Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-386/2019 ~ М-1169/2018 от 27.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2019 года                                                                   г. Красногорск

                                                                                      Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вердияна Г.В.,

при секретаре Сорокине Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а – 386/2019 по административному исковому заявлению Минин В.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

Минин В.С. обратился в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности трех земельных участков, расположенных в городе <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости.

Определением Московского областного суда от <данные изъяты> объединены в одно производство административные дела по административным исковым заявлениям Минин В.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Обосновывая свои требования, Минин В.С. указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.

Минин В.С. просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленных им отчетах об оценке по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.

В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенного в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, их действительной рыночной стоимости (т. 3 л.д. 112-114).

По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в размере отличном от размера рыночной стоимости определенного в отчете об оценке.

В судебном заседании Минин В.С. уточнил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 8 декабря 2017 года в заключении эксперта, а именно: 1) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 572352 рубля, 2) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1766135 рублей, 3) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2201087 рубля.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство полагает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость экономически обоснованной (т. 3 л.д. 227).

При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

    Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

    Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ).

    В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

    Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности физического лица - собственника данного земельного участка.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

В силу положений ст. 24.19 названного Федерального закона для вновь образованных земельных участков, а также для земельных участков, в отношении которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении качественных или количественных характеристик, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено, что Минин В.С. является собственником трех земельных участков: 1) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 264 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), адрес: <данные изъяты>, <данные изъяты>; 2) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 821 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), адрес: <данные изъяты>; 3) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1023 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), адрес: <данные изъяты>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 110-112, т. 2 л.д. 103-105, т. 3 л.д. 104-106).

Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу по состоянию на 1 января 2013 года (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Как следует из материалов дела, спорные земельные участки были образованы после 1 января 2013 года, сведения о них внесены в Единый государственный реестр недвижимости 8 декабря 2017 года.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитана на основе удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных названным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.

При таких обстоятельствах, в силу вышеназванных положений ст. 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 8 декабря 2017 года.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Согласно заключению эксперта № 24/05/2019 от 13 мая 2019 года ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» Семизарова А.Е., которому судом было поручено проведение экспертизы по проверке отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, оценщиком при составлении отчета об оценке были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли существенно повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В соответствии с данным заключением эксперта, рыночная стоимость спорных земельных участков определенна по состоянию на 8 декабря 2017 года в размерах, указанных в уточненных требования административного истца (т. 3 л.д. 135-223).

Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответы на поставленные судом вопросы.

    Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт Семизарова А.Е. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.

    Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

    Исходя из изложенного, требования Минин В.С. об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Минин В.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 264 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), адрес: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 572352 (пятьсот семьдесят две тысячи триста пятьдесят два) рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 821 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), адрес: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 1766135 (один миллион семьсот шестьдесят шесть тысяч сто тридцать пять) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1023 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), адрес: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 2201087 (два миллиона двести одна тысяча восемьдесят семь) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи Минин В.С. административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков в Московский областной суд – 27 ноября 2018 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Вердиян Г.В.

3а-386/2019 ~ М-1169/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минин В.С.
Ответчики
Управление Росреестра по МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Вердиян Г.В.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
27.11.2018Регистрация административного искового заявления
28.11.2018Передача материалов судье
30.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2019Предварительное судебное заседание
17.06.2019Производство по делу возобновлено
17.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2019Судебное заседание
28.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.09.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.11.2019Судебное заседание
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее