Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1025/2018 ~ М-585/2018 от 19.02.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара                              02 апреля 2018 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Фоминой И.А.

при секретаре Чудесовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1025/2018 по административному исковому заявлению Грабельниковой А. А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании распоряжения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Грабельникова А.А. (далее – административный истец, истец) обратилась в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара (далее – административный ответчик, ответчик, департамент) о признании распоряжения незаконным, указав, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара А.С. Крючкова заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о. «Поджабный» - кордон, относящийся к категории земель населенных пунктов, находится в зоне природных ландшафтов (Р-3). Данное распоряжение истец считает незаконным по следующим обстоятельствам. В соответствии со свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права Грабельниковой А.А. принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, о.«Поджабный» - кордон. Обжалуемым распоряжением данное жилое помещение названо как одноквартирный жилой дом. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ начальника самарского областного отделения АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что первичным правоустанавливающим документом на указанный одноквартирный дом является договор передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Обжалуемым распоряжением отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 1 500 кв.м., занимаемая указанным домом. Основанием для отказа является подп.1 п.8 ст.39.15, подп.3 п. 16 ст. 11.10, п.4,6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>. Между тем, из текста обжалуемого распоряжения видно, что спорный участок занят (занимаемый) одноквартирным жилым домом заявителя, относится к землям населенных пунктов и был предоставлен семье заявителя до введения в действие Земельного кодекса РФ. Из приведенных правовых норм следует, что во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, у гражданина возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3), которое также переходит и к его наследникам, приобретшим право собственности на долю в доме после смерти наследодателя либо к лицам, приобретшим право собственности на долю в доме на основании заключенной сделки. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара А.С.Крючкова, выразившееся в отказе Грабельниковой А.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: <адрес>, о.«Поджабный» - кордон, обязать ответчика рассмотреть по существу и принять решение по обращению Грабельниковой А.А. по вопросу предоставления в собственность земельного участка площадью 1 500 кв.м., на территории кадастрового квартала , расположенного по адресу: <адрес>, о. «Поджабный» - кордон, занимаемого одноквартирным жилым домом, принадлежащим Грабельниковой А.А.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бирюков И.А. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика по доверенности Воронина Е.А. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск (л.д.30-33).

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С ДД.ММ.ГГГГ порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ следует, что для предоставления гражданину или юридическому лицу в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов необходимо подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если его предстоит образовать.

Из материалов дела следует, что Грабельникова А.А. обратилась с заявлением на имя Главы Администрации городского округа Самара через Департамент градостроительства городского округа Самара о предварительном согласовании предоставления в собственность за выкуп земельного участка площадью 1 500 кв.м, занимаемого одноквартирным жилым домом, расположенного по адресу: <адрес>, о. «Поджабный» - кордон, квартира (№ от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.

По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом подготовлено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, о. «Поджабный» - кордон, квартира.

Основанием для отказа является подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункты 4, 6 статьи 11.9 ЗК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара наделен Департамент градостроительства городского округа Самара (часть 3 статьи 28 Устава городского округа Самара).

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Частью 1 статьи 56 ГрК РФ установлено, что систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства или иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений представляет собой организованный в соответствии с требованиями настоящего кодекса систематизированный свод документированных сведений.

Согласно выписке из информационной системы о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> испрашиваемый земельный участок площадью 1500 кв.м расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

Основными видами разрешенного использования зоны природных ландшафтов (Р-3) являются: природно-познавательный туризм, земельные участки (территории) общего пользования.

Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ определено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускает образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - кордон, квартира.

Довод представителя административного истца о том, что спорный земельный участок занят одноквартирным жилым домом истца, относится к землям населенных пунктов и был предоставлен семье истца до введения в действие Земельного кодекса РФ, не может быть принят во внимание, поскольку, как следует из представленных на рассмотрение департаменту документов (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из материалов инвентарного дела по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> - кордон; квартира на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48, 50-51,59).

Таким образом, суд приходит к выводу, что, исходя из представленных заявителем документов, административным ответчиком обоснованно сделан вывод о том, что право собственности истца на объект недвижимого имущества (квартиру) возникло после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным истцом в материалы дела не представлено доказательств нарушения своих прав. Истец не лишена возможности обратиться в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара по вопросу внесения изменений в Правила застройки и землепользования в г.Самаре в порядке, предусмотренном ст.33 ГрК рФ.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действия (бездействия) органа, должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Оснований для признания оспариваемого распоряжения у суда не имеется – распоряжение принято в установленном порядке, в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Грабельниковой А. А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании распоряжения незаконным отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2018 года.

Судья          (подпись)          И.А.Фомина

Копия верна:

Судья

2а-1025/2018 ~ М-585/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грабельникова А.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. САмара
Другие
Департамент градостроительства г.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
19.03.2018Судебное заседание
19.02.2018Регистрация административного искового заявления
20.02.2018Передача материалов судье
21.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.02.2018Предварительное судебное заседание
06.03.2018Предварительное судебное заседание
02.04.2018Судебное заседание
07.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее