дело № 12-268/2020
РЕШЕНИЕ
24 ноября 2020 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Щукиной Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности генерального директора муниципального унитарного предприятия «Орскгортранс» администрации г. Орска Б.С.Н. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Орскгортранс» администрации г. Орска,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 сентября 2020 года муниципальное унитарное предприятие «Орскгортранс» администрации г. Орска (далее – МУП «Орскгортранс», предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит постановление судьи, состоявшееся в отношении МУП «Орскгортранс», изменить, снизить размер назначенного наказания, применив положения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.14 КоАП РФ судебное заседание, состоявшееся 24 ноября 2020 года, было открыто с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области.
В судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области присутствовали: Пикалев К.В. – защитник МУП «Орскгортранс» по доверенности, Ж.К.С. – начальник отделения ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 или ч. 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, в период с 27 августа по 17 сентября 2020 года в отношении МУП «Орскгортранс», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. ***, д. №, на основании распоряжения начальника ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 20 августа 2020 года № должностными лицами указанного административного органа проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания от 27 сентября 2019 года № об устранении нарушений требований пожарной безопасности (срок исполнения - 10 августа 2020 года).
В рамках проверки выявлено невыполнение п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 8 названного предписания, а именно:
- выходы на кровлю из лестничных клеток зданий не оборудованы противопожарными люками 2-го типа с размерами не менее 0,6 х 0,8 м. (здание управления, АБК с отделом электрохозяйства) (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ); п.п. 7.5, 7.6, 7.7 СП 4.13130.2013) (п. 1);
- выход на чердак из лестничной клетки административно-бытового комплекса ремонтного депо не оборудован противопожарными дверями 2-го типа с размерами не менее 0,75 x 1,5 м. (ч. 4 ст. 4 Закона № 123-ФЗ; п. 7.6 СП 4.13130.2013) (п. 2);
- деревянные конструкции (стропила, обрешетка) чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом (АБК ремонтного депо, АБК с отделом электрохозяйства) (ч. 4 ст. 4 Закона № 123-ФЗ, п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п. 5.4.5 СП 2.13130.2012) (п. 3);
- в зданиях АБК ремонтного депо, ремонтного депо, АТЦ, АБК с отделом ГО, гаражей, столовой и склада отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации. (ч. 4 ст. 4, ст. 83, ч. 1 ст. 91 Закона № 123-ФЗ; Приложение А п. А.10 таб. Al, А2, АЗ, А4 СП 5.13130.2009; п.п. 4, 14, таб. 1, 2, 3 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного приказом МЧС от 18 июня 2003 года № 315 (далее - НПБ 110-03) (п. 4);
- в зданиях АБК ремонтного депо, ремонтного депо, АТЦ, АБК с отделом ГО, гаражей, столовой, отдела электрохозяйства, склада и кузнечного цеха отсутствует система оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией (ч. 4 ст. 4 Закона № 123-ФЗ; табл. 1, 2 СП 3.13130.2009; табл. 1, 2 НПБ 104-03) (п. 5);
- помещения различных классов функциональной пожарной опасности (АБК ремонтного депо и ремонтного депо) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности. (ч. 4 ст. 4 Закона № 123-ФЗ; п. 4.1 СП 4.13130.2013) (п. 8).
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 17 сентября 2020 года №.
При этом постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Орска Оренбургской области от 29 ноября 2019 года МУП «Орскгортранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 14). Постановление вступило в законную силу 13 января 2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых названное выше предписание, распоряжение начальника отделения ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области о проведении внеплановой выездной проверки, акт проверки, протокол об административном правонарушении, в котором и.о. генерального директора предприятия в объяснениях указал на отсутствие финансовых средств предприятия, обусловившее невозможность устранения нарушений, и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Предписание от 27 сентября 2019 года № выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции, являлось законным, поскольку содержало требования по противопожарному режиму эксплуатации зданий, подлежащих устранению в ходе их текущей эксплуатации.
Действия предприятия квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемый акт, судья правильно пришел к выводу о том, что предприятие имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории и в помещениях предприятия, расположенных по указанному выше адресу.
Порядок и срок привлечения предприятия к административной ответственности соблюдены.
Разрешая вопрос об административном наказании, необходимо отметить следующее.
Санкцией ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, судья областного суда полагает возможным применить положения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, изменить постановление судьи в части назначения наказания в виде штрафа. При этом учитывается характер совершенного предприятия административного правонарушения, то обстоятельство, что оно впервые привлекается к административной ответственности по названной норме, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Отсутствие негативных последствий, принятие предприятием мер к устранению части нарушений требований пожарной безопасности, а также финансовое положение юридического лица, осуществляющего вид деятельности с кодом по ОКВЭД 49.31.23, включающим в себя деятельность трамвайного транспорта по регулярным внутригородским пассажирским перевозкам, в наибольшей степени пострадавший в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434; в ОКВЭД 2 используются иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования), необходимо признать исключительными обстоятельствами. На основании положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначенное предприятию административное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 80 000 рублей, что меньше минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 30 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МУП «Орскгортранс» изменить в части назначенного административного наказания, административный штраф снизить до 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление судьи оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности генерального директора МУП «Орскгортранс» Б.С.Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская