к делу № 3а-51/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Лободенко К.В.,
при секретаре судебного заседания Зехове Б.З.,
с участием представителя административного истца по доверенности Чуйкова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эртман Натальи Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной,
установил:
Эртман Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором оспаривает результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, просит установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – 01 января 2018 года.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что она уплачивает налог на имущество, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению налога на имущество.
Так, согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 20200625/01-Н от 29 июня 2020 года, выполненного индивидуальным предпринимателем Ганныч А.А., рыночная стоимость объекта недвижимости установлена в размере <№...> рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость нежилого помещения составляет <...> руб.
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного объекта недвижимости являются неверными и нарушают ее права.
В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений по доверенности Пашнина С.Г. просила в удовлетворении административных исковых требований к департаменту отказать. В обоснование указано, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества департаментом не определялась и не утверждалась, в связи с чем, у департамента отсутствуют полномочия по проверке сведений, влияющих на определение кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
В отзыве на административное исковое заявление представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю по доверенности Рудь М.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований к Учреждению, как к самостоятельному административному ответчику. Удовлетворение требований в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости оставила на усмотрение суда. Также просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Учреждения.
В дополнении к отзыву на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю по доверенности Буренков Д.Л. просит суд вынести законное и обоснованное решение, а также рассмотреть административное дело в отсутствие представителя департамента.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Чуйков А.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Пашниной С.Г. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента.
Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на наличие уважительных причин неявки, суду не представил.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца на основании доверенности Чуйкова А.Г., исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В силу правовых положений, закрепленных в частях 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 318 от 27.04.2017 года, а также принимая во внимание дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и дату внесения ее в Единый государственный реестр недвижимости, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости таких объектов, подлежат регулированию в соответствии с нормами Закона № 237-ФЗ.
Так, из статьи 3 указанного Закона следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Эртман Н.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01 января 2018 года определена в размере <...> руб.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке № 20200625/01-Н от 29 июня 2020 года, подготовленный индивидуальным предпринимателем Ганныч А.А. Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта недвижимого имущества составляет <...> руб.
В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности отчет об оценке объекта недвижимости не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете должны содержаться все сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», оценивая предоставленный в материалы административного дела отчет об оценке как доказательство, в целях устранения каких-либо сомнений относительно обоснованности суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Разрешение вопроса о размере рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, является одним из юридически значимых для данного дела, требует специальных познаний в области оценочной деятельности.
Определением Краснодарского краевого суда от 12 августа 2020 года на основании ходатайства представителя административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для установления соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также для определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, производство которой поручено экспертному учреждению ООО «Юг-Регион-Оценка».
Согласно заключению эксперта № КС-20-086 от 23 ноября 2020 года, выполненному экспертом ООО «Юг-Регион-Оценка» Володиной Е.М., представленный отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2018 года составляет <...> руб.
От представителя административного истца по доверенности Чуйкова А.Г. ранее поступило ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы, поскольку считает, заключение эксперта неполным, выполненным с нарушением действующего законодательства об оценочной деятельности.
Определением суда от 29 декабря 2020 года по делу назначена дополнительная судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно заключению эксперта № КС-21-006 от 17 марта 2021 года, выполненному экспертом ООО «Юг-Регион-Оценка» Володиной Е.М., представленный отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности; рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2018 года составляет <...> руб.
Суд, проанализировав заключение судебной экспертизы, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки.
Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имуществ, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы. У суда нет оснований сомневаться в компетенции эксперта проводившего данную экспертизу. Информация, использованная экспертом при проведении оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, удовлетворяет требованиям закона.
Определение о возобновлении производства по делу, содержащее сведения о возвращении административного дела в Краснодарский краевой суд с заключением эксперта, получено своевременно всеми лицами, участвующими в деле. При должной степени заботливости и осмотрительности их добросовестное поведение предполагало принятие всех разумных мер для ознакомления с материалами делами, в том числе, с судебной оценочной экспертизой.
В ходе судебного разбирательства выводы экспертного заключения не опровергнуты, доказательств его недостоверности не представлено.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств, которые опровергли бы установленную в судебном порядке рыночную стоимость, лицами, участвующими в деле, представлено не было, в связи с чем, суд не находит оснований ставить под сомнение содержание и выводы заключения судебной экспертизы № КС-21-006 от 17 марта 2021 года, подготовленного экспертом ООО «Юг-Регион-Оценка» Володиной Е.М. В связи с чем, судом отклоняются доводы представителя административного истца о необходимости назначения по данному административному делу второй дополнительной экспертизы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определенная в заключении судебной оценочной экспертизы № КС-21-006 от 17 марта 2021 года рыночная стоимость объекта недвижимого имущества является достоверной.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости и налогоплательщика.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В связи с чем, требования, заявленные в административном исковом заявлении, подлежат удовлетворению в части рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы № КС-21-006 от 17 марта 2021 года.
В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О государственной кадастровой оценке», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости, является 01 января 2018 года.
Датой внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости является 01 января 2019 года.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Эртман Н.В. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере, равном рыночной стоимости, 06 июля 2020 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 13 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, заключения эксперта, суд удовлетворяет в части административные исковые требования Эртман Н.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном рыночной стоимости.
Директором ООО «Юг-Регион-Оценка» Володиной Е.М. в суд подано заявление о взыскании с административного истца расходов по проведению в рамках административного дела судебной экспертизы в размере <...> руб.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Вступившим в законную силу определением суда от 12 августа 2020 года расходы по проведению экспертизы были возложены на административного истца.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования о взыскании расходов за проведение судебной экспертизы обоснованными.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг эксперта, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В связи с чем, суд приходит к выводу о снижении суммы, подлежащей взысканию с административного истца в счет уплаты расходов за проведение экспертизы, до <...> рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Эртман Натальи Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества здания авторемонтных мастерских, кадастровый номер <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, на дату определения кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2018 года, в размере, равном его рыночной стоимости – <...> рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> считать 6 июля 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>.
Взыскать с Эртман Натальи Владимировны в пользу ООО «Юг-Регион-Оценка» оплату за проведение судебной экспертизы в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 апреля 2021 года.
Судья
Краснодарского краевого суда К.В. Лободенко
к делу № 3а-51/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
21 апреля 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лободенко К.В.,
при секретаре судебного заседания Зехове Б.З.,
с участием представителя административного истца по доверенности Чуйкова А.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эртман Натальи Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной.
Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Эртман Натальи Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества здания авторемонтных мастерских, кадастровый номер <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, на дату определения кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2018 года, в размере, равном его рыночной стоимости, – <...> рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> считать 6 июля 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>.
Взыскать с Эртман Натальи Владимировны в пользу ООО «Юг-Регион-Оценка» оплату за проведение судебной экспертизы в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Лободенко