Решение по делу № 2-4433/2012 ~ М-3283/2012 от 06.07.2012

Дело № 2-4433/2012

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

23 октября 2012 года

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кисляковой Е.С.,

при секретаре Красновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колмаковой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Колмакова В.Г., Колмаковой И.Г., Плетнева А.С. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление эксплуатации научного центра Российской академии наук в Черноголовке», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Истец Колмакова Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Колмакова В.Г., Колмаковой И.Г., Плетнева А.С. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление эксплуатации научного центра Российской академии наук в Черноголовке» (далее ФГУП «УЭ НЦЧ РАН») о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, в обоснование иска ссылаясь на следующее.

Она, Колмакова Н.А. и ее несовершеннолетние дети Колмаков В.Г., Колмакова И.Г., Плетнев А.С., с ДД.ММ.ГГГГ года проживают в общежитии аспирантов и единолично занимают изолированную квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> а также оплачивают проживание в полном объеме, будучи зарегистрированы по месту проживания. Данная комната была предоставлена им по месту работы ее бывшего мужа Институтом физики твердого тела РАН. Данное жилое помещение является собственностью РФ и состоит на балансе ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» на праве хозяйственного ведения, не является ведомственным специализированным фондом. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о передаче указанной квартиры ей в собственность. Однако в оформлении договора на передачу квартиры в собственность ей было отказано, поскольку у ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» отсутствует доверенность от Росимущества РФ с правом передачи указанного жилого помещения в собственность.

В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В судебном заседании истец Колмакова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ранее в приватизации участия не принимала. Ее бывший муж Колмаков Г.В. не имеет отношения к квартире , поскольку он зарегистрирован в квартире , где также зарегистрирована она и дети, но после развода в ДД.ММ.ГГГГ году, она с детьми заняла квартиру , поскольку она большей площадью, поэтому ее бывший муж Колмаков Г.В. к данной квартире отношения не имеет.

