Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-16126/2018 от 22.05.2018

судья Корниенко М.В.

дело №33-16126/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Савоскиной И.И.,

судей Филиповой И.В. и Петровой О.В.,

при секретаре Емельянове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 25 июня 2018 года апелляционную жалобу Романова Е.А. на решение Реутовского городского суда Московской области от 20 сентября 2017 года по делу по иску Романова Е. А. к администрации г. Реутов о признании незаконными действий по снятию с учета истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях в льготной очереди среди участников боевых действий, обязании поставить на учет, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке и взыскании денежной компенсации морального вреда и судебных расходов,

заслушав доклад судьи Савоскиной И.И.,

объяснения Романова Е.А. и его представителя – Кочет М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,

установила:

Романов Е.А. обратился в суд с иском к администрации г. Реутов, в котором просил:

- признать незаконными действия ответчика по снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в льготной очереди среди участников боевых действий истца и членов его семьи, восстановить истца и членов его семьи в льготной очереди среди участников боевых действий с даты постановки на учет – 12.11.2004 г.; предоставить истицу и членам его семьи жилое помещение; взыскать с ответчика пользу истца денежные средства в размере 50 000 руб. в счет компенсации морального вреда; денежные средства в размере 25 300 руб. в счет возмещения расходов, понесенных на оплату юридических услуг.

В обоснование исковых требований указано, что истец с учетом членов семьи был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в льготной очереди среди участников боевых действий, постоянно проходил перерегистрацию, но в 2016 г. узнал, что он был снят с учета, что истец считает незаконным.

Администрация г. Реутов иск не признала, ее представитель письменно возражала против удовлетворения требований, указывая, что истец не предоставил ответчику необходимый комплект документов.

Решением суда от 20.09.2017 г. в удовлетворении исковых требований Романова Е.А. отказано.

Романов Е.А. не согласился с решением суда, его представитель подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Представитель администрации г. Реутов в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в пределах этих доводов и заслушав объяснения истца и его представителя, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец вместе с членами семьи- супруга и сын-зарегистрирован и проживает в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>.

Квартира по указанному адресу предоставлена истцу на основании ордера на жилое помещение №003476 от 19.11.1990 г.

Истец является ветераном боевых действий (удостоверение серии БК № <данные изъяты> от 25.05.2006 г.), на основании постановления администрации г. Реутов от 12.11.2004 г. истец в составе семьи, состоящей из трех человек, был поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготной очереди среди участников боевых действий в Демократической Республике Афганистан.

Письмами от 16.05.2016 г. и 18.05.2016 г. администрация предложила истцу определиться с порядком улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета или муниципального жилищного фонда.

31.07.2017 г. администрация издала распоряжение №207-РА о снятии Романова Е.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 39-40).

Разрешая спор по существу, суд исходил из тех обстоятельств, что жилищное законодательство не предусматривает возможность обеспечения граждан жилыми помещениями в первоочередном порядке, а правом внеочередного порядка предоставления жилых помещений истец не обладает, администрация г. Реутов не наделена государственными полномочиями по реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, в связи с чем пришел к выводу, что нельзя признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления истцу и членам его семьи жилого помещения во внеочередном порядке не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для восстановления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготной очереди среди участников боевых действий, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, взыскании компенсации морального вреда.

Доводы жалобы в указанной части не опровергают выводы суда.

Статьей 36 ЖК РСФСР предусматривался порядок предоставления жилых помещений гражданам определенной категории в первоочередном порядке. Статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР были определены категории граждан, которым жилые помещения предоставлялись вне очереди.

Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", действовавшей в редакции до 1 января 2005 года, было предусмотрено, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Действующий с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности первоочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Частью 2 ст. 57 ЖК РФ определена категория граждан, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. Истец к таким категориям не относится, поэтому выводы суда об отсутствии правовых оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке являются верными.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отказе в восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из положений пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

В силу положений пункта 2, подпункта 3 пункта 3 и пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки ветеранам боевых действий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории Московской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом о ветеранах, установлен Законом Московской области от 26.07.2006 г. №125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (принят постановлением Мособлдумы от 05.07.2006 г. №23/186-П).

Закон Московской области от 26.07.2006 г. №125/2006-ОЗ в ст. 2 предусматривает, что расходование средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений для последующего предоставления гражданам по договорам социального найма осуществляется исходя из общей площади жилого помещения, предусмотренной для соответствующей категории граждан в ст. 1 настоящего Закона, и в пределах стоимости одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения, но не более средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату размещения муниципального заказа.

При согласии гражданина, выраженном в письменной форме, мера социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета может быть реализована путем предоставления ему жилого помещения по договору социального найма; путем предоставления жилого помещения в собственность при условии заключения договора мены предоставляемого жилого помещения и жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности; путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – единовременная денежная выплата).

Судебная коллегия отмечает, что согласно распоряжению Администрации от 28.02.2017 года Романов Е.А. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ.

Данное распоряжение не содержит указаний о том, что истец исключен из списков нуждающихся в жилых помещениях, которые имели право на получения жилья в первоочередном порядке.

Доказательств, подтверждающих, что истец состоит в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 12.11.2004 г. материалы дела не содержат.

Снимая истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по указанным основаниям, ответчик не указывает в каких из представленных документов, послуживших основанием принятия истца на учет, сведения не соответствуют действительности, не указывает, какие неправомерные действия каких должностных лиц имели место при принятии истца на учет.

Таким образом, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основание для снятия истца с учета отсутствует, на предусмотренные п.п. 1, 3-5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основания ответчик не ссылается вовсе, основание для получения истцом жилого помещения (статус ветерана боевых действий) не утрачено.

Поскольку в силу ч. 2 ст. 6 Вводного закона истец мог быть снят с учета только в силу прямо поименованных там обстоятельств, а эти обстоятельства, как указано выше, отсутствуют в настоящем деле, то администрация не имела основания для снятия истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем отменяет обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении этого требования.

Придя к выводу о незаконности снятия истца и членов его семьи с учета нуждающихся, судебная коллегия, соответственно, удовлетворяет требование о восстановлении истца и членов его семьи в очереди с даты их принятия на учет в списках нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия принимает во внимание положения ныне действующей редакции Федерального закона «О ветеранах», предполагающие альтернативные варианты улучшения жилищных условий ветеранов, однако, и федеральное, и областное законодательство предусматривает в качестве основного способа улучшения жилищных условий ветеранов предоставление жилого помещения по договору социального найма, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лишит возможности истцу обратиться с заявлением для реализации жилищных прав как ветерана боевых действий, принятого на учет 12.11.2004 г..

Вместе с тем судебная коллегия не усматривает оснований для восстановления истца и членов его семьи в льготной очереди, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит понятие предоставления жилых помещений в льготном порядке. Оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке не имеется.

Судебная коллегия отменяет обжалуемое решение суда в оговоренной выше части и принимает в этой части решение об удовлетворении исковых требований, а в остальной части судебная коллегия оставляет обжалуемое решение суда без изменения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,-

определила:

Решение Реутовского городского суда Московской области от 20 сентября 2017 года отменить в части отказа в признании незаконным действия по снятию с учета Романова Е. А. и членов его семьи в качестве нуждающихся, обязании восстановить на учете.

Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконными действия администрации города Реутов по снятию с учета нуждающихся Романова Е. А. и членов его семьи, восстановить Романова Е. А. (ветеран боевых действий) и членов его семьи в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 12 ноября 2004 года.

В удовлетворении требования о восстановлении в льготной очереди отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-16126/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Романов Е.А.
Ответчики
Администрация города Реутов
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--mo.sudrf.ru
28.05.2018[Гр.] Судебное заседание
25.06.2018[Гр.] Судебное заседание
13.07.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее