Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2131/2023 ~ М-766/2023 от 20.02.2023

63RS0039-01-2023-000853-24

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июня 2023 года                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2131/2023 по административному иску Видуто Светланы Ивановны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании распоряжения незаконным, устранении нарушений,

установил:

Видуто С.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование заявления указано, что административный истец 26.01.2023 обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 466 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением № РД-233 от 08.02.2023 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченной улицами, автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в связи с чем образование земельных участков возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Испрашиваемый земельный участок представляет собой сложившееся землепользование, включающее строение, огороженное забором, в связи с чем предварительное согласование предоставления земельного участка может повлечь нарушение прав третьих лиц. На испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости – здания (сооружения), сведения о правообладателях которых в ЕГРН отсутствуют. Полагая причины отказа не соответствующими действительности и не основанными на законе, административный истец просит признать указанное распоряжение незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушение прав путем принятия решения по заявлению истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Залуцкая О.А. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо Трачук Н.Н. в судебном заседании возражений против требований истца не выразил, пояснил, что многоквартирные дома находятся на отдалении, на испрашиваемом земельном участке капитальные строения отсутствуют.

Заинтересованное лицо Лукин В.В. не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного кодекса.

Из материалов дела следует, что 26.01.2023 административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность по договору купли-продажи для садоводства земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 466 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельного участка.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-233 от 08.02.2023 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. В обоснование отказано указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченного улицами, автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в связи с чем образование земельных участков возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Испрашиваемый земельный участок представляет собой сложившееся землепользование, включающее строение, огороженное забором, в связи с чем предварительное согласование предоставления земельного участка может повлечь нарушение прав третьих лиц. На испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости – здания (сооружения), сведения о правообладателях которых в ЕГРН отсутствуют.

С таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

При этом в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.

Таким образом, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка должно осуществляться на основе проекта межевания территории.

Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N738/пр утверждены следующие виды элементов планировочной структуры: 1. Район; 2. Микрорайон; 3. Квартал; 4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; 6. Территория транспортно-пересадочного узла; 7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 8. Улично-дорожная сеть.

Из отзыва административного ответчика следует, что элемент планировочной структуры, застроенный многоквартирными домами, в котором находится испрашиваемый земельный участок, образован улично-дорожной сетью, включающей ул. Вечная, ул. Светлая, ул. Небесная, ул. Красный Пахарь. Вблизи испрашиваемого земельного участка в одном квартале с ним располагаются четыре многоквартирных жилых дома по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Красный Пахарь, ул. Красный Пахар №№ 35, 36, 38, 39.

Вместе с тем, согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования г.о.Самара, не предполагающей размещение многоквартирных домов.

В соответствии с Картой функциональных зон г.о. Самара Генерального плана г.о. Самара, утвержденного Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539, земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

Из представленной публичной кадастровой карты видно, что между двумя многоквартирными домами и испрашиваемыми земельными участками имеются проезды, т.е. территория общего пользования, отделяющая зону индивидуальной жилой застройки от многоквартирных домов.

Согласно общедоступным картографическим ресурсам поселок Красный Пахарь представляет собой территорию, застроенную преимущественно индивидуальными жилыми домами, иные многоквартирные дома, кроме указанных выше, на данной территории отсутствуют.

Законодательно не закреплено, при каком количестве многоквартирных домов и какой элемент планировочной структуры из числа перечисленных в Приказе от 25.04.2017 N738/пр будет считаться застроенным многоквартирными домами для целей применения положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.

Учитывая, что территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, предназначена и фактически используется для индивидуальной жилой застройки, суд считает необоснованными доводы административного ответчика об отнесении этой территории к элементу планировочной структуры, застроенному многоквартирными домами, лишь на то основании, что на данной территории находится несколько многоквартирных домов. Доказательств того, что на данной территории планируется комплексное освоение и развитие территории в целях многоквартирного жилищного строительства, материалы дела не содержат.

Следовательно, образование земельных участков на основании схемы расположения земельного участка не приведет к нарушению статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.

В обоснование отказа административный ответчик также ссылается на топографические материалы, согласно которым на испрашиваемом земельном участке расположено капитальное строение, данные о правообладателях которого в ЕГРН отсутствуют.

В соответствии с подп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из содержания данной нормы следует, что земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, не может быть предоставлен лицам, не являющимся собственниками этих здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.

Между тем, административным ответчиком не представлены доказательства расположения на испрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, права на которые подлежат государственной регистрации.

Согласно заключению кадастрового инженера Денисовой Е.В. от 30.04.2023 местоположение границ земельного участка определено по фактическим границам, закрепленным забором. Пересечение со смежными земельными участками отсутствует. На образуемом земельном участке жилые строения отсутствуют. По границе земельного участка установлен забор (сетка рабица и металлические конструкции). На земельном участке расположена беседка с крышей и парник. Участок ровный, ухоженный, имеет выложенные бетонной плиткой дорожки. Заключение кадастрового инженера подтверждено фотоматериалами.

Согласно пояснениям представителя административного истца именно истец обрабатывает земельный участок, в связи с чем ссылка ответчика на нарушение прав третьих лиц в случае предоставления земельного участка несостоятельна.

При таких обстоятельствах, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не нашли подтверждения, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов публичной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Видуто Светланы Ивановны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-233 от 08.02.2023 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2023.

2а-2131/2023 ~ М-766/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Видуто С.И.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Лукин В.В.
Залуцкая О.А.
Трачук Н.Н.
Завьялова Я.Р.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация административного искового заявления
20.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2023Предварительное судебное заседание
14.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее