УИД 63RS0027-01-2022-003541-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2023 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Шебалиной Ю.М.,
с участием административного ответчика Дудина В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-361/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС №23 России по Самарской области к Дудину Виталию Михайловичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция ФНС №23 России по Самарской области предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области административное исковое заявление к Дудину Виталию Михайловичу, в котором просит суд взыскать с административного ответчика недоимку по:
- транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 40 312,50 рублей и пени в размере 322,50 рубля;
- налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 54523 рубля и пени в размере 190,83 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Дудин В.М. является плательщиком налога на имущество, транспортного налога, так как в спорный период имел в собственности недвижимое имущество, транспортное средство, с которых обязан уплатить налог. Административным истцом был произведен расчет подлежащих уплате ответчиком налогов и в его адрес направлены соответствующие уведомления. В сроки, указанные в уведомлении, административным ответчиком налоги не были оплачены. Во исполнение ст. 69 НК РФ налоговым органом было направлено требование об уплате налога. В связи с нарушением срока уплаты налогов за административным ответчиком числится задолженность.
Поскольку налог не был уплачен налогоплательщиком, МИ ФНС №23 России по Самарской области обратилась с соответствующим административным иском в суд.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 20.01.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИ ФНС России №15 по Самарской области.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении без своего участия.
Административный ответчик Дудин В.М. в судебном заседании возражал об удовлетворении заявленных требований, поскольку оплатил задолженность по налогу на имущество в размере 54523 рубля, о чем представлены соответствующие документы. Относительно исполнения требования об уплате транспортного налога пояснил, что так как он является пенсионером то имеет право на льготу при оплате данного вида налога 50%. Согласно налогового требования № от ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком исполнены требования об уплате налоговой задолженности в размере 6893 рублей за автомобиль АУДИ А4, за гидроцикл в размере 40312,50 рублей, что составляет 1/2 налоговой ставки. Просил в иске отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица МИ ФНС №15 России по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.
Исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ (здесь и далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится в том числе транспортный налог (гл.28 НК РФ), земельный налог (гл.31 НК РФ) и налог на имущество физических лиц (гл.23 НК РФ).
Как следует из общего правила, предусмотренного ч.1 ст.38 Налогового кодекса РФ объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодатель о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Положениями п. 1 ст. 3 указанного закона определено, что ставкиналогаустанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.
Сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В соответствии с п. 10 вышеуказанного закона – лица, своевременно не привлеченные к уплатеналога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направленияналогового уведомления.
Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения являются, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения, по смыслу ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством РФ. Данная правовая позиция, в частности, отражена в определении КС РФ № 2391-О от 24.12.2012 г.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Дудину В.М. в рассматриваемом налоговом период на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости: нежилые строения кн №, кн №, расположенные по адресу: <адрес>; транспортные средства: АУДИ А4, гидроцикл №
Принадлежность данного имущества административному ответчику в указанные периоды подтверждается материалами дела.
Соответственно у административного ответчика возникла обязанность уплаты налога на имущество физических лиц.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Поскольку в установленный для оплаты срок административным ответчиком налоги уплачены не были, Дудину В.М. направлено требование № об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. с предложением добровольно оплатить недоимку, а также пени:
1) налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 54523 рубля, пени в размере 190,83 рублей,
3) транспортный налог с физических лиц: налог за 2020 в размере 40312,50 рублей, пени в размере 322,50 рубля.
Указанное требование Дудину В.М. направлено почтой России, что подтверждается реестром направления.
Из материалов административного дела судом установлено, что административным ответчиком подано заявление о перерасчете суммы налога в связи с недостоверным указанием кадастровой стоимости в налоговом уведомлении №. После произведенного перерасчета сумма налога, подлежащая уплате составила 54523 рубля. Согласно пояснений административного истца, ПК АИС Налог-3 не предусматривает формирование нового налогового уведомления после произведенного перерасчета.
Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. произведен платеж в счет уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 54523 рубля, о чем представлена квитанция.
Далее, административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. произведен платеж в счет уплаты недоимки по транспортному налогу в размере 40312,50 рублей, о чем также представлена квитанция. Согласно пояснений административного ответчика такая сумма рассчитана им в размере 1/2 от суммы налога за гидроцикл, заявленной в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Недоимка в размере 6893 рубля по транспортному налогу (АУДИ А4), указанная в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. также уплачена административным ответчиком, что подтверждается квитанцией от 30.11.2021г.
Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Между тем, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Судом установлено, что Дудину В.М. направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налогов, погашения налоговой задолженности, направленные Почтой России, что административным ответчиком не оспаривается.
Следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате недоимки по налогу на имущество с физических лиц, транспортного налога и пени в указанном размере.
В связи с неоплатой налоговой задолженности, административному ответчику было направлено требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости уплаты налоговой задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 НК РФ).
В связи с неуплатой административным ответчиком в установленный срок налогов, налоговым органом на сумму недоимки по налогу начислены пени:
1) налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 54523 рубля, пени в размере 190,83 рублей:
- по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ. – пени в размере 190,83 рублей;
- по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ. – 54523 рубля (налог за 2019г.);
10.12.2020г. поступил платеж в размере 54523 рубля, зачтен в хронологическом порядке в счет уплаты задолженности по налогу за 2018 год;
3) транспортный налог с физических лиц: налог в размере 40312,50 рублей, пени в размере 322,50 рубля:
- по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ. – 40312,50 рублей налог за 2020 год (за 2020 год начислен налог в размере 87518 рублей погашен частично ДД.ММ.ГГГГ. в размере 40312,50 рублей);
- по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ. –322,50 (пени) за 2020 год.
Согласно представленных административным ответчиком документов, требования об уплате налога на имущество были им исполнены.
Таким образом, требования о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 54523 рубля и пени в размере 190,83 рублей удовлетворению не подлежат.
Относительно взыскания задолженности по транспортному налогу суд поясняет следующее.
Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ. № МИ ФНС России №15 по Самарской области было отказано в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу физических лиц.
Данное решение административным ответчиком не обжаловалось.
Таким образом, начисление транспортного налога с физических лиц налоговым органом произведено на законных основаниях.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В свою очередь, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Судом установлено, что в связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган 28.04.2022г. обратился к мировому судье судебного участка №157 Ставропольского судебного района Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени, на основании которого и.о. мирового судьи судебного участка №157 Ставропольского судебного района Самарской области мировой судья судебного участка №155 Ставропольского судебного района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. выдан судебный приказ о взыскании с Дудина В.М. задолженности по налогам и пени в размере 95348,83 рублей. Однако по заявлению налогоплательщика определением от ДД.ММ.ГГГГ. мировой судья судебного участка №157 Ставропольского судебного района Самарской области, ранее выданный судебный приказ отменил.
Административное исковое заявление МИ ФНС России №23 по Самарской области подано в Ставропольский районный суд Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, шестимесячный срок на подачу административного искового заявления, административным истцом не пропущен.
Полномочия административного истца подтверждаются приказом руководителя управления ФНС по Самарской области от 28.12.2021 г. №01-04/230 «О проведении мероприятий по передаче отдельных функций в Межрайонную ИФНС России №23 по Самарской области», согласно которому функция по управлению долгами централизована на базе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в полом объеме.
Доказательств отсутствия задолженности по транспортному налогу за представленные транспортные средства административный ответчик суду не представил.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований административного истца.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. В данном случае административный истец на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, таким образом, указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика Дудина В.М. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1419 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 32, 45, 48, 69-72, 75, 356, 362 НК РФ, ст.ст. 175-180, 286-290, 291 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС №23 России по Самарской области к Дудину Виталию Михайловичу о взыскании недоимки по налогу и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с Дудина Виталия Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 40312 рублей 50 копеек, пени в размере 322 рубля 50 копеек, на общую сумму 40635 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части – отказать.
Взыскать с Дудина Виталия Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН №, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1419 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья И.А. Милованов
Мотивированное решение составлено 07 марта 2023 года.