Представитель истца Колмаковой Н.А.Тарасова И.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель истца представила возражения на отзыв представителя ответчика ФГУП «УЭ НЦЧ РАН», считая отзыв необоснованным и не подлежащим рассмотрению, ссылаясь на то, что представитель ответчика, ссылаясь на ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», утверждает, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является общежитием и по этой причине не подлежит приватизации. Однако, согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ при рассмотрении судами дел о признании права на приватизацию жилых помещений в общежитиях суды должны в первую очередь определить правомерность распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима специализированного жилого фонда общежития и не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения, а также обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение. Обязательным условием является установление судом факта проживания по договору социального найма жилого помещения. Если граждане проживают в общежитии постоянно, в том числе и после прекращения трудовых отношений, то это следует приравнивать к фактическому проживанию по договору социального найма, причем отсутствие данного договора не является причиной отказа в удовлетворении исковых требований. Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду. Однако, согласно ч.4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» утверждает правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду. В п.3 настоящих правил прямо установлено, что «Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма». Также в п.12 правил «отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» установлено что «Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду требований, жилых помещений специализированного жилищного фонда производятся с учетом установленных настоящими Правилами». К моменту вступления в силу настоящих правил, в жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с действовавшим тогда законодательством, было заключено большое количество договоров социального найма (Черноголовская газета от ДД.ММ.ГГГГ), таким образом, данный жилой дом не мог быть отнесен к специализированному жилищному фонду, и, согласно ч.3 ст.19 ЖК РФ относится к жилищному фонду социального использования, дословно: «жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов». Ограничений по приватизации жилищного фонда социального использования в Законе РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» нет. Более того, ст.2 настоящего закона предусматривает, что «Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Ссылка Ответчика на выписку из технического паспорта, по мнению Истца, неправомерна. Технический паспорт на здание является, всего лишь одним из оснований для вынесения решения об отнесении объекта к специализированному жилищному фонду (п.13в Правил), и поэтому не может служить доказательством принадлежности спорного помещения к общежитиям. Из Правил следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, с учетом требований, установленных этими Правилами (п.12); для отнесения жилья к специализированному фонду заявитель представляет в орган управления технический паспорт жилого помещения наряду с 3-мя другими документами (п. 13 в); решение об отнесении жилья к специализированному фонду направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 14); использование жилья в качестве спецфонда допускается только после его отнесения к этому виду жилья в соответствии с настоящими Правилами (п.15); отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования (п.3). Из содержания этой нормы следует, что исчерпывающим доказательством принадлежности спорного помещения к специализированному фонду «общежитие» является решение управляющего органа об этом. Сведения об этом решении в обязательном порядке вносятся в выписку из ЕГРП. Однако ответчик не представил никакого решения управляющего органа об отнесении жилого здания к специализированному жилому фонду, сведения о таком решении в выписке из ЕГРП отсутствуют, а это означает, что это жилое здание не оформлялось как объект специализированного жилого фонда. Однако, в представленной выписке из ЕГРП ссылка на решение органа управления и даже слова «специализированный», «спецфонд» отсутствуют. Более того, слово «общежитие» в ней встречается только лишь в графе 1.1 «Наименование объекта» в сочетании со словом «аспирантское». Однако, согласно п.29 вышеприведенного Приказа в этой графе «указывается индивидуальное наименование объекта, например, храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета», а не его реальный статус. Следовательно, утверждение ответчика о том, что спорный объект это общежитие, неверно. Тем более что такой вид спецфонда, как «аспирантское общежитие», не предусмотрен законом, а в здании на <данные изъяты> мест фактически проживают всего <данные изъяты> аспирантов. Истинный статус спорного объекта указан в другой графе выписки из ЕГРП - 1.2 «Назначение объекта», которая имеет наименование – «жилое». Если бы этот объект был общежитием, то эта графа была бы заполнена следующим образом: «специализированный жилищный фонд общежитие, решение №...», - на основании п. 30 Приказа N9 440. И это также согласуется с вышеназванными фактами о проживании в спорном объекте жителей с постоянной регистрацией по месту проживания, с договорами соцнайма и свидетельствами о собственности. Общежитием жилой дом заявлен только в техническом паспорте, имеющемся во ФГУП, при этом, в техническом паспорте, выдаваемом жителям данного жилого дома название «Общежитие» отсутствует. Жилой дом не оформлен в качестве специализированного жилого фонда собственником в соответствии с ЖК РФ и в силу Закона общежитием не является. Правомерность приватизации жилых помещений в этом здании подтверждена решениями судей Ногинского городского суда: Ерониным Н.В., Матета А.И. и Малыгиной О.А. Во всех 6 (ДЕЛА , , , , , ) решениях суда установлено, что жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> не относится к специализированному жилищному фонду и не является общежитием. Пять решений Ногинского городского суда на данный момент вступили в законную силу, никем не отменены, по ним уже получено пять свидетельств о праве собственности на жилые помещения, определение Ногинского городского суда о продлении кассационных сроков по двум делам к настоящему времени отменено. Собственниками жилых помещений к настоящему моменту уже создано ТСЖ (товарищество собственников жилья). Даже если бы данный жилой дом являлся общежитием, согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 5-В08-69 общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов. Граждане вправе приобрести занимаемое ими такое жилое помещение в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В ДД.ММ.ГГГГ г. была изменена организационно-правовая форма Ответчика, из государственного предприятия он превратился в Федеральное Государственное унитарное предприятие (ФГУП), являющееся коммерческой организацией и, соответственно, изменилась форма его собственности. Это изменение нашло отражение в Законе Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», в ст. 18 названного Закона внесены изменения, в силу которых при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление преемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. А это означает, что данный иск полностью обоснован и правомерен. Аргумент представителя ответчика о том, что по адресу: <адрес>, <адрес>Б зарегистрировано <данные изъяты> граждан РФ без указания комнаты проживания абсурден. Это может означать, что такие граждане зарегистрированы нигде. К исковому заявлению приложена выписка из домовой книги, выданная уполномоченным лицом ответчика, свидетельствующая о том, кто постоянно зарегистрирован по месту проживания в спорном жилом помещении. В финансово-лицевом счете указано, кто конкретно проживает в спорном жилом помещении и оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Это доказывает, что постоянно зарегистрированные без указания комнаты проживания граждане РФ в спорном жилом помещении не проживают, спорное жилое помещение не содержат, не оплачивают жилищно-коммунальные услуги, спорным жилым помещением не пользуются, и, соответственно, могут проживать в любом жилом помещении по адресу: <адрес>Б, кроме спорного (кв. ). Истец не понуждает ответчика ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» заключать с ним договор социального найма, в связи с тем, что постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ постоянная регистрация по месту жительства приравнена к договору социального найма, более того, заключение договоров социального найма являлось разрешенной для ответчика деятельностью до ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с наличием доверенности от государственного органа собственника жилого дома. Также, в данном жилом доме было заключено большое количество договоров социального найма. Исследовав доводы отзыва представителя ответчика, истец приходит к выводу о том, что представитель ответчика вводит суд в заблуждение своими утверждениями.

