Дело №2-751/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного комиссариата Смоленской области к Овчинникову Д.А. о взыскании денежных средств,
установил:
Военный комиссариат Смоленской области обратился в суд с иском к Овчинникову Д.А. о взыскании излишне начисленных сумм пенсии в размере <данные изъяты>, неосновательно полученных при жизни ФИО – недееспособным лицом, который находился под опекой ответчика Овчинникова Д.А., и ответственность за обязательства которого должен нести ответчик.
В обоснование иска Военный комиссариат Смоленской области указал, что переплата пенсии по выслуге лет в сумме <данные изъяты> образовалась по вине ответчика, который своевременно не сообщил о смене места жительства ФИО при переезде последнего из <адрес> в <адрес>, в этой связи ФИО неосновательно получил сумму пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дня своей смерти.
Уточнив требования истец, просил взыскать с ответчика излишне полученные суммы пенсии, выплаченные ФИО в счет пенсии по выслуге лет, в общей сумме <данные изъяты>, указав, что ответчик, являясь наследником по закону после смерти ФИО, несет ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости принятого наследственного имущества (л.д.85-86).
Представитель военного комиссариата Смоленской области Городничев Ю.М. в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержал полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Овчинников Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, указанные в письменных возражениях. Пояснил, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку спорное правоотношение не допускает правопреемство, истцом не представлено доказательств неосновательного обогащения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 7 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения на основании п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Данное положение нашло отражение в п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому, поскольку в соответствии со статьей 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения излишне выплаченные суммы пенсии, кроме случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки, при отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанций решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии поворот исполнения решения суда при отсутствии названных обстоятельств не допускается.
Из материалов дела усматривается, что ФИО был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, являлся получателем пенсии за выслугу лет на территории <адрес> с учетом районного коэффициента.
В связи с признанием в судебном порядке ФИО недееспособным, на основании приказа управления опеки и попечительства Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном недееспособного ФИО был назначен Овчинников Д.А. (л.д. 12-13, 14-15).
В связи с переездом на постоянное место жительства в <адрес> по заявлению опекуна ФИО – Овчинникова Д.А. выплата пенсии по выслуге лет была возобновлена.
Свидетель ФИО в судебном заседании пояснил, что является внуком умершего ФИО, который прибыл на постоянное место жительства в <адрес> осенью 2012 года, он (свидетель) вместе со своим отцом Овчинниковым Д.А. обращались в военный комиссариат Смоленской области за назначением (возобновлением выплаты) ФИО пенсии по выслуге лет на территории Смоленской области. Было ли надлежаще рассмотрение обращение по существу ему неизвестно.
Из материалов дела следует, что ФИО являлся получателем пенсии по выслуге лет, он умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Овчинников Д.А., действуя в интересах подопечного ФИО распоряжался выплаченной пенсионеру при жизни пенсией за выслугу лет, как доходом, предоставленным гражданину в качестве средства к существованию.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.
В силу ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
Ответчик Овчинников Д.А. не может нести гражданскую ответственность за своего подопечного по его пенсионным обязательствам.
Согласно ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Военным комиссариатом Смоленской области в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства наличия задолженности – решение органа пенсионного обеспечения, либо постановление суда о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии.
Согласно сообщению сектора сопровождения военных пенсий <данные изъяты> сообщает, что по пенсионному разрешению сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ пожизненно на имя ФИО удержания недополученной пенсии прекращены в связи со смертью пенсионера. Долг удержан в сумме <данные изъяты>, остаток задолженности составляет <данные изъяты> (л.д. 21).
Истцом не доказана недобросовестность ответчика в получении излишне начисленных ФИО выплат в счет пенсии по выслуге лет.
Как усматривается из материалов дела Овчинников Д.А. принял наследственное имущество после смерти ФИО в виде акций и денежных вкладов, о чем ему выданы свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 67,68).
В соответствии с ч. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В соответствии со статьей 1110 ГК Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в т.ч. имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами. Право на пенсию в указанной норме непосредственно не упомянуто.
Согласно руководящим разъяснениям, содержащимся в абз. 5 п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" процессуальное правопреемство по требованиям об установлении и выплате в надлежащем размере денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не допускается и в случае смерти лица, обратившегося в суд с таким требованием (например, с требованием о признании права на пенсию), производство по делу применительно к правилам статьи 220 (абзац седьмой) ГПК РФ подлежит прекращению на любой стадии гражданского судопроизводства.
Наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни.
Из смысла приведенных норм также следует, что учитывая специфику прав и обязанностей, существующих в рамках отношений по пенсионному обеспечению, наследники не несут ответственности по обязательствам, неразрывно связанным с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорные правоотношения не допускают правопреемство.
При таких обстоятельствах требования военного комиссариата Смоленской области о взыскании с Овчинникова Д.А. денежных средств в сумме <данные изъяты> не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в иске военного комиссариата Смоленской области к Овчинникову Д.А. о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М.Макарова