Дело № 2-144/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2021 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморскогокрая в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием старшего помощника прокурора Яковлевского района Приморского края ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яковлевского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности провести специальную оценку рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией,
установил:
прокурор Яковлевского района Приморского края обратился в суд с названным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426 «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Вместе с тем, в ходе проведения проверки соблюдения действующего трудового законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1 по адресу: <адрес>, было установлено, что специальная оценка условий труда в магазине «Рассвет», расположенном по указанному адресу, не проводилась. В связи с изложенным, просил суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН №, ОГРНИП № в срок не позднее трех месяцев после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в магазине «Рассвет», расположенном по адресу: <адрес>. 10.
В судебном заседании старший помощник прокурора Яковлевского района Приморского края ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что в настоящее время ответчиком заключен договор на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда, однако отчет о проведении специальной оценки условий труда в прокуратуру не представлен.
Ответчик – индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания уведомлен надлежащим образом, что подтверждается соответствующей распиской, причина неявки суду не известна, ходатайств об отложении слушания дела не поступало, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о дате и времени слушания надлежащим образом.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора Яковлевского района Приморского края ФИО4, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу абзаца 4 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются, урегулированы Федеральным законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке труда», в соответствии с которым специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статьи 3 закона).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
При этом специальная оценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (часть 3 статьи 3 закона о специальной оценке условий труда).
Обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, установлена частью 2 статьи 4 приведенного закона.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 8 федерального закона о специальной оценке условий труда, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (часть 4 статьи 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда).
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по торговле розничными преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах, по адресу: <адрес>. По указанному адресу располагается магазин «Рассвет», в котором на основании трудовых договоров работают два продавца.
Между тем, в ходе проведенной прокуратурой Яковлевского района Приморского края проверки установлено, что специальная оценка условий труда ответчиком не проведена.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Между тем, достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте ответчиком – индивидуальным предпринимателем ФИО1 – суду не представлено.
Факт заключения ИП ФИО1 договора № С21.024.022 на оказание услуг по специальной оценке условий труда и изготовлению проекта декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда от 25 июня 2021 года с ООО «Краевой центр охраны труда», не свидетельствует об исполнении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, поскольку, по смыслу действующего законодательства, доказательством, подтверждающим факт проведения специальной оценки условий труда, является отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный уполномоченной на то организацией.
В данном случае, суд учитывает, что несоблюдение и невыполнение работодателем – ИП ФИО1 требований по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте нарушают права на безопасные условия труда как работников, осуществляющих трудовую деятельность в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с ответчиком в трудовые отношения.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что ответчик не проводил аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке труда», и не производил специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Яковлевского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности провести специальную оценку рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией – удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН №, ОГРНИП № обязанность в срок не позднее трех месяцев после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в магазине «Рассвет», расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 2 августа 2021 года.
Председательствующий п/п В.А. Акимчук