РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Серов Свердловской области
22 апреля 2013 года Серовский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Холоденко Н.А.,
при секретаре Герасименко О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-614/2013 по иску
Николаева Владимира Николаевича к
Администрации Серовского городского округа,
о возложении обязанности заключить договор социального найма,
с участием истца Николаева В.Н.,
представителя истца Булагиной Е.И., действующей на основании устного заявления,
представителя ответчика Администрации Серовского городского округа Крапивкиной Е.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Николаев В.Н. обратился в суд с иском к Администрации Серовского городского округа о возложении на ответчика обязанности заключить с ним договор социального найма на комнаты № и 50, расположенные по <адрес> А, в городе Серове Свердловской <адрес>. В обоснование исковых требований истец указал о том, что является отцом многодетной семьи. Указанные комнаты были предоставлены ему ДД.ММ.ГГГГ по договору № найма жилого помещения в специализированном жилом фонде во временное пользование сроком на 1 год. Позднее истец обратился в Администрацию Серовского городского округа за заключением договора социального найма на занимаемые помещения для последующей приватизации указанных комнат. Однако Администрацией в заключении договора социального найма и дальнейшей приватизации отказано, поскольку указанные комнаты предоставлены истцу во временное пользование. Кроме этого, истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма в Серовском городском округе. Полагает отказ необоснованным, поскольку дом по вышеуказанному адресу принят в муниципальную собственность. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса российской Федерации» с отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Передача общежития в муниципальную собственность повлекла за собой утрату его статуса, как общежития. При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Также полагает отказ Администрации в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным. Постановка семей на учет в качестве нуждающихся производится не только по льготе «малоимущая семья», но и льготе «многодетная семья». Истец является многодетным отцом, ранее в установленном законом порядке обращался к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию многодетная семья, и ему было неправомерно отказано. Полагает возможным предоставить истцу жилые помещения по договору социального найма вне очереди. Просит обязать Администрацию Серовского городского округа заключить с ним договор социального найма на вышеуказанные жилые помещения.
Истец Николаев В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Подтвердил о том, что его требования заключаются в возложении обязанности на Адмистрацию Серовского городского округа заключить с ним договор социального найма на комнаты № и 50, расположенные по адресу: <адрес> в г.Серове. В обоснование чего указал о том, что он обратился в Администрацию Серовского городского округа в марте 2012 года с вопросом о постановке его на учет как нуждающегося в предоставлении жилья. Ему был выдан список необходимых документов. В августе 2012 года предоставил документы в администрацию, у него затребовали справку с последнего места работы жены., затем оценку имеющегося у него автомобиля. Поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья только в феврале 2013 года. считает о том, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> в г.Серове не имел статуса общежития, то с ним должен быть заключен договор социального найма.
Представитель истца Булагина Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Также подтвердила о том, что требования истца заключаются в возложении обязанности на Адмистрацию Серовского городского округа заключить с ним договор социального найма на комнаты № и 50, расположенные по адресу: <адрес> в г.Серове. Суду пояснила, что первоначально в августе 2012 года истцом было подано заявление о нуждаемости в жилом помещении, однако заявление у него не приняли, предложили встать на учет, как малоимущая семья. Истец собрал необходимые документы, явился в администрацию, где его попросили предоставить справку из пенсионного фонда, заявление вновь не приняли. Тогда как согласно ФЗ №, если данной справки нет, то администрация должна сама получить эту справку. После чего истец обратился в прокуратуру, в результате чего была проведена проверка. В феврале 2013 года истца поставили на учет в качестве нуждающегося, как многодетную семью. Считает, что возможно предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 7 закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Просит обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма на комнаты. Считает, что истец является нанимателем данных комнат, производит необходимые платежи.
Представитель ответчика Администрации Серовского городского округа Крапивкина Е.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что в настоящее время истец является многодетным отцом, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья как многодетный. Ему необходимо подойти в администрацию для включения в областную целевую программу для предоставления жилого помещения областью. Оснований для внеочередного предоставления жилого помещения не имеется. Малоимущим истец не признан. Спорные комнаты предоставлены истцу для временного проживания. Как следует из ранее представленного представителем Администрации Серовского городского округа отзыва, ответчик исковые требования считает не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием оснований для заключения договора социального найма на спорное жилое помещение, так как в силу Постановления Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения, расположенные по адресу: г.Серов, Свердловская <адрес> А- 47, 50, входят в перечень жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд. Договор найма был заключен между истцом и Администрацией для временного проживания. Жилищное законодательство не содержит норм обязывающих собственника жилого помещения заключить договор социального найма. Заключенный истцом и Администрацией СГО договор действует до 2014 года. Согласно п. 7.5 договора для досрочного расторжения договора нужно письменно уведомить наймодателя. Истец не заявлял в Администрацию СГО о расторжении данного договора. Исходя из жилищного законодательства по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Николаева О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних дочерей Николаевой И.В., Николаевой С.В. и Николаевой А.В., в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, с исковыми требованиями согласна в полном объеме.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Ни кто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируется в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма жилого помещения.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом требованиям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Многодетные семьи к таким категория граждан не относятся. Законом Свердловской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской <адрес>» право многодетных семей на предоставление жилого помещения вне очереди также не предусмотрено.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 57 Жилищного кодекса российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии со ст.ст. 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом.
Как установлено в судебном заседании, постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, с учетом изменений, внесенных в него постановлением Главы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие по <адрес> А, в городе Серове, было принято в муниципальную собственность. Что также подтверждено Актом приемки-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании решения Арбитражного суда Свердловской <адрес> здание общежития на 216 мест по адресу г.Серов <адрес> от ОАО «Серовский энерголесокомбинат» принято КМИ Администрации Серовского городского округа.
Постановлением Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ жилые комнаты, расположенные по <адрес> А, отнесены к специализированному жилищному фонду.
Постановлением Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № внесено изменение в постановление администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, исключено Приложение № «Перечень специализированного жилищного фонда Серовского городского округа (жилые помещения в общежитиях».
На основании договора 2-8/12 найма жилого помещения в специализированном жилом фонде от ДД.ММ.ГГГГ, комнаты № и 50 в муниципальном общежитии № по адресу: г.Серов, <адрес> были предоставлены Николаеву В.Н. на состав семьи из 5 человек: жену Николаеву О.В., дочерей Николаеву И.В., Николаеву С.В., Николаеву А.В. во временное пользование для проживания сроком на 1 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № комнаты № и 50 по вышеуказанному адресу включены в специализированный жилищный фонд Серовского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ с Николаевым В.Н. заключен договор № СЖФ найма жилого помещения маневренного фонда также в отношении спорных комнат также для временного проживания сроком на 1 год до ДД.ММ.ГГГГ на тот же состав семьи.
Как следует из выше приведенных норм права жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Николаев В.Н. на учете в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения на момент предоставления спорных комнат в январе 2012 года не состоял, малоимущим не признан, в порядке очередности решением органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не принималось, спорные комнаты были предоставлены истцу ответчиком в 2012, в 2013 году во временное пользование. К категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди (ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации), Николаев В.Н. не относится.
Совокупность условий, предусмотренных законодательством и обуславливающих возникновение прав на жилое помещение на условиях социального найма, в рассматриваемом случае отсутствует.
Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п.2 ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявлением в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Указанные нарушения сами по себе не позволяют отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма.
Доводы истца и его представителя о применении ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ. Поскольку согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, данному им в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 425-О-О, указанная правовая норма подлежит применению к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые до их передачи органам местного самоуправления находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, выполнявшим в отношении граждан функцию и наймодателя, и работодателя, а в результате передачи таких жилых помещений органам местного самоуправления эти граждане оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. При этом законодателем преследовалась цель устранить неопределенность правовых последствий передачи таких зданий в ведение органов местного самоуправления.
Истец же, как установлено судом, к такой категории граждан не относится, поскольку вселен был в муниципальное общежитие, что также отражено в заключаемых с ним договорах и комнаты предоставлялись истцу для временного проживания.
При этом, как установлено в судебном заседании, постановлением Администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ многодетная семья истца была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Однако, признание семьи истца нуждающейся в жилом помещении и принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании указанного постановления не является основанием для заключения с истцом договора социального найма, поскольку в данном случае семья истца поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как многодетная, малоимущей его семья не признана.
В связи с признанием семьи истца нуждающейся в предоставлении жилья, он вправе принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» областной программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской <адрес>» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
Доводы истца о том, что комнаты могут быть предоставлены ему по договору социального найма жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае истцом не доказано наличие права на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Признание истца и его семьи малоимущими в соответствии с положениями ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ влечет обязанность Администрации муниципального образования предоставить жилое помещение на условиях социального найма в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. К категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди (ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации), Николаев В.Н. не относится.
При указанных обстоятельствах исковые требования Николаева В.Н. о возложении на ответчика обязанности заключить договор социального найма являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. Поскольку в удовлетворении исковых требований Николаеву В.Н. отказано, следовательно, требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов в виде оплаты госпошлины в размере 200 рублей, удовлетворению не подлежат. Также, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Серовского городского округа как орган местного самоуправления выступающий по делу, рассматриваемому в суде общей юрисдикции в качестве ответчика, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.