Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-241/2015 ~ М-31/2015 от 26.01.2015

Дело №2-241/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья 24 марта 2015 года

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Смелова В.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора (по доверенности) Обуховой Т.В., представителя ответчика (по доверенности) Котовой Ю.В., представителей третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области (по доверенности) Маниной Л.В., Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (по доверенности) Андреева О.В., Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (по доверенности) Бобко Н.В., представителя администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области (по доверенности) Баевой Л.Л.,

при секретаре Смолиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «АГЖО-СЕВЕР» о прекращении размещения отходов на свалке городского округа город Шахунья Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «АГЖО-СЕВЕР» о прекращении размещения отходов на свалке городского округа <адрес>, указывая, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории администрации городского округа <адрес>. В ходе проверки установлено, что в настоящее время деятельность по сбору, вывозу отходов производства и потребления и размещению на свалке твердых бытовых отходов в <адрес> Шахунского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области осуществляет ООО «АГЖО-СЕВЕР». ООО «АГЖО-СЕВЕР» является юридическим лицом, обладает полной хозяйственной самостоятельностью, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Согласно п. 1.6 Устава ООО «АГЖО-СЕВЕР» предметом деятельности предприятия является утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение и переработка промышленных и бытовых отходов (кроме радиоактивных), сбор, вывоз и утилизация крупно-габаритных отходов, жидких бытовых отходов, демеркуризация ртутьсодержащих отходов и т.п.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шахунского района Нижегородской области и ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор аренды земельного участка из категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, месторасположение земельного участка: <адрес>, <адрес>, в <адрес> от <адрес>, для проведения изыскательных работ, содержания и обслуживания свалки твердых бытовых отходов. В <данные изъяты>. договора аренды земельного участка не заключались.

ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключает договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями г.о.<адрес>, принимаемые отходы ООО «АГЖО-СЕВЕР» размещает на свалке <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключает договор на сбор, вывоз и утилизацию ТБО НУЗ «Узловая поликлиника на станции Шахунья ОАО «РЖД». Согласно данному договору организации передает ООО «АГЖО-СЕВЕР» мусор помещений несортированных.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор на сбор, вывоз и утилизацию ТБО с ООО «Агат». Согласно данному договору ООО «Агат» передает мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор с ОАО «Молоко». В ходе деятельности предприятия образуются отходы различного класса опасности, в т.ч. мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы потребления на производстве. Подобные коммунальным.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор с ООО Фанерный завод «Росплит». Согласно паспортам на отходы в организации образуются отходы стекла, бумаги, картона, относящиеся к 4 классу опасности.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор с ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Атлант» в г.Шахунья Нижегородской области. В ходе деятельности организации образуется мусор от бытовых помещений несортированный.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор с ЗАО «Тракт». Согласно паспортам на опасные отходы, часть отходов относится в 4 классу опасности, а именно мусор от бытовых помещений организаций несортированный, песок, загрязненный маслами, отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме.

ДД.ММ.ГГГГ. ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор с ООО «Рубин».

Ежегодно договора пролонгировались.

Отходы, принимаемые на свалку, мусор от бытовых помещений мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, относятся к 4 классу опасности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Фактически ООО «АГЖО-СЕВЕР» осуществляет сбор, вывоз и размещение бытовых отходов (кроме радиоактивных) на свалке <адрес> твердых бытовых отходов 4 класса опасности.

Таким образом, предприятия осуществляет предпринимательскую деятельность по размещению отходов 1-4 класса опасности.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п.п.30 п.1 ст.12 указанного закона деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.

Однако, в нарушение требований федерального законодательства ООО «АГЖО-СЕВЕР» не имеет лицензии на обращение с опасными отходами, что подтверждается письмом Департамента Росприроднадзора по ПФО от ДД.ММ.ГГГГ В своём объяснении ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «АГЖО-СЕВЕР» Кокотанов С.А. подтвердил факт осуществления предпринимательской деятельности по обращению с опасными отходами без лицензии.

Прокурор просит обязать ООО «АГЖО-СЕВЕР» прекратить деятельность по размещению отходов и эксплуатации несанкционированной свалки городского округа город Шахунья Нижегородской области, расположенной в <адрес> <адрес> лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

Представитель истца старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, пояснила, что ООО «АГЖО-СЕВЕР» незаконно используют несанкционированную свалку в <адрес> лесничества Департамента лесного хозяйства <адрес>, размещают там твердые бытовые отходы. Возражала против установления годичного срока для исполнения решения суда, так как по настоящее время в ООО «АГЖО-СЕВЕР» нет лицензии на осуществление данной деятельности и нет договора аренды земельного участка, на котором расположена свалка.

Представитель ответчика ООО «АГЖО-СЕВЕР» Котова Ю.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора обоснованы. Какое-то время они пытались сортировать отходы и отправлять их на переработку в г. Н.Новгород, но ввиду отдаленности от г.Н.Новгород, это экономически не выгодно. Иск признают в полном объеме. Просила установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ г., в силу того, что в настоящее время решается вопрос с администрацией городского округа г. Шахунья для отведения площадки для сортировки ТБО. Поскольку в настоящее время в Шахунском районе нет другой площадки для складирования ТБО. Они следят за этим полигоном, производят обсыпку грунтом, следят за ограждением свалки.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Андреев О.В. в судебном заседании поддержал позицию природоохранного прокурора, не возражал установить сроки для исполнения, решения суда, до ДД.ММ.ГГГГ года, так как по настоящее время не выделен земельный участок для сортировки мусора.

Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области Манина Л.В. в судебном заседании поддержала позицию природоохранного прокурора, не возражала установить сроки для исполнения, решения суда.

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Бобко Н.В. в судебном заседании поддержал позицию природоохранного прокурора, не возражал установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель третьего лица администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области Баева Л.Л. в судебном заседании поддержала позицию природоохранного прокурора. Просила иск удовлетворить. Просила суд установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку в настоящее время администрацией городского округа г. Шахунья решается вопрос для отведения площадки, для сортировки ТБО. Поскольку к началу <данные изъяты> запланировано пустить в эксплуатацию завод по переработке ТБО.

Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

В суде установлено следующее.

Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории городского округа город Шахунья Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что в настоящее время деятельность по сбору, вывозу отходов производства и потребления и размещению на свалке твердых бытовых отходов в <адрес> лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области осуществляет ООО «АГЖО-СЕВЕР», которое является юридическим лицом, обладает полной хозяйственной самостоятельностью, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Согласно п.1.6 Устава ООО «АГЖО-СЕВЕР» предметом деятельности предприятия являются утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение и переработка промышленных и бытовых отходов (кроме радиоактивных), сбор, вывоз и утилизация крупно-габаритных отходов, жидких бытовых отходов, демеркуризация ртутьсодержащих отходов и т.д.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шахунского района Нижегородской области и ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключен договор аренды земельного участка из категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, месторасположение земельного участка: <адрес>, <адрес>, в <адрес> от деревни Красный Май, для проведения изыскательных работ, содержания и обслуживания свалки твердых бытовых отходов. В <данные изъяты> г.г. договора аренды земельного участка не заключались.

ООО «АГЖО-СЕВЕР» заключает договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями г.о.г.Шахунья Нижегородской области, принимаемые отходы ООО «АГЖО-СЕВЕР» размещает на свалке г.Шахунья.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что разрешительная документация на вышеуказанную свалку отсутствует, земельный участок под размещение данной свалки надлежащим образом не отведен. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данного земельного участка, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенном земельном участке, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановке на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов. В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участок складирования отходов является местом обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 г. природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя; предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме этого, вследствие несоблюдения вышеуказанных природоохранных требований при эксплуатации свалки допускаются возгорания отходов, влекущие за собой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды», предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и объектов, обязывающей соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ; п.1 ст. 18 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», запрещающего захоронение на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Таким образом, размещение отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. №45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Согласно ст. 4 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. №45-3 любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.

Согласно ст. 16 п. 24 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 5 п. 26 Устава городского округа Шахунья Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа г. Шахунья от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Таким образом, исковые требования об обязании прекратить деятельность по размещению отходов и эксплуатации несанкционированной свалки городского округа город Шахунья Нижегородской области подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

От представителя ответчика поступило ходатайство об отсрочке исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ года.

Суд с учетом мнения прокурора и представителей третьих лиц, не возражавших предоставить ответчику срок для исполнения решения, считает возможным установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,203 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «АГЖО-СЕВЕР» о прекращении размещения отходов на свалке городского округа город Шахунья Нижегородской области удовлетворить полностью.

Обязать ООО «АГЖО-СЕВЕР» прекратить деятельность по размещению отходов и эксплуатации несанкционированной свалки городского округа город Шахунья Нижегородской области, расположенной в <адрес> <адрес> лесничества Департамента лесного хозяйства <адрес>.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ отсрочить исполнение решения суда до ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.

Судья:            (подпись)            В.А. Смелова

Копия верна:

Судья:

Решение вступило в законную силу:

Судья:

Секретарь суда:

2-241/2015 ~ М-31/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО АГЖО-Север
Другие
Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области
Администрация городского оркуга город Шахунья
Министрство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Департамент лесного хозяйства
Суд
Шахунский районный суд Нижегородской области
Судья
Смелова В.А.
Дело на странице суда
shahunsky--nnov.sudrf.ru
27.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2015Передача материалов судье
28.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2015Судебное заседание
24.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее