Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-225/2019 от 28.02.2019

Дело № 2а-225/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Зубова Поляна                                    29 марта 2019 года

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Горячевой О.С.,

при секретаре Кисткиной О.В.,

с участием в деле:

административного истца Казеева В.А.,

административного ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянским муниципальном районе Республики Мордовия, его представителя Дунаевой Н.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казеева В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянским муниципальном районе Республики Мордовия о возложении обязанности списания недоимки и пени, возврате незаконно удержанной пенсии, компенсации морального вреда,

установил:

Истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением и уточнениями к нему.

В обоснование заявленных требований указал, что в связи с внесёнными Федеральным законом №436 от 28.12.2017 г. изменениями в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в феврале 2018 г. он обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянским муниципальном районе Республики Мордовия (далее ГУ – УПФ РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе РМ) с устным заявлением о списании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование, на что ему было рекомендовано обратиться в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия (далее – МИФНС России №6 по Республике Мордовия), куда истец и обратился в марте 2018 г. также с устным заявлением. Не получив желаемого ответа, Казеев В.А. обратился в прокуратуру Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. По результатам прокурорской проверки оснований для списания задолженности по страховым взносам не установлено. Из-за бездействия должностных лиц указанных органов он испытывал переживания, что значительно подорвало его здоровье

С учётом уточнения исковых требований просит суд обязать ГУ – УПФ РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе РМ списать недоимку в размере 180 813,37 рублей по ОПС, ОМС и пеням, образовавшуюся на 01.01.2017 г., а также произвести оплату незаконно удержанной пенсии за период с января по март 2019 года 56 890 рублей18 копеек. Взыскать с ответчика 250 000 рублей в счёт компенсации морального вреда и материального ущерба, связанного с лечением и реабилитацией.

В судебном заседании истец исковые требования с учётом их уточнения поддержал.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе РМ в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку основания для списания недоимки прямо предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям». Соответствующих оснований для списания в отношении истца не установлено. Ответчиком была списана недоимка в размере 6 058 руб., образовавшаяся у истца за 2008-2009 г., поскольку ранее указанная сумма не предъявлялась к взысканию. Образовавшаяся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование за 2010-2015 годы, отработана пенсионным органом в полном объеме, вынесенные решения о взыскании задолженности имеются в материалах дела и были направлены судебным приставам-исполнителям для обращения ко взысканию. Относительно требований о компенсации морального вреда и материального ущерба полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется, поскольку не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившим вредом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

                                                                В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

                                                                В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

                                                                Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.

В соответствии с этим суд с учетом требований ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения, свидетельствующие о том, что права административного истца не нарушены.

Конституция РФ в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В силу ст. 6,7 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Пунктом 11 статьи 14 обозначенного Федерального закона № 436-ФЗ предусмотрено, что положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются страхователями - плательщиками страховых взносов, определяемыми в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу статьи 19 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Закона № 212-ФЗ (часть 14 статьи 19 Закона № 212-ФЗ).

В этом случае в силу части 1 статьи 20 Закона № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Из положений Закона № 212-ФЗ следует, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с получением дохода от предпринимательской деятельности. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

Как следует из материалов дела, установлено судом, не оспаривается сторонами истец Казеев В.А. в период с 28 мая 2007 г. по 18 января 2017 г. имел статус индивидуальным предпринимателем и, в связи с таковым, чем в силу положений статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем по пенсионному и социальному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно информации, содержащейся в справе судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП по Республике Мордовия Царёвой Н.И. от 17.09.2018 г. №13008/18/54544 судом установлено, что в отношении должника Казеева В.А. с 2009 года на исполнении находилось 21 исполнительное производство, в том числе о взыскании недоимок по страховым взносам и пени. По состоянию на 17.09.2018 г. на исполнении находятся исполнительные производства №15393/13/08/13, №29043/14/08/13, №45701/15/13008-ИП о взыскании страховых взносов и пени на общую сумму 89018, 33 руб. Остаток задолженности по исполнительным производства составляет 84 206,27 руб.

Таким образом, как усматривается из материалов дела, административным ответчиком предприняты меры ко взысканию сложившейся недоимки по страховым взносам и пени в установленном законом порядке, решения вступили в законную силу, переданы судебным приставам-исполнителям на принудительное исполнение, и истцом не оспаривались.

Каких-либо сведений об исполнении истцом в полном объёме возложенных на него обязательств по уплате страховых взносов, а также погашения задолженности по ним, в том числе после прекращения статуса индивидуального предпринимателя не имеется.

Безнадежными к взысканию согласно ст. 59 Налогового кодекса РФ признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Постановлением Правительством Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».

Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Согласно статье 2 Постановления от 17 октября 2009 года № 820 решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования; Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 Постановления от 17 октября 2009 года № 820.

Названной статьей 1 предусмотрены в частности случаи: принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пункт "г"); вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер недоимки и (или) задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт "е").

Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).

Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.

Из материалов дела усматривается, что спорная задолженность не только числится за истцом, но и была с него взыскана, при этом часть исполнительных производств до настоящего времени не окончена, часть исполнительных производств окончена фактическим исполнением.

Таким образом, пенсионным органом, в установленном порядке приняты как ненормативные акты, представляющие собой часть процедуры по взысканию задолженности (требования, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств), так и исполнительные документы (постановление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов), на основании которых производится взыскание задолженности в принудительном порядке.

Ни одно из перечисленных в Постановлении от 17 октября 2009 года №820 обстоятельств в рамках настоящего дела не наступило, в связи с чем спорная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию.

Доводы истца о том, что в период, когда заявитель обладал статусом индивидуального предпринимателя, он фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность, коммерческой деятельностью не занимался, дохода, подлежащего налогообложению, не получал, основанием для списания сложившейся недоимки по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию и пеням не являются.

Так, в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) предпринимателя.

Учитывая, что указанные лица вправе в любой момент в заявительном порядке прекратить статус индивидуального предпринимателя и, соответственно, снять с себя обязанность по дальнейшей уплате указанных взносов, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, равно как и результат предпринимательской деятельности - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам) не влияют на обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов (пункт 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 211-О, абзац 4 - 6 пункта 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 164-0, пункт 3.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 165-0).

Вместе с тем, наличия обстоятельств исключительного характера, которые не позволили Казееву В.А. своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не представлено.

Принимая во внимание изложенное, правовых оснований, для признания задолженности безнадежной к взысканию, равно как и для выплаты истцу незаконно удержанной пенсии, не имеется, в силу чего исковые требования об обязании ГУ – УПФ РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе РМ списать недоимку по ОПС, ОМС и пеням, образовавшуюся на 01.01.2017 г., а также произвести оплату незаконно удержанной пенсии.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба, связанного с лечением и реабилитацией, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

По смыслу закона факт причинения потерпевшему морального вреда в связи с причинением вреда его здоровью предполагается, поскольку потерпевший во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Бремя доказывания в суде неправомерности действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, причинения вреда и наличия причинно-следственной связи между вредом и противоправным поведением возлагается на самого потерпевшего.

Отсутствие доказательств нарушения прав истца является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В обоснование компенсации морального вреда и необходимости возмещения материального ущерба истец ссылался на ухудшение состояния здоровья, вызванное неправомерными действиями ответчика, и невозможность покупки необходимых лекарственных препаратов ввиду недостаточности денежных средств в связи с незаконными удержаниями из его пенсии.

Однако, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, об отсутствии со стороны ответчика действий (бездействий) нарушающих права административного истца, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба не имеется.

                                                                Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

                                                                1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

                                                                2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

                                                                Принимая во внимание, что у суда отсутствуют основания для признания указанных административных истцом действий должностных лиц незаконными, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца к административному ответчику.

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Казеева В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянским муниципальном районе Республики Мордовия о возложении обязанности списания недоимки и пени, возврате незаконно удержанной пенсии, компенсации морального вреда – отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись О.С. Горячева

        

                

1версия для печати

2а-225/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Казеев Вячеслав Алексеевич
Ответчики
УПФ
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском районе РМ
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Горячева Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
zubovo-polyansky--mor.sudrf.ru
28.02.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.02.2019Передача материалов судье
04.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2019Подготовка дела (собеседование)
21.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2019Судебное заседание
29.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее