дело № 12-121/2016
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.
при секретаре судебного заседания Глушковой Ю.А.,
с участием:
представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Кирушева Н.В., действующего на основании доверенности,
представителей административного органа инженера по охране и защите леса ГУ «Сыктывдинское лесничество» Алеевой Т.К. и лесничего-руководителя Пажгинского участкового лесничества Дымова И.А.,
рассмотрев 25 октября 2016 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Кирушева Н.В. на постановление по делу об административном правонарушении № 167 от 26.07.2016 о признании ООО «Северо-Западный лесной терминал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ,
установил:
Старшим государственным лесным инспектором Республики Коми 26.07.2016 вынесено постановление № 167 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, за то, что ООО «Северо-Западный лесной терминал» в нарушение п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах складировало заготовленную древесину в условиях особого противопожарного режима без отделения ее противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м.
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Кирушев Н.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы представитель указал на невозможность выполнения требований Правил пожарной безопасности в лесах ввиду противоречия между пунктами правил 19 и 21. При этом требования к складированию заготовленной древесины установлены п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах, согласно которому оно должно производиться только на открытых местах на минимальном расстоянии 20 м от прилегающего леса, а ширина лесосеки, равная 10 м, не позволяла собирать древесину в штабеля на установленном Правилами расстоянии. В ином случае отделение заготовленной древесины противопожарной минерализованной полосой при соблюдении технологических карт, где указаны погрузочные площадки, привело бы к незаконной рубке деревьев, что недопустимо. Таким образом, между выявленным событием и составом административного нарушения отсутствует прямая причинно-следственная связь.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Кирушев Н.В. на требованиях жалобы настаивал, просил отменить постановление, приведя доводы, изложенные в жалобе, и прекратить производство по делу. Кроме того, в обоснование незаконности обжалуемого постановления, представитель указал о неверной административным органом квалификации действий, поскольку событие административного правонарушения если и имело место, то с даты поданного обществом ходатайства о досрочном осмотре мест рубок, прекращающего действие лесной декларации, а равно срок привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. С учетом приведенных доводов, представитель полагал верным исчисление срока с 20.04.2016, а равно в период, когда особо противопожарный режим на территории Республики Коми введен не был, в связи с чем. Действия могли быть квалифицированы только по ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представители административного органа Алеева Т.К. и Дымов И.А. в судебном заседании выразили несогласие с доводами жалобы, указав на отсутствие нарушений процедуры и порядка рассмотрения административного дела. Кроме того, технологическими картами, в соответствии с которыми велась заготовка древесины, предусмотрена прокладка минерализованных полос в летний период. Также юридическое лицо своевременно не обращалось в административный орган по вопросам организации и выполнения противопожарных требований. Доводы представителя юридического лица о неверной квалификации находили основанными на неверном толковании норм закона, поскольку днем события рассматриваемого правонарушения является день обнаружения правонарушения, который в рассматриваемом случае приходился в особо противопожарный режим, в связи с чем, действия общества квалифицированы по ч.3 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, должностное лицо которого вынесло обжалуемое постановление, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении по следующим основаниям:
В силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влекущее наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей..
Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации под заготовкой древесины понимается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Лица, виновные в нарушении требований Правил пожарной безопасности в лесах несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с договором аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды обществу ООО «Сыктывдинский ЛПК» переданы в аренду лесные участки, в том числе расположенные на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» в квартале 78 выдела 1, 2, квартале 79 выдел 2, квартале 80 выдел 3 Пажгинского участкового лесничества с целью заготовки древесины.
Договором от 01.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25 ООО «Сыктывдинский ЛПК» передало свои права и обязанности новому арендатору - ООО «Северо-Западный лесной терминал».
В соответствии с пунктом 4.4.1 Договора аренды Арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и нормативно-правовыми актами, договором аренды лесного участка.В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального лесного хозяйства №337 от 01.08.2011, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.
В силу п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 м.
Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при плошай места складирования 8 гектаров и более - 30 метров: от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Мест складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
В соответствии с пунктом 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок). Осмотр мест рубок лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В присутствии представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» 07.06.2016 проведен осмотр мест рубок, в результате которого выявлено лесонарушение в квартале 78 выдела 1, 2, квартале 79 выдел 2, квартале 80 выдел 3 Пажгинского участкового лесничества, а именно: складированная древесина не отделена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
По факту выявленного правонарушения были составлены акты осмотра мест рубок в указанных кварталах от 07.06.2016, на основании которых составлен протокол № 13-2016/22 от 08.07.2016 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оспаривая акт, которым лицо привлечено к административной ответственности, не предоставил суду доказательств, свидетельствующих о соблюдении им Правил пожарной безопасности при осуществлении деятельности в лесах.
По убеждение суда, факт совершения ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с достоверностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актами смотра мест рубок от 07.06.2016, договором аренды лесного участка №25 от 22.04.2008, договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №25 от 22.04.2008, лесной декларацией от 17.12.2015, технологическими картами на проведение рубок лесных насаждений.
Таким образом, обоснованность привлечения ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений у суда не вызывает.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неправильном определении субъектного состава правонарушения и невозможности соблюдения ООО «Северо-Западный лесной терминал» п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах по следующим основаниям.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае, если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.
Обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лиц, использующих леса.
Лицом, использующим лесной участок, указанный в договоре аренды по смыслу положений статей 24 - 26, 45 Лесного кодекса РФ является арендатор лесного участка - ООО «Северо-Западный лесной терминал», следовательно, ООО «Северо-Западный лесной терминал» является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Событие вменяемого ООО «Северо-Западный лесной терминал» административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения обществом установленных правил и норм лесного законодательства, в материалы дела не представлено.
Несоблюдение п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах юридическому лицу не вменялось, в связи с чем, доводы жалобы о невозможности соблюдения данного пункта Правил не являются основанием для освобождения общества от административной ответственности.
Суждение о невозможности соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах ввиду наличия технологических карт, определяющих погрузочные площадки для заготовленной древесины, не является основанием для прекращения производства по делу. Согласно представленным копиям технологических карт, а именно п.14 раздела 4 в технологических указаниях предусмотрена прокладка минерализованных полос в летний период с указанием метода.
Доводы о неверной административным органом квалификации действий юридического лица, суд находит основанными на неправильном толковании норм подлежащего применению закона.
Административным органом правильно квалифицированы действия юридического лица и сделан обоснованный вывод о необходимости привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за выявленные нарушения Правил пожарной безопасности, допущенные ООО «Северо-Западный лесной терминал» при использовании лесов, и обнаруженные в условиях особого противопожарного режима. При этом, ходатайство общества о досрочном осмотре мест рубок, поданное им в период, когда особый противопожарный режим введен не был, расценивается судом как основание для должностных лиц к осмотру мест рубок.
Поскольку административное наказание юридическому лицу назначено надлежащим должностным лицом, в пределах, установленных законом за совершение данного административного правонарушения, с учетом отсутствия как смягчающих, так и отягчающих наказание обстоятельств, в минимально возможном размере, суд не находит оснований для отмены, либо изменения обжалуемого постановления об административном правонарушении.
Предусмотренных законом оснований применения положения ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судом не установлено.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление № 167 старшего государственного лесного инспектора Республики Коми по делу об административном правонарушении от 26.07.2016 о признании ООО «Северо-Западный лесной терминал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Кирушева Н.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения и (или) получения копии решения.
Судья Д.А. Колесникова