УИД 28RS0010-01-2019-000481-93
Дело № 33АП-5286/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Зинченко С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,
судей коллегии: Воробьёвой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре: Ткаченко И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимировой Дарьи Валерьевны к Администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации Константиновского района на решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 октября 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., судебная коллегия
установила:
Тимирова Дарья Валерьевна обратилась в суд с иском к Администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование поданного иска Тимирова Д.В. указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Ф.И.О.7 умерла 20 августа 2003 года, а её отец Ф.И.О.8 решением Константиновского районного суда Амурской области лишен родительских прав в отношении неё. Постановлением главы администрации Константиновского района № 259 от 06.10.2003 года над нею была учреждена опека Ф.И.О.9. Постановлением администрации Золотоножского сельсовета Константиновского района № 14 от 21 октября 2004 года она была поставлена на учёт на первоочередное получение жилья. 14 сентября 2016 года она была включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, номер её очереди – 22. В настоящее время она своего жилья не имеет, в связи с чем, просит суд обязать Администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области.
В судебном заседании истец Тимирова Д.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд обязать администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ей на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пояснила, что в текущем году она закончила обучение в ГПО АО «Амурский педагогический колледж», в настоящее время вместе со своим малолетним ребенком проживает и имеет регистрацию в с. Ключи Константиновского района у своей тёти Ф.И.О.9, которая ранее была её опекуном. 20 января 2018 года она вступила в брак с Ф.И.О.10, в связи с чем, сменила добрачную фамилию «Сухова» на «Ф.И.О.2», муж проходит обучение в военном училище.
Представитель ответчика по доверенности от администрации Константиновского района Семёнова Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72 пункт «ж» часть 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Ссылаясь на положения указанного нормативно-правового акта, а также учитывая законоположения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводит доводы о том, что финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
В 2019 году из областного и федерального бюджетов на реализацию указанных полномочий бюджету Константиновского района выделена субвенция в размере 6 281 400 рублей. Выделенных денежных средств в 2019 году хватит для приобретения только 7 квартир в с. Константиновка Амурской области.
Однако в органах опеки и попечительства администрации района в списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями из категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день состоят 70 человек, из которых 18 ожидают получение жилья по судебным решениям.
Тимирова Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением администрации Константиновского района от 21 октября 2004 года № 14 признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учёт на получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список лиц указанной категории органами опеки и попечительства Тимирова Д.В. была включена в очередь на получение жилья с 21 октября 2004 года, состоит в реестре под номером 22.
Несмотря на представляемую потребность в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, объём выделяемых денежных средств (субвенции) из федерального и областного бюджетов на цели обеспечения жильем таких детей является недостаточным и не позволяет Администрации Константиновского района обеспечить всех нуждающихся, состоящих в списке.
В связи с чем, представитель ответчика, руководствуясь п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1, 2 ст. 15, п. 3 ст. 125, ст. 307, 309, 310, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 102, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.1, подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10 октября 2002 года № 258-О, обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, по мнению представителя ответчика, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к Администрации Константиновского района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, от Управления образования Администрации Константиновского района по доверенности - Квитко Е.В., в судебном заседании поддержала исковые требования Тимировой Д.В..
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, в судебное заседание не обеспечили явку своего представителя, в материалах дела имеются письменные сведения о надлежащем извещении третьих лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела, возражений относительно заявленных исковых требований Тимировой Д.В. в суд не представили.
Решением Константиновского районного суда Амурской области от 03 октября 2019 года постановлено: исковые требования Тимировой Дарьи Валерьевны удовлетворить в полном объёме. Обязать Администрацию Константиновского района Амурской области предоставить Тимировой Дарье Валерьевне, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 33 кв. м., отвечающее санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения в с. Константиновка Константиновского района Амурской области.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Константиновского района Амурской области, ссылаясь на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает неправомерным отказ суда первой инстанции в привлечении в качестве соответчиков министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств не заявлено.
В соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Тимирова (Сухова) Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановлению главы администрации Золотоножского сельсовета №14 от 21.10.2004 г. Сухова (Тимирова) Д.В. поставлена на учёт на первоочередное получение жилья.
Из представленного диплома о среднем профессиональном образовании, выданного ГПО АУ «Амурский педагогический колледж», Тимирова (Сухова) Д.В.. окончила обучение в данном образовательном учреждении 28 июня 2019 года по специальности «специальное дошкольное образование» с присвоением ей квалификации «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием».
Судом первой инстанции также установлено, что Тимирова (Сухова) Д.В. постоянно проживает на территории <адрес>, а также имеет регистрацию в данном населённом пункте по адресу: <адрес>.
Как следует из сведений, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о Суховой Д.В. как о правообладателе объектов недвижимости.
Согласно уведомлению Министерства социальной защиты населения Амурской области № 17-4124 от 14.09.2016 года, направленного в Управление образования Администрации Константиновского района, о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Тимирова (Сухова) Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении – 21.10.2004 г.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Тимировой (Суховой) Д.В. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является администрация Константиновского района Амурской области.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Константиновского района Амурской области обязанности предоставить Тимировой (Суховой) Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе администрации Константиновского района Амурской области доводы о том, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к администрации района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства, не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями, а также ссылка на неправомерный отказ в привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда в связи со следующим.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113 «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения», подлежащим применению в период возникновения спорных правоотношений, пунктом 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пояснениям представителя ответчика Семёновой Л.С., муниципальному образованию Константиновский район для исполнения вышеуказанных государственных полномочий выделено из областного бюджета 6 281 400 рублей, что является явно недостаточным для исполнения возложенных полномочий, в том числе для обеспечения жильём Тимирова (Сухова) Д.В., поскольку последняя состоит в очереди на получение жилья под номером 22.
Между тем, само по себе наличие указанных ответчиком обстоятельств не освобождает администрацию Константиновского района Амурской области от имеющейся у неё законной обязанности по предоставлению жилого помещения Тимировой (Суховой) Д.В. как лицу, отнесённому к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.
Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истицы не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Константиновского района Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационной суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
УИД 28RS0010-01-2019-000481-93
Дело № 33АП-5286/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Зинченко С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,
судей коллегии: Воробьёвой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре: Ткаченко И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимировой Дарьи Валерьевны к Администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации Константиновского района на решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 октября 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., судебная коллегия
установила:
Тимирова Дарья Валерьевна обратилась в суд с иском к Администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование поданного иска Тимирова Д.В. указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Ф.И.О.7 умерла 20 августа 2003 года, а её отец Ф.И.О.8 решением Константиновского районного суда Амурской области лишен родительских прав в отношении неё. Постановлением главы администрации Константиновского района № 259 от 06.10.2003 года над нею была учреждена опека Ф.И.О.9. Постановлением администрации Золотоножского сельсовета Константиновского района № 14 от 21 октября 2004 года она была поставлена на учёт на первоочередное получение жилья. 14 сентября 2016 года она была включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, номер её очереди – 22. В настоящее время она своего жилья не имеет, в связи с чем, просит суд обязать Администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области.
В судебном заседании истец Тимирова Д.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила суд обязать администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ей на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пояснила, что в текущем году она закончила обучение в ГПО АО «Амурский педагогический колледж», в настоящее время вместе со своим малолетним ребенком проживает и имеет регистрацию в с. Ключи Константиновского района у своей тёти Ф.И.О.9, которая ранее была её опекуном. 20 января 2018 года она вступила в брак с Ф.И.О.10, в связи с чем, сменила добрачную фамилию «Сухова» на «Ф.И.О.2», муж проходит обучение в военном училище.
Представитель ответчика по доверенности от администрации Константиновского района Семёнова Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72 пункт «ж» часть 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Ссылаясь на положения указанного нормативно-правового акта, а также учитывая законоположения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводит доводы о том, что финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
В 2019 году из областного и федерального бюджетов на реализацию указанных полномочий бюджету Константиновского района выделена субвенция в размере 6 281 400 рублей. Выделенных денежных средств в 2019 году хватит для приобретения только 7 квартир в с. Константиновка Амурской области.
Однако в органах опеки и попечительства администрации района в списке нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями из категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день состоят 70 человек, из которых 18 ожидают получение жилья по судебным решениям.
Тимирова Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением администрации Константиновского района от 21 октября 2004 года № 14 признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учёт на получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список лиц указанной категории органами опеки и попечительства Тимирова Д.В. была включена в очередь на получение жилья с 21 октября 2004 года, состоит в реестре под номером 22.
Несмотря на представляемую потребность в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, объём выделяемых денежных средств (субвенции) из федерального и областного бюджетов на цели обеспечения жильем таких детей является недостаточным и не позволяет Администрации Константиновского района обеспечить всех нуждающихся, состоящих в списке.
В связи с чем, представитель ответчика, руководствуясь п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1, 2 ст. 15, п. 3 ст. 125, ст. 307, 309, 310, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 102, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.1, подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10 октября 2002 года № 258-О, обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, по мнению представителя ответчика, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к Администрации Константиновского района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, от Управления образования Администрации Константиновского района по доверенности - Квитко Е.В., в судебном заседании поддержала исковые требования Тимировой Д.В..
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, в судебное заседание не обеспечили явку своего представителя, в материалах дела имеются письменные сведения о надлежащем извещении третьих лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела, возражений относительно заявленных исковых требований Тимировой Д.В. в суд не представили.
Решением Константиновского районного суда Амурской области от 03 октября 2019 года постановлено: исковые требования Тимировой Дарьи Валерьевны удовлетворить в полном объёме. Обязать Администрацию Константиновского района Амурской области предоставить Тимировой Дарье Валерьевне, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 33 кв. м., отвечающее санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения в с. Константиновка Константиновского района Амурской области.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Константиновского района Амурской области, ссылаясь на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает неправомерным отказ суда первой инстанции в привлечении в качестве соответчиков министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств не заявлено.
В соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Тимирова (Сухова) Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановлению главы администрации Золотоножского сельсовета №14 от 21.10.2004 г. Сухова (Тимирова) Д.В. поставлена на учёт на первоочередное получение жилья.
Из представленного диплома о среднем профессиональном образовании, выданного ГПО АУ «Амурский педагогический колледж», Тимирова (Сухова) Д.В.. окончила обучение в данном образовательном учреждении 28 июня 2019 года по специальности «специальное дошкольное образование» с присвоением ей квалификации «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием».
Судом первой инстанции также установлено, что Тимирова (Сухова) Д.В. постоянно проживает на территории <адрес>, а также имеет регистрацию в данном населённом пункте по адресу: <адрес>.
Как следует из сведений, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о Суховой Д.В. как о правообладателе объектов недвижимости.
Согласно уведомлению Министерства социальной защиты населения Амурской области № 17-4124 от 14.09.2016 года, направленного в Управление образования Администрации Константиновского района, о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Тимирова (Сухова) Д.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении – 21.10.2004 г.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Тимировой (Суховой) Д.В. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является администрация Константиновского района Амурской области.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ним право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Константиновского района Амурской области обязанности предоставить Тимировой (Суховой) Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе администрации Константиновского района Амурской области доводы о том, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к администрации района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства, не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями, а также ссылка на неправомерный отказ в привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда в связи со следующим.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113 «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения», подлежащим применению в период возникновения спорных правоотношений, пунктом 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пояснениям представителя ответчика Семёновой Л.С., муниципальному образованию Константиновский район для исполнения вышеуказанных государственных полномочий выделено из областного бюджета 6 281 400 рублей, что является явно недостаточным для исполнения возложенных полномочий, в том числе для обеспечения жильём Тимирова (Сухова) Д.В., поскольку последняя состоит в очереди на получение жилья под номером 22.
Между тем, само по себе наличие указанных ответчиком обстоятельств не освобождает администрацию Константиновского района Амурской области от имеющейся у неё законной обязанности по предоставлению жилого помещения Тимировой (Суховой) Д.В. как лицу, отнесённому к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.
Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истицы не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Константиновского районного суда Амурской области от 03 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Константиновского района Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационной суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи коллегии: