Мотивированное решение изготовлено «01» сентября 2015 г
Дело №2-619/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижние Серги 27 августа 2015 года
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Кучинского К.А.,
при секретаре Феденевой Е.А.,
с участием представителя истца Баландиной С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-619/2015 по исковому заявлению Мельникова В.А. к администрации Бисертского городского округа об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Мельников В.А. обратился в суд с иском к администрации Бисертского городского округа о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В обоснование исковых требований указал, что 12 октября 1955 года умер Л.А.В., приходившийся супругом Л.А.П. - матери истца Мельникова В.А.. После его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома, общей площадью 33,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом принадлежал наследодателю на основании регистрационного удостоверения. Завещание наследодателем составлено не было. На момент смерти Л.А.В., наследниками по закону первой очереди, являлись его супруга - Л.А.П. и дети: сын - Л.Н.А. и дочь - Н.Н.А. (в девичестве <данные изъяты>) Н.А.. Л.Н.А. и Н.Н.А. на момент смерти своего отца Л.А.В. были несовершеннолетними. Л.А.П. в шестимесячный срок со дня смерти Л.А.В. к нотариусу не обращалась, однако фактически приняла наследство, поскольку продолжила проживать в спорном доме, произвела необходимый ремонт дома, следила за общим техническим состоянием дома, обрабатывала земельный участок. Кроме того, в 1957 году Л.А.П. зарегистрировала брак с М.А.П. и сменила фамилию на Мельникову. И в ноябре 1957 года у М.А.П. родился сын - Мельников В.А.. 20.08.2001г. умерла М.А.П.. Завещание наследодательницей составлено не было. На момент смерти М.А.П. наследниками по закону первой очереди, кроме истца являлись его родные брат и сестра по линии матери: Л.Н.А., умерший 13.01.2002 г. и Н.Н.А. (в девичестве <данные изъяты>) Н.А., которая на наследственное имущество не претендует.
При обращении истца в нотариальную контору, за оформлением наследственных прав, нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону ему было отказано, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный жилой дом, а также по причине пропуска срока вступления в права наследования матери истца М.А.П., после смерти ее супруга Л.А.В. и истцу было рекомендовано обратиться в суд.
Между тем, после смерти М.А.П. дом перешел во владение истца, и он фактически принял наследство: стал использовать спорный дом под дачу, содержит дом в хорошем состоянии, обрабатывает земельный участок.
Просит суд установить факт принятия Мельниковым В.А. наследственного имущества после смерти М.А.П., последовавшей 20.08.2001 года, проживавшей по адресу: р.<адрес>.
Признать право собственности на жилой дом, общей площадью 33,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> за Мельниковым В.А.
В судебном заседании представитель истца Баландина С.К. поддержала заявленные требования, по основаниям изложенным в иске.
Ответчик администрация Бисертского городского округа в судебное заседание представителя не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражала против исковых требований.
Третье лицо Л.Н.Н. просила рассмотреть дело ее отсутствие, согласилась с заявленными требованиями (л.д.35).
Третье лицо Н.Н.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Допрошенная в качестве свидетеля К.Г.А. суду показала, что Л.А.В. был ее сосед напротив. Он умер в 1955 году, проживал по <адрес>. Его жену звали <данные изъяты>. После смерти Л.А.В. в доме осталась проживать его жена и дети <данные изъяты>. Потом <данные изъяты> вышла замуж и сменила фамилию на Мельникова, у нее родился сын <данные изъяты>, истец по делу. После смерти М.А.П., за домом ухаживал <данные изъяты>. Он пользовался домом, производил в нем ремонт. Другие дети М.А.П. дом вернуть не требовали, домом не пользовались и не претендовали на него. Мельников В.А. проживает в квартире, но регулярно пользуется домом как дачей.
Свидетель Р.Л.В. суду показала, что Л.А.В. она знала, он проживал по <адрес>. Также с ним в доме жила жена <данные изъяты> и двое детей. Л.А.В. умер в 1955 году, в доме остались проживать жена и дети. Потом <данные изъяты> вышла замуж и у нее родился сын <данные изъяты>, фамилию сменила на Мельникову. В 2001 году М.А.П. умерла. После ее смерти Мельников В.А. пользовался домом как дачей, делал ремонт, пользовался огородом. Другие дети на указанный дом не претендовали.
Заслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Л.А.В. являлся собственником жилого дома расположенного в р.<адрес>, на основании регистрационного удостоверения, что подтверждается информацией Нижнесергинского БТИ (<данные изъяты>).
Л.А.В. умер 12.10.1955 года, что подтверждается справкой о смерти № (<данные изъяты>).
Гражданский кодекс РСФСР 1923 года (утвержден Постановлением ВЦИК от 11.11.1922 года), действовавший на день смерти Л.А.В., определяет, что допускается наследование по закону и по завещанию (статья 416).
В соответствии со ст.418 Гражданского кодекса РСФСР, круг лиц, призываемых к наследованию, ограничивается прямыми нисходящими (детьми, внуками и правнуками) и пережившим супругом умершего, а также нетрудоспособными и неимущими лицами, фактически находившимися на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти.
Статья 419 Гражданского кодекса РСФСР определяет, что наследование по закону имеет место во всех случаях, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Согласно ст. 429 Гражданского кодекса РСФСР, если присутствующий в месте открытия наследства наследник в течение 3 месяцев со дня принятия мер охранения не заявит подлежащему суду об отказе от наследства, он считается принявшим наследство.
04.08.1947 года между Л.А.В. и К.А.П. зарегистрирован брак, что подтверждается справкой о заключении брака №. Жене присвоена фамилия <данные изъяты> (<данные изъяты>).
У Л.А.В. и Л.А.П. имелись дети Л.Н.А. (<данные изъяты>), Л.Н.А. (<данные изъяты>).
После смерти Л.А.В. его наследники жена и дети за принятием наследства не обращались, однако показаниями свидетелей подтверждается, что они остались проживать в доме и пользоваться им. Л.Н.А., Л.Н.А. в дальнейшем перестали проживать в доме, что подтверждается справкой о том, что на день смерти М.А.П. (Л.А.П.) умершей 20.08.2001 года, в доме она проживала одна (<данные изъяты>).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что после смерти мужа Л.А.П. приняла наследство в виде жилого дома.
27.11.1957 года Л.А.П. заключила брак с М.А.П., что подтверждается справкой о заключении брака №. жене присвоена фамилия Мельникова (<данные изъяты>).
Истец Мельников В.А. является сыном М.А.П., что подтверждается справкой о рождении № (<данные изъяты>).
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество (ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Статья 1154 Гражданского кодекса РФ определяет, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как следует из ответа нотариуса после смерти М.А.П., никто из наследников с заявлением о принятии наследства не обращался.
На основании ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пояснений представителя истца, а также показаний свидетелей, Мельников В.А. после смерти матери постоянно пользовался домом № по <адрес>, как дачей, делал в нем ремонт, пользовался приусадебным участком.
Таким образом, Мельников В.А. фактически принял наследство оставшееся после смерти его матери М.А.П. состоящее из дома расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, исковые требования Мельникова В.А. обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельникова В.А. удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Мельниковым В.А. после смерти М.А.П. последовавшей 20.08.2001 года, в виде жилого дома площадью 33 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Мельниковым В.А. право собственности на недвижимое имущество - жилой дом общей площадью 33 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнесергинский районный суд.
Судья
Кучинский К.А.