Представитель ответчика ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» Улыбышев К.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Колмаковой Н.А. возражал, в обоснование возражений ссылался на то, что согласно выписке из технического паспорта на здание (строение) расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> «Б», функциональное назначение здания - общежитие. Следовательно, комната расположенная в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес>», не подлежит приватизации в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом. Проживание лица в помещении подтверждается регистрацией лица в указанном помещении. Однако, в общежитии по адресу: <адрес>», без указания комнаты проживания зарегистрировано <данные изъяты> граждан Российской Федерации, учитывая, что проживание возможно только в жилых помещениях, указанные граждане вправе проживать в любой комнате общежития, то есть в комнате . Следовательно, принятие решения судом о приватизации спорного помещения нарушит права указанных граждан, закрепленных статьей 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» не является уполномоченным государственным органом собственника жилого помещения, а так же не является управомоченным им лицом. На основании чего ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» не имеет полномочий на заключение договора социального найма.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Российской академии наук, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по г.<адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно статье 4 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Судом установлено, что Колмакова Н.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года в общежитии аспирантов по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> квартира (<данные изъяты>). Фактически проживает в общежитии аспирантов , где занимает изолированную комнату общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>», по указанному адресу проживают и ее несовершеннолетние дети Колмаков В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ года, Колмакова И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ года, Плетнев А.С. с ДД.ММ.ГГГГ года. На ее имя открыт лицевой счет на квартиру , она несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, что подтверждается выпиской из домовой книги (<данные изъяты>), копией финансового лицевого счета (<данные изъяты>).

Согласно выписке из ЕГРП здание по адресу: <адрес>» является аспирантским общежитием, находится в собственности Российской Федерации и состоит на балансе ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» на праве хозяйственного ведения.

Поскольку здание общежития по адресу: <адрес>, <адрес>», является собственностью Российской Федерации, закреплено за ФГУП «УЭ НЦЧ РАН» на праве хозяйственного ведения, и в муниципальную собственность не передавалось, статус общежития не изменялся, то на правоотношения сторон не распространяются положения ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", регулирующие порядок приватизации жилых помещений в общежитиях, ранее принадлежавших государственным предприятиям, переданным в ведение органов местного самоуправления.

По смыслу статьи 7 Вводного закона обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, занимаемое истцом жилое помещение в аспирантском общежитии по адресу: <адрес> <адрес>, в силу ст.4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации.

Анализируя исследованные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования Колмаковой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Колмакова В.Г., Колмаковой И.Г., Плетнева А.С. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление эксплуатации научного центра Российской академии наук в Черноголовке», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, на основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Колмаковой Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Колмакова В.Г., Колмаковой И.Г., Плетнева А.С. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Управление эксплуатации научного центра Российской академии наук в Черноголовке», Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

2-4433/2012 ~ М-3283/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колмакова Наталья Александровна в интересах н/л
Ответчики
ФГУП "УЭ НЦЧ РАН"
Другие
Территориальное управление Федерального агенства по управлению Государственным имуществом в МО
Российская академия наук
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Кислякова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
noginsk--mo.sudrf.ru
06.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2012Передача материалов судье
10.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2012Судебное заседание
18.09.2012Судебное заседание
23.10.2012Судебное заседание
19.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2013Дело оформлено
24.05.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее