РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Журавлевой Д.Д.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-2410/2021 по административному исковому заявлению Мучкаева Евгения Григорьевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Мучкаев Е.Г. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда утвердить схему расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: <адрес>, образуемого путем перераспределения земельного участка, с кадастровым номером: №
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда направить Мучкаеву Е.Г. согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, с кадастровым номером№ с установлением платы за увеличение площади земельного участка в результате его перераспределения.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка путем перераспределения из земель, государственная собственность на которые не разграничена. По итогам рассмотрения заявления, администрацией района было вынесено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении заявления Мучкаева Е.Г. было отказано, поскольку отсутствует проект межевания территории СНТ «Раздолье-2», утвержденный в установленном порядке. Административный истец считает данный отказ незаконным и недействительным, противоречащий действующему законодательству и нарушающим его права.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, представитель просила рассмотреть дело в ее отсутствие и в отсутствие административного истца, требования поддерживает, просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил возражения относительно административных исковых требований, согласно которым требования не признает, и из которого следует, что образование земельных участков согласно пп. 2 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ из земельного участка, предоставленного садоводческому или некоммерческому товариществу осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В рассматриваемом случае, проект межевания территории СНТ «Раздолье-2», утвержденный в установленном законодательством порядке, в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области отсутствует. Представленная административным истцом к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. В удовлетворении административных исковых требований представитель административного ответчика просит отказать.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Раздолье-2» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, не возражает против заявленных административных исковых требований, дело просит рассмотреть его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – администрации сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит административные исковые требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку административным истцам о нарушении их прав стало известно после вынесения уведомления за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Процедура, регламентирующая порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков установлена статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ без проведения торгов предоставление земельного участка осуществляется в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, если земельный участок предстоит образовать.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Мучкаев Е.Г. обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 971 кв.м.
Уведомлением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Основанием для отказа является п.п. 1 п. 8 ст. 39.15, п.п. 1 п.16 ст.11.10 ЗК РФ (несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи). Также, согласно указанному постановлению предоставление земельного участка невозможно, поскольку согласно п. 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу. Проект межевания территории СНТ «Раздолье-2», утвержденный в установленном законодательством порядке, в администрации муниципального района Ставропольский Самарской области отсутствует.
Иные основания, положенные в основу отказа административному истцу в утверждении схему расположения земельного участка, оспариваемое уведомление не содержит.
Не согласившись с указанным уведомлением, административный истец обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
В соответствии с правилом ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается, в частности, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка (пп. 1, 13, 14 названной статьи).
Требования к содержанию межевого плана содержатся в ст. 22 Закона N 218-ФЗ, а также в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 8 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для садоводства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведены в пункте 16 указанной статьи. К ним относятся: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Данный перечень является исчерпывающим.
Отсутствие проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества либо проекта организации и застройки территории в данном перечне для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержится.
Кроме того, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю, в связи с чем отказ в ее утверждении нарушает право заявителя на приобретение участка в собственность.
В силу пункта 9 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.
Вместе с тем, согласно пункту 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 части 3 ст. 11.3 ЗК РФ из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
При этом, согласно пункту 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что для оформления прав на земельный участок, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного дачному некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать, в том числе проект межевания территории или, учитывая положения статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ, проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии названных документов до 31 декабря 2020 года с учетом условий пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" может быть использована также указанная в пункте 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и пункте 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Раздолье-2» является некоммерческой организацией, созданной в 2002 году, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует, что Мучкаев Е.Г. является членом товарищества СНТ «Раздолье-2», что подтверждается также реестром дачников СНТ «Раздолье-2», находящимся в материалах проекта организации и застройки садоводческого товарищества.
Согласно сведениям ЕГРН Мучкаев Е.Г. является собственником земельного участка, площадью 750 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>
Из схемы перераспределения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, представленной административным истцом следует, что общая площадь образуемого земельного участка Мучкаева Е.Г., с кадастровым номером: № составляет 971 кв.м. Указанная схема была приложена Мучкаевым Е.Г. к заявлению об утверждении схему расположения земельного участка.
Распоряжением администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект организации и застройки СНТ «Раздолье-2».
Земельный участок, составляющий территорию СНТ «Раздолье-2» был предоставлен Исполнительным комитетом Мелекесского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земель». На основании данного решения был выдан Государственный акт на право пользования землей А-I № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым площадь участка составляет 30,6 га.
Земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен Волжскому автомобильному заводу им.50-летия СССР, при котором было создано (организовано) данное некоммерческое товарищество.
Проект организации и застройки СНТ «Раздолье-2» утвержден в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок был выделен под коллективное садоводство рабочих и служащих, до вступления в силу Земельного кодекса РФ и Федерального закона РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельные участки распределены членам СНТ «Раздолье-2», в том числе Мучкаеву Е.Г. Земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Доказательства об обратном в деле отсутствуют.
Отсутствие проекта межевания территории садового товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что спорный земельный участок приводит к вклиниванию, вкрапливанию, чересполосице, а также его образование нарушает требования, установленные земельным законодательством, другими федеральными законами, суду не представлено.
Охранные зоны и инженерные коммуникации, принадлежащие ПАО «Россети Волга» в границах формируемого земельного участка отсутствуют, что следует из сообщения ПАО «Россети Волга».
С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности требований административного истца в части признания незаконным отказа администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, выраженного в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, признавая незаконным уведомление администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, суд, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, возлагает на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления Мучкаева Е.Г. об утверждении схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято. Таким образом, административное исковое требование в данной части подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Мучкаева Евгения Григорьевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка – удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Главы муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской устранить допущенные нарушения, путем возобновления рассмотрения заявления Мучкаева Евгения Григорьевича в утверждении схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2021 года.
Председательствующий