Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-693/2015 от 07.10.2015

Дело № 5-693/15

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск 05 ноября 2015 года

Судья Ленинского районного суда г. Томска Панфилова А.Ю., с участием представителей юридического лица – Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Томска», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – технического директора Пятова М.Б. и адвоката Штейнбок О.М., представителя Комитета по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области – и.о. председателя Комитета Перетягиной Е.В., рассмотрев в г. Томске по адресу: пер. Батенькова, 6, материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Томска», о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

<дата обезличена> и.о. председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области в отношении юридического лица – Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска» составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанный протокол вместе с приложенными материалами Комитетом по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области направлен в Ленинский районный суд г. Томска.

Из протокола <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена> следует, что на основании обращения инициативной группы граждан от 06.08.2015 и.о. председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области Перетягиной Е.В. выявлено, что юридическое лицо – Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска» проводит работы по сносу двухэтажного кирпичного здания, расположенного по <адрес обезличен>. По данному факту составлен акт визуального осмотра территории объекта культурного наследия регионального значения «Синагога, 1902 г.», расположенного по <адрес обезличен>, от <дата обезличена> с фиксацией факта производства работ по сносу здания на смежном с территорией объекта культурного наследия участке, из которого следует, что на земельном участке по <адрес обезличен>, работает строительная техника, производится снос кирпичного жилого дома по <адрес обезличен>, примыкающего к выявленному объекту культурного наследия, расположенному по <адрес обезличен>, при этом работы проводятся без согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области.

В судебном заседании представитель юридического лица – Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Томска», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – технический директор Пятов М.Б. и адвокат Штейнбок О.М. вину в совершении административного правонарушения не признали.

Представитель организации Пятов М.Б. пояснил суду, что в заявлении инициативной группы граждан от <дата обезличена> речь идет об объекте, расположенном по <адрес обезличен>. В результате сноса здания, расположенного по <адрес обезличен>, ни памятнику архитектуры, ни близлежащему зданию никакого вреда нанесено не было.

