельного участка истца, согласно указанного плана включена часть земельного участка, отведенная под гидрологический пост. Вместе с тем, данное обстоятельство, а также факт пользования истцом земельным участком, принадлежащим РФ и занятым под размещение гидрологического поста не является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на земельный участок с кадастровым номером №2.
Довод истца о том, что зарегистрированное ею право на земельный участок с кадастровым номером №1 возникло ранее права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером №2 и права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» является ошибочным, поскольку в случае отнесения земельного участка к федеральной собственности в силу закона (ч. 1 ст. 17 ЗК РФ и ст. 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе") право возникает независимо от момента государственной регистрации, которая является только юридическим фактом признания и подтверждения наличия права.
Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность (ч. 3).
Согласно пунктам 3, 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 972 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 49), охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении
Исходя из буквального толкования данных положений, возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдения оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Все это создает опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан вследствие получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке.
Учитывая, что принадлежащий истцу земельный участок расположен в охранной зоне озерного гидрометеорологического поста ОГП-1 <адрес>, в которой установлены ограничения на хозяйственную деятельность, а также то, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №1 в ЕГРН отсутствуют, доводы истца о допущенных кадастровым инженером ООО «ЛЭНД», выполнявшим кадастровые работы по уточнению места положения границы земельного участка с кадастровым номером №2 нарушениях, выразившихся в несогласовании с истцом, являющейся собственником смежного земельного участка, границ земельного участка, суд находит несостоятельными. При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительными результатов кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером №2, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., выполненных кадастровым инженером ООО «ЛЭНД» А. 29.12.2016 г. и признании недействительными и аннулировании (исключении) из государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером №2, <данные изъяты>., не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.08.2018 ░.