Дело №2-162/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 30 марта 2017 года
Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующей судьи Носковой О.В., при секретаре Сидоровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой ФИО28 к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконными решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р о снятии семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении в списках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей»,
УСТАНОВИЛ:
Лазарева Е.М. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес>, в котором просила признать незаконными решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №р администрации муниципального района <адрес> и обязать восстановить семью в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району <адрес>.
В судебном заседании истец Лазарева Е.М. и её представитель адвокат филиала №21 СОКА Попова М.В.(представившая ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение №) уточнили исковые требования: просили признать частично незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия семьи Лазаревой Е.М. с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району <адрес> признать незаконным распоряжение администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р о снятии семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району <адрес> и обязать восстановить семью в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району <адрес>
Уточненные исковые требования поддержали и представитель истца пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ семья Лазаревой Е.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учёт для получения жилья, семья были признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, о чём были уведомлены ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Лазаревых уведомили о снятии семьи с учёта с ДД.ММ.ГГГГ, сославшись на то, что при постановке на учёт семьи в ДД.ММ.ГГГГ не учтена площадь жилых помещений, находящихся на праве пользования. Считают данное распоряжение незаконным. Мужу Лазаревой Е.М. – Лазареву П.М. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля в доме, площадь которого составляет № кв.м., то есть доля Лазарева П.М. по площади составляет № кв.м. У <данные изъяты> Лазаревых – <данные изъяты> ФИО30 жилых помещений в собственности не имеется, Лазарева Е.М. <данные изъяты> зарегистрирована у своих родителей, <данные изъяты> Лазаревой Е.М. зарегистрирован у своих родителей. Однако семья Лазаревых фактически по месту регистраций не проживает, они проживают в доме, который снимают по адресу: <адрес>, то есть семья Лазаревых никогда не проживала с родителями, они проживают отдельно, совместного хозяйства с родителями не ведут, членами семьи своих родителей не являются. Факт, что семья Лазаревых не проживает с родителями подтверждается справкой ООО «Колос», квитанциями об оплате коммунальных услуг, амбулаторными картами семьи Лазаревых, где указан адрес проживания: <адрес>.
Регистрация Лазаревых у родителей не может являться определяющим основанием для решения вопроса о признании их членами семьи собственников, поскольку согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1995 года №5442 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания или жительства в пределах РФ» регистрации или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами и законами субъектов РФ. Никаких правовых оснований, предусмотренных ст.56 ЖК РФ для снятия семьи Лазаревых с жилищного учёта не имеется, поэтому просят признать частично незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия семьи Лазаревой Е.М. с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Сергиевский, признать незаконным распоряжение администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р о снятии семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району <адрес> и обязать восстановить семью в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району <адрес>
В распоряжении указано о неправомерных действиях должностных лиц, но никакого органа и какие действия неправомерные, не указано.
Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> Агрикова А.С.(по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения Кармало-Аделяково муниципального района Сергиевский поступило заявление от Лазаревой Е.М., в котором она просит принять её на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно представленных документов, Лазарева Е.М. была зарегистрирована в доме по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м, принадлежащем <данные изъяты> ФИО45Ф. По сведениям домовой книги, в данном доме было зарегистрировано 5 человек, то есть на каждого члена семьи приходилось по № кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения необходимого на одного человека. Супругу Лазаревой Е.М. – Лазареву П.М., согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м, то есть на Лазарева П.М. приходилось № кв.м., что также превышает учетную норму площади жилого помещения необходимого на одного человека. Таким образом, на момент подачи Лазаревой Е.М. заявления о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, у её семьи не было основания для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, в нарушении норм действующего законодательства, распоряжением администрации сельского поселения Кармало-Аделяково № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании гр.Лазаревой Е.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий», семья Лазаревой Е.М. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с приведением учетных дел граждан в соответствии с нормами действующего законодательства и установлением нарушений жилищного законодательства в момент постановки граждан на учёт, семья Лазаревой Е.М. была снята с учёта в качестве нуждающейся, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение администрации муниципального района <адрес> №-р «О снятии семьи Лазаревой Е.М. с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Была проведена проверка и выявлено, что семья Лазаревой Е.М. поставлена на учёт в качестве нуждающейся с нарушением норм действующего законодательства. В какие сроки проводится проверка, законом не установлено.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО31. пояснил, что он проживает в <адрес>. Лазареву (до брака Карягина) ФИО32 знает с детства. У семей Лазаревых и Карягиных много детей. Лазарева ФИО33, её муж и дети проживают в дедовском доме на их улице. В доме проживают примерно с ДД.ММ.ГГГГ г.г.
Свидетель ФИО34. пояснила, что семья Лазаревых <данные изъяты> проживает в дедовском доме. В доме проживают примерно с ДД.ММ.ГГГГ г.г. Она была в доме у Лазаревых, в доме находятся их личные вещи. С родителями Лазарева ФИО35 и её муж никогда не жили, в их семьях много детей.
Заслушав истца и её представителя, представителя ответчика, пояснения свидетелей, изучив материалы и доказательства по делу, учетное дело Лазаревой Е.М., суд считает, что иск не обоснован и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ заключили брак Лазарев ФИО36 и Карягина ФИО37, после заключения брака жене присвоена фамилия Лазарева, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО46, ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО47, родителями записаны Лазарев ФИО40 и Лазарева ФИО41, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.6-7).
Согласно п.2 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 года, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», приложением №3 к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 года №889, в Постановление №1050 внесены изменения, в настоящее время это Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).
В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из положений п.1, п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Лазарева Е.М. обратилась к главе сельского поселения <адрес> муниципального района Сергиевский с заявлением о постановке на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.27).
Лазаревой Е.М. были предоставлены: свидетельство о заключении брака, справка о том, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>, общая площадь дома № кв.м., жилая № кв.м., по данному адресу зарегистрировано 5 человек, но проживает 6 человек, акт проверки жилищных условий по адресу: <адрес>, копия домовой книги, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Лазарев П.М. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м., жилой – № кв.м., решение Сергиевского районного суда от 28 ноября 2003 года, копия домовой книги, уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных за Лазаревой Е.М. объектах недвижимого имущества, выписка из ЕГРП о том, что за Лазаревым П.М. зарегистрирована 1/5 доля в праве, справки о том, что Лазарев П.М. производит оплату по адресу: <адрес>, а Лазарева Е.М. производит оплату по адресу: <адрес> (л.д.38-62).
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения <адрес> муниципального района Сергиевский Лазарева Е.М. (состав семьи 2 человека) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению <адрес> (л.д.63).
ДД.ММ.ГГГГ Лазарева Е.М. уведомлена главой сельского поселения <адрес>, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Лазарева Е.М. уведомлена жилищным отделом администрации муниципального района Сергиевский о то, что семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г.г. (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с приобщением свидетельства о рождении ребёнка, участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г.г. считаются Лазарев П.М., Лазарева Е.М., Лазарева Ксения (л.д.10).
Распоряжением главы муниципального района Сергиевский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ №-р «О снятии семьи Лазаревой Елены Михайловны с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», семья Лазаревой Е.М. состав семьи 4 человека, была снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Сергиевский с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, т.е. выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (при постановке на учёт данной семьи в 2011 году, состав семьи 2 человека, не учтена площадь жилых помещений, находившиеся на праве пользования, с учётом данной площади на каждого члена семьи приходится № кв.м., что превышает учётную норму постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий) (л.д.12).
Истец Лазарева Е.М. и её представитель полагают, что данное распоряжение является незаконным, нарушают права Лазаревых, у администрации муниципального района Сергиевский имелась возможность проверить предоставленные Лазаревой Е.М. сведения.
Однако суд считает данные доводы необоснованными.
На момент обращения Лазаревой Е.М. с заявлением в администрацию сельского поселения <адрес> и до настоящего времени Лазарева Е.М. зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>.
В данном доме зарегистрированы родители Лазаревой Е.М. – Карягин М.Ф., Карягина В.П., брат Карягин А.М., сестра Мочальникова В.П. Собственником дома является Карягин М.Ф.
Кроме того, по данному адресу зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Лазаревой Е.М. – ФИО42, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ФИО43.
Данный факт Лазаревой Е.М. не оспаривается и подтверждается справкой администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Мужу Лазаревой Е.М. – Лазареву П.М. на праве собственности принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В данном доме зарегистрированы: Лазарев М.П., Лазарева Л.И., Лазарев Е.М., Лазарева И.М., Лазарев П.М., Лазарев Д.В., Лазарева К.Ю., Лазарев Н.Ю., Лазарева М.О., что подтверждается справкой администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
С ДД.ММ.ГГГГ года предоставлялись сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет № кв.м.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Лазаревых с составом семьи 2 человека имела в собственности 1/5 долю жилого помещения общей площадью № кв.м., принадлежащую Лазареву П.М. и площадь жилого помещения Лазаревой Е.М. в размере № кв.м., всего № кв.м., то есть обеспеченность суммарной общей площадью данных жилых помещений на одного члена семьи Лазаревых составляет № кв.м., что больше учетной нормы, установленной Постановлением Собрания Представителей Сергиевского района от 15 декабря 2005 года №46-п «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории Сергиевского района» в размере 12 кв.м. общей площади.
Следовательно, семья Лазаревой Е.М. на момент постановки на учёт не относилась к нуждающимся в улучшении жилищных условий, на каждого члена семьи приходилось по 14,81 кв.м. жилой площади.
В судебном заседании обозревались амбулаторные карты семьи Лазаревых, где место проживания указано: <адрес>, также были предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг по данному адресу.
Доводы Лазаревой Е.М. и её представителя, что её регистрация и регистрация мужа у родителей носит формальный характер, суд во внимание не принимает.
Право собственности не влечет возникновение имущественных прав у молодой семьи, а препятствует улучшению жилищных условий. При рассмотрении заявления должна оцениваться лишь обеспеченность общей площадью жилого помещения членов именно молодой семьи.
Суд считает, что условие на участие в подпрограмме, как нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, не было соблюдено на момент постановки семьи Лазаревой Е.М. на учёт, основания для постановки семьи Лазаревой Е.М. на учёт в качестве нуждающихся по состоянию на 2011 год отсутствовали, поэтому суд приходит к выводу о правомерности решения администрации муниципального района Сергиевский о снятии семьи Лазаревой Е.М. с составом семьи 4 человека с учёта нуждающихся и исключении семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Доводы истца и её представителя о неправомерных действиях должностных лиц суд считает необоснованными, поскольку данная формулировка произведена со ссылкой на п.6 ст.56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Лазаревой ФИО44 к Администрации муниципального района <адрес> Самарской области о признании частично незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия семьи Лазаревой Е.М. с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Сергиевский, о признании незаконным распоряжения администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р о снятии семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Сергиевский и об обязании восстановить семью в списках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение составлено 04 апреля 2017 года.
Председательствующий судья: О.В. Носкова