Адвокат Штейнбок О.М. полагала, что привлечение Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Томска» (далее - Еврейская община г. Томска) к административной ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ является незаконным и противоречит фактическим обстоятельствам. Утверждала, что Еврейская община г. Томска не совершала никаких действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ. В обоснование своего мнения указала, что Еврейская община г. Томска не проводила и не проводит с объектом культурного наследия никаких работ, требующих обязательного получения разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия. В соответствии со ст. 7.14 КоАП РФ запрещается организация или проведение строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, в случаях, если такое разрешение обязательно. Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия. У Еврейской общины г. Томска не было никакой необходимости получать какие-либо разрешения у административного органа, так как Еврейская община г. Томска не проводила и не проводит никаких работ, связанных непосредственно с объектом культурного наследия. Статьей 33 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» предусмотрена выдача разрешений в обязательном порядке лишь для объектов культурного наследия, включенных в реестр, для их государственной охраны в целях предотвращения их повреждения. При этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (п. 12 ч. 2 ст. 33 ФЗ №73-Ф3) выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В соответствии со ст.40 того же закона прямо определено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Составляя протокол <номер обезличен> от <дата обезличена> административный орган сослался на ст. 35 Федерального закона № 73-ФЗ, которая утратила силу с октября 2014 года. Согласно п. 3 ст. 36 Закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Таким образом, согласно данной норме обязательным является согласование соответствующих разделов проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия, а не самих строительных работ. В соответствии с письмом от 20.06.2014 № 61-06-1632 Департамент по культуре и туризму Томской области согласовал план межевания территории и границы планируемого размещения объекта строительства молодежного еврейского центра. Указанный проект предусматривал снос дисгармоничного жилого дома по <адрес обезличен>. Таким образом, условия, предусмотренные п. 3 ст. 36 Закона № 73-ФЗ, были исполнены Томской еврейской общиной. Полагала, что ст. 7.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за отсутствие разрешения, а не за отсутствие согласования при производстве соответствующих работ. Объект, расположенный по <адрес обезличен>, не находился в зоне регулирования застройки ЗРР-8 и, следовательно, на него не распространялись правила и требования, предусмотренные законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия». В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности -территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Приказом Департамента по культуре и туризму Томской области № 408/01-09 от 09.09.2013 были утверждены границы территорий объектов культурного наследия, в том числе по <адрес обезличен>, и установлен особый режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия регионального значения. Приложением № 12 к данному Приказу установлена ведомость координат, а также схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Синагога, 1902г.», расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Согласно данной схеме дом, расположенный по <адрес обезличен>, не находится в зоне ЗРР-8, а лишь граничит с ней по точкам 7 и 8. Аналогичная информация о том, что строение по <адрес обезличен>, располагается за пределами зоны ЗРР-8 отражена и в Градостроительном Атласе г. Томска. В этой связи сведения, отраженные в протоколе <номер обезличен> от <дата обезличена>, согласно которым здание по <адрес обезличен> расположено в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРР-8, не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам. Административный орган в оспариваемом протоколе указывает, что строение по <адрес обезличен>, расположено в охранной зоне объектов культурного населения ЗРР-8 согласно Постановлению Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а. Посчитала необходимым обратить внимание на то, что согласно абз. 5 п. 2 Постановления № 226а режимы использования земель и градостроительные регламенты в охранных зонах объектов культурного наследия, в т.ч. в зоне ЗРР-8, устанавливаются в Приложении №6 к данному постановлению. В соответствии с названным приложением в зоне ЗРР-8 разрешены земляные, строительные, хозяйственные и иные работы при отсутствии объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. Кроме того, в разделе «Требования и ограничения к дисгармоничным объектам» данного приложения указано, что основным видом разрешенной хозяйственной деятельности является снос, реконструкция или нейтрализация объекта, приведение объекта в соответствие с градостроительным регламентом. Таким образом, даже если и предположить, что спорное здание располагалось в охранной зоне ЗРР-8, то Постановление № 226а позволяло осуществлять снос дисгармоничного объекта без каких-либо дополнительных согласований и разрешений. Осуществление сноса строения по <адрес обезличен> было разрешено Администрацией г. Томска. Так, согласно Постановлению от 20.07.2015 № 623 Еврейской общине г. Томска было разрешено произвести снос здания по указанному выше адресу. Ранее Постановлением Администрации г. Томска №2577-з от 29.12.2012 был утвержден перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу, среди которых было и здание по <адрес обезличен> (Приложение №3 к Постановлению). 18.09.2012 в адрес Еврейской общины г. Томска поступило письмо №6110 от Мэра г. Томска, в котором сообщалось, что жилой дом по <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу. Заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № 808 от 10.09.2012 установлено, что строительные конструкции дома находятся в аварийном состоянии, физический износ несущих конструкций строения составляет 78%, что не позволяет эксплуатировать в должной мере жилой дом и пребывание в нем создает угрозу жизни и здоровья граждан. Согласно абз. 3 ст. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Таким образом, решение о сносе спорного объекта было принято в связи с тем, что его дальнейшее существование создавало угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся внутри или в непосредственной близости от данного объекта. Снос указанного объекта был согласован и разрешен органами власти, уполномоченными давать соответствующие разрешения. Приказом Департамента по культуре и туризму Томской области № 408/01-09 от 09.09.2013 были утверждены границы территорий объектов культурного наследия, в т.ч. и объекта по <адрес обезличен>, а также в приложении №1 был установлен особый режим использования территорий объектов культурного наследия. В частности, в данном приложении к приказу № 408/01-09 было указано, что запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия и (или) его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения. Разрешается осуществление хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения. Поскольку на территории объекта культурного наследия Еврейская община г. Томска никаких работ не производила, занималась хозяйственной деятельностью, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы его повреждения или уничтожения, то, следовательно, никаких дополнительных согласований и не требовалось. Объективную сторону предусмотренного статьей 7.14 КоАП РФ правонарушения характеризует проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно. Таким образом, вменяя лицу нарушение указанной статьи, административный орган должен, в данном случае, доказать невыполнение или нарушение Еврейской общиной г. Томска требований законодательства Российской Федерации о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, что в данном случае административным органом не доказано. Административный орган не доказал наличие правовых оснований для привлечения Еврейской общины г. Томска к административной ответственности по статье 7.14 КоАП РФ. В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Полагала, что нет никаких правовых оснований для привлечения Еврейской общины г. Томска к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ. Вместе с тем указала, что при решении вопроса о назначении административного наказания необходимо применить п. 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния. Постановлением Администрации г. Томска № 623 от 20.07.2015 на Еврейскую общину г. Томска была возложена обязанность осуществить снос строения по <адрес обезличен>. Указанное постановление представляет собой индивидуальный ненормативный правовой акт, обязательный для исполнения Общиной. Именно в связи с указанными обязательствами Еврейская община г. Томска осуществила снос спорного объекта недвижимости. Таким образом, осуществление сноса здания вызвано объективной необходимостью. Еврейская община г. Томска является религиозной организацией, существующей на пожертвования. Привлечение Еврейской общины г. Томска к административной ответственности и наложение на нее обязанности по уплате штрафа неблагоприятно отразится на всей деятельности данной организации. Штраф в размере от 100 000 до 1000 000 рублей является для данной организации существенным. На территории по <адрес обезличен> планируется строительство еврейского молодежного центра, что является социально значимым как для еврейской общины, так и для г. Томска в целом. Снесенный объект недвижимости представлял собой аварийное сооружение, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц. Решение о необходимости снести указанный объект было принято администрацией г. Томска еще в 2012 году. При этом Еврейская община г. Томска осуществила снос указанного здания за счет собственных средств. Просила вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 7.14 КоАП РФ в отношении Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Томска».

В дополнениях адвокат Штейнбок О.М. указала, что действующая редакция п. 3 ст. 36 закона № 73-ФЗ гласит, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Указанная норма устанавливает необходимость согласования разделов проектной документации, а не фактически выполняемых работ при осуществлении работ на земельном участке, связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия. При производстве административного расследования административный орган не запрашивал проектную документацию, не исследовал вопрос о том, имеются или нет в данной документации все необходимые разделы, и была ли данная документация согласована с административным органом. При этом в материалах дела имеется письмо административного органа от 20.06.2014г. № 61-06-1632, где указывается, что Департамент рассмотрел материалы «Проекта планировки и межевания территории, ограниченной <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>» и согласовалплан межевания территории и границы планируемого размещения объекта строительства молодежного еврейского центра. Следовательно, все необходимые согласования Еврейской общиной г. Томска были получены. Согласно п. 7 ст. 36 закона № 73-ФЗ изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона, работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующегооргана охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ. Данная норма обязывает лицо, проводящие определенные работы, немедленно после получения предписания о приостановлении работ от административного органа приостановить выполнение данных работ. Полагала, что данная норма неприменима к настоящему административному спору, поскольку никакого предписания административный орган не выдавал и в материалах административного дела оно отсутствует. В нарушении требований ст. 28.2 КоАП РФ ссылка на п.7 ст. 36 КоАП РФ в оспариваемом протоколе об административном правонарушении отсутствовала. Отметила, что ст. 7.14 КоАП РФ не предусматривает наступление административной ответственности за отсутствие какого-либо согласования. В данной норме четко и однозначно указано, что административная ответственность наступает лишь в случае отсутствия необходимого разрешения административного органа. Анализ закона № 73-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что разрешения выдаются административным органом в случае, если возникает необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (ст. 45 закона № 73-ФЗ) либо в случае, если ведутся работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (ст. 45.1 закона № 73-ФЗ). Согласованию подлежат разделы проектной документации при выполнении строительных работ. При этом ответственность по ст. 7. 14 КоАП РФ при отсутствии необходимых согласований не может наступить. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения и статья, предусматривающая ответственность за данное нарушение. В нарушении указанной нормы в оспариваемом протоколе отсутствует событие административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 7.14 КоАП РФ. В частности, в протоколе указано, что Еврейская община г. Томска действовала без разработки проекта по обеспечению сохранности данного объекта культурного наследия по <адрес обезличен>, и без согласования данных работ с Комитетом. Статья 7.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

В судебном заседании представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области – и.о. председателя Комитета Перетягина Е.В. указала, что Комитет создан недавно, его штат составляют три человека, согласно должностному регламенту, представленному суду, режим работы сотрудников Комитета является ненормированным. На основании поступившего обращения граждан, зафиксированного в соответствующей книге, об уничтожении деревянного дома по <адрес обезличен>, был составлен акт обследования территории, которым был зафиксирован факт совершения административного правонарушения, а именно, производство работ, о чем не были извещены органы охраны культурного наследия. Двухэтажное здание, расположенное по <адрес обезличен>, находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРР 1-8. В этой связи для производства работ на основании постановления Мера г. Томска от 20.07.2015 религиозной организации следовало обратиться в Комитет по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области за получением согласования или разрешения, которое выдается в простой письменной форме. Законодательство об охране объектов культурного наследия является обязательным для исполнения. При этом у религиозной общины имеется охранный договор и переписка о том, что все работы могут быть проведены по согласованию с Департаментом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства Российской Федерации о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Согласно вводной части Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отношения в области охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Из ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление ответственности за противоправные действия (бездействия) в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны.

В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, ч. 2 ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ч. 1 ст. 3 Закона Томской области от 12.12.2006 № 304-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Томской области», «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, Постановление Администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска.

Факт правонарушения и вина юридического лица - Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община <адрес обезличен>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами.

Факт совершения правонарушения был выявлен <дата обезличена> в ходе проверки обращения граждан к Председателю комитета по охране объектов культурного наследия Томской области и составления акта визуального осмотра территории объекта культурного наследия регионального значения «Синагога, 1902 г.», расположенного по <адрес обезличен>.

Согласно акту визуального осмотра территории объекта культурного наследия регионального значения «Синагога, 1902 г.», расположенного по <адрес обезличен>, при проведении работ присутствовали представители Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Томска» - ФИО3 и Пятов М.Б.

Согласно Решению исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 17.02.1978 № 51 «О дополнительной постановке на охрану памятников истории и культуры Томской области» здание, расположенное по <адрес обезличен>, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения «Синагога, 1902 г.».

Границы территории и режимы использования территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Синагога», расположенного по <адрес обезличен> утверждены приказом Департамента по культуре и туризму Томской области от 09.09.2013 № 408/01-09 «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры» регионального значения, расположенных на территории Томской области». Территория объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Синагога», расположенного по <адрес обезличен>, граничит с зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРР 1-8, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 226а от 14.06.2012 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны», на которой расположены строения, имеющие <адрес обезличен> и <адрес обезличен>.

На основании договора от 13.06.2013 о развитии застроенной территории, местоположение которой: <адрес обезличен>, к числу существенных условий договора относятся ограничения, предусмотренные п.2.2.2, в соответствии с которым застроенная территория расположена в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия ЗРР 1-8 и в охранной зоне объектов культурного наследия ОЗР 3-11, утвержденных постановлением администрации Томской области от 14.06.2012 № 226а « Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны».

Согласно сведениям, предоставленным Муниципальным бюджетным учреждением «Архитектурно-планировочное управление» «МБУ «АПУ») территория земельного участка, расположенного по <адрес обезличен>, расположена в границах территориальной зоны ОЖИ (смешанная жилая и обслуживающая зона в исторических зонах). Согласно карте зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска, утвержденных постановлением Администрации Томской области от 06.02.2012 № 226а, данный земельный участок частично расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРР 1-8 и частично в границах зоны объектов культурного наследия ОЗР 3-11. В соответствии с п.5 ст.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении земельного участка по <адрес обезличен>, виды разрешенного использования земельного участка, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленные для зоны ОЖИ, могут применяться только в части не противоречащей ограничениям использования земельного участка и объектов капитального строительства, установленным постановлением Администрации Томской области от 06.02.2012 № 226а.

Согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 10.09.2012 многоквартирный дом по <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании копии постановления Администрации города Томска от 20.07.2015 № 623 «О сносе многоквартирного дома по <адрес обезличен>» снос здания, расположенного по <адрес обезличен>, разрешено произвести за свой счет и своими силами, либо силами третьих лиц Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Томска».

Из обращения и.о. начальника Департамента по культуре и туризму Томской области ФИО1 от 20.06.2014 № 61-06-1632, направленного в адрес председателя Томской еврейской общины ФИО2, следует, что любые земляные, строительные, хозяйственные и иные работы на земляных участках в границах «Проекта планировки и межевания территории, ограниченной <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>» возможны только по согласованию с Департаментом по культуре и туризму Томской области.

Из копии письма Департамента по культуре и туризму Томской области от 23.06.2015 № 61-06-1602 следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> является выявленным объектом культурного наследия «Служебный корпус при здании богадельни «Дом призрения для престарелых евреев обоего пола им. Исаака и Лилии Быховских», включенным в список выявленных объектов культурного наследия зданий и сооружений, расположенных на территории Томской области, приказом Департамента по культуре и туризму Томской области от 29.03.2013 № 109/01-09 «О включении в список выявленных объектов культурного наследия зданий и сооружений, расположенных на территории Томской области», при этом к данному зданию примыкает двухэтажное здание, расположенное по <адрес обезличен>, не являющийся объектом культурного наследия, но расположенный в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРР 1-8.

В этой связи проведение строительных, хозяйственных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, и расположенном в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, требует согласование проведения данных работ с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что работы по сносу здания, расположенного по <адрес обезличен>, проводились на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Синагога», расположенного по <адрес обезличен>, без разработки проекта по обеспечению сохранности данного объекта культурного наследия, а также выявленного объекта культурного наследия, расположенного по <адрес обезличен>, и без согласования проведения данных работ с Комитетом.

В соответствии сПоложением о Комитете по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 14.08.2015 № 83, Комитет по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области является структурным подразделением Администрации Томской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно пп. «в» п. 8 и п. 13 Положения о Комитете в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, Комитет осуществляет в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за нарушение Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что факт совершения юридическим лицом – Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска», административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при обстоятельствах, изложенных в указанном протоколе <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена>, доказан.

Довод адвоката Штейнбок О.М. о том, что ст. 7.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за отсутствие разрешения, а не за отсутствие согласования при производстве земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, основан на неверном толковании закона.

Суд приходит к выводу о том, что в действиях Еврейской общины г. Томска имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ.

Оснований, в силу которых совершенное Местной религиозной организацией ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска» административное правонарушение возможно было бы признать малозначительным, не установлено.

В соответствии с положениями ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, но не может иметь своей целью нанесения вреда деловой репутации юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска», судом не установлено.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, учитывая финансовое положение Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска», суд считает, что в данном случае для достижения целей административного наказания, с учетом общих правил назначения наказания, установленных ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Местной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска» необходимо назначить административное наказание в виде административное наказание штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 30.1.-30.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Местную религиозную организацию ортодоксального иудаизма «Еврейская община г.Томска» (юридический адрес: <данные изъяты>, дата регистрации юридического лица – <дата обезличена>), признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в видеадминистративного штрафа в размере 120 000 рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в сберегательный банк по следующим реквизитам:

УФК по Томской области (Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области л/сч 04652007720)

ИНН 7000000934

КПП 701701001

Расчетный счет 40101810900000010007

БИК 046902001

ОТДЕЛЕНИЕ ТОМСК г.ТОМСК

Кор счет - нет.

ОКТМО 69701000

КБК (обязательно для заполнения) 80411690020020000140

наименование платежа: административный штраф по постановлению суда.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в отдел делопроизводства по адресу: г.Томск, пер. Батенькова, д. 6, каб. 3.

В случае отсутствия квитанции будет произведено принудительное взыскание.

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Разъяснить положения статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Ю. Панфилова

5-693/2015

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Религиозная организация "Еврейская община г.Томска"
Судья
Резаева А. Ю.
08.10.2015 Передача дела судье
09.10.2015 Подготовка дела к рассмотрению
21.10.2015 Рассмотрение дела по существу
03.11.2015 Рассмотрение дела по существу
05.11.2015 Рассмотрение дела по существу
05.11.2015 Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
12.11.2015 Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
21.12.2015 Вступление постановления (определения) в законную силу
25.02.2016 Обращено к исполнению
08.04.2016 